Это наш бензин. И мы на нём ездим! С 1 августа в России вводится запрет на экспорт топлива из страны. Хотя, правильнее будет сказать - этот запрет возвращается. Его ввели еще в марте, чтобы сдержать растущие цены на бензин. Однако 20 мая гайки чуть раскрутили, и до конца июля наши нефтяники получили возможность гнать топливо за рубеж. К чему это привело? К росту цен и проблемам на АЗС. К каким именно и как дальше поведут себя цены на заправках? Вот об этом и поговорим!
Для начала оценим ситуацию на столичных АЗС. По данным московской топливной ассоциации, средневзвешенная цена литра АИ-92 бензина на этой неделе превысила отметку в 53,5 рубля. АИ-95 в среднем продаётся по 59,40, а дизель - за 65,67. Только с начала лета бензин прибавил в цене 2-2,5 рубля, а дизтопливо - примерно 1,5.
Но! Если посмотреть на динамику с начала года, то окажется, что топливо на столичных заправках подорожало где-то на 5%. Это даже меньше, чем официальная инфляция. А всё благодаря джентельменскому соглашению между нефтяниками и Правительством. По нему, цены на АЗС не должны расти быстрее инфляции.
Еще в начале июля вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе внимательно следить за соблюдением этого негласного правила. Для нас - потребителей - это хорошо. А вот для АЗС - это проблема. Как подсчитали в исследовательской группе “Петромаркет”, маржа заправок с каждого проданного литра АИ-95 сейчас отрицательная и составляет «минус один рубль двадцать копеек». То есть АЗС продают это топливо себе в убыток. По АИ-92 и дизелю - разница пока еще плюсовая. Но как такое вообще возможно? Проблема в оптовых ценах. И особенно сильно она проявляется на независимых АЗС. У крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний выстроена вся цепочка поставок - от добычи нефти и её переработки на НПЗ до продажи на АЗС. А вот независимые заправки покупают бензин в опте.
А там - с начала года биржевые цены выросли почти на 80%. Если в январе тонна топлива стоила примерно 45 тысяч рублей, то сейчас - уже почти 75 тысяч! И большая часть этого роста пришлась на последние пару месяцев. Что интересно: в прошлом году было абсолютно тоже самое. Стоимость топлива на бирже ставила рекорды и мелкие заправки вынуждены были продавать бензин в убыток. И тогда власти решили вопрос - на время запретив экспорт топлива. Ситуация нормализовалась. Но стоило снова окошку возможностей открыться… и полетел бензин по миру.
Доля бензина в общей структуре морских поставок нефтепродуктов увеличилась с 4 до 7 процентов. Да, из-за того, что в течение двух месяцев нефтяные компании могли гнать горючее за рубеж, спрос на него вырос. Цены, соответственно, подтянулись. Но это было лишь одной из причин, почему бензин стал дорожать. Спрос вырос и со стороны обычных потребителей. Все ж таки лето, высокий сезон, отпуска. Народ сейчас активно путешествует по стране. Напомню, многие аэропорты на юге до сих пор закрыты, поэтому люди часто добираются до места назначения на автомобиле.
Но если со спросом все хорошо, то вот предложение подвело. Весна и лето - это традиционное время для профилактики на НПЗ. А из-за санкций и атак беспилотников ремонты затянулись и выросли в цене. Как следствие - сократилось производство топлива.
По данным Росстата, в первом полугодии выпуск бензина составил 4,2 млн тонн - это на 28% меньше, чем в первом полугодии 2023 года. По дизелю ситуация лучше - сокращение всего 3%, но его и производят в 10 раз больше. Независимые АЗС изо всех сил пытаются обратить внимание властей на проблему. В частности, Российский топливный союз направил письмо вице-премьеру Александру Новаку, в котором указал, что производство самых популярных видов бензина не соответствует структуре их потребления.
По расчетам союза, на производство АИ-95 и бензинов с более высоким октановым числом приходится 45% от всего выпуска автомобильного топлива в стране. Вот только потребление этих марок значительно выросло - сейчас на них ездят почти 60% машин в стране. Вдобавок к этому, ассоциация товарных брокеров отметила, что и структура оптовых продаж бензина тоже оторвана от реальности. На торговлю АИ-92 на бирже приходится 60%, а на АИ-95 - только 40%. Хотя с точки зрения потребления - всё должно быть с точностью наоборот.
Судя по всему, в Правительстве решили прислушаться к продавцам бензина. Минэнерго в данный момент работает над дополнительной загрузкой НПЗ и увеличением объемов производства бензина. По идее, этих усилий, вкупе с запретом на экспорт бензина, должно хватить для стабилизации предложения, и, как следствие, цен на заправках. Плюс к этому, запасы топлива в стране вполне достаточные. Почти 2 миллиона тонн бензина и 3,5 миллиона тонн дизеля. Как считают участники рынка, запрет на экспорт бензина поможет стабилизировать ситуацию с точки зрения предложения. Но это, все же, временная мера. Необходимы комплексные решения, которые требует времени и денег.
Ну и что у нас в сухом остатке? Аналитики рынка предполагают, что нефтяники будут отыгрывать свои потери и упущенную из-за отказа от экспорта прибыль. Так что, велика вероятность, что даже несмотря на снижение оптовых цен, розничная стоимость бензина до конца года еще подрастет. Как минимум, на тот самый уровень инфляции. А это где-то еще процентов пять. Отложите на это деньги.