Найти в Дзене

Гибель царевича Алексея Петровича. Дмитрий и Ирина Гузевич

Прошло уже более трех столетий со дня смерти царевича Алексея Петровича, наследника российского престола, сына Петра I, а историки до сих пор спорят «была ли его смерть естественной или наследника престола устранили путём убийства по воле его отца». Кем был обреченный отцом царевич: коварным изменником, жертвой интриг и невезения или упущенным шансом России.

Журнал «Звезда» предлагает читателям главы из исследования Дмитрия Юрьевича и Ирины Давидовны Гузевич, сотрудников Школы Высших Социальных исследований в Париже, глубоких знатоков петровской эпохи. Анализ, предположения и выводы авторов базируются на широчайшем охвате разных источников: официальных документов, свидетельств мемуарного характера и подробнейших материалов следствия «по делу», к которому были привлечены десятки людей разных сословий.

Дмитрий и Ирина Гузевич
Дмитрий и Ирина Гузевич

В центре исследования загадочный документ – «письмо Александра Румянцева», автор которого, непосредственный участник убийства царевича Алексея, подробно описывает обстоятельства преступления. Многие историки считают это письмо подделкой, но Дмитрий и Ирина, опираясь на исследования писателя и историка Н. Я. Эйдельмана, считают, что оно содержит реальные факты и является ценнейшим источником информации.

Существует семь версий смерти царевича: инсульт; последствия пыток; казнь кнутобитием, замаскированная под допрос; вскрытие вен; отсечение головы; отравление; удушение, и двенадцать версий описания его кончины. Авторы рассмотрели все двенадцать. Официальная версия, утверждающая, что смерть царевича была естественной, долгое время оставалась доминирующей. Вот как об этом было сообщено: «Июня 26 числа в 7 часу по полудни царевич Алексей Петрович в С-Петербурге скончался». В «Повседневных записках» А. Д. Меншикова от 26 июня 1718 г. опубликовано: «В тот день царевич Алексей Петрович с сего света в вечную жизнь переселился». Или вот текст, принадлежащий А. И. Остерману: «Цесаревич Алексей Петрович 26 июня оставил земной мир».

Интересно, что на одну из неофициальных версий, опирался даже Пушкин, когда записал в «Истории Петра»: «26-го царевич умер отравленный». В наше время впервые была выдвинута еще идея о самоубийстве царевича Алексея, якобы принявшего яд.

Как считают наиболее авторитетные специалисты по эпохе Петра, окончательной правды о том, как было совершено это преступление, мы не узнаем никогда – столь тщательно оно было продумано и мастерски осуществлено. Новых и тем более прямых доказательств нет ни для одной из версий. В этой ситуации остается уповать лишь на аналитические методы. К такому выводу пришли авторы работы.

Рекомендую к прочтению данное исследование, опубликованное в журнале «Звезда» № 11, 12 за 2023 год.

Тюльканова Елена – библиотекарь отдела периодики