Найти тему
Деньги 24

Бак по расчёту. Что происходит на рынке топлива?

Это наш бензин. И мы на нём ездим! С 1 августа в России вводится запрет на экспорт топлива из страны. Хотя, правильнее будет сказать - этот запрет возвращается. Его ввели еще в марте, чтобы сдержать растущие цены на бензин. Однако 20 мая гайки чуть раскрутили, и до конца июля наши нефтяники получили возможность гнать топливо за рубеж. К чему это привело? К росту цен и проблемам на АЗС. К каким именно и как дальше поведут себя цены на заправках? Вот об этом и поговорим!

Для начала оценим ситуацию на столичных АЗС. По данным московской топливной ассоциации, средневзвешенная цена литра АИ-92 бензина на этой неделе превысила отметку в 53,5 рубля. АИ-95 в среднем продаётся по 59,40, а дизель - за 65,67. Только с начала лета бензин прибавил в цене 2-2,5 рубля, а дизтопливо - примерно 1,5.

Источник: Московская топливная ассоциация
Источник: Московская топливная ассоциация

Но! Если посмотреть на динамику с начала года, то окажется, что топливо на столичных заправках подорожало где-то на 5%. Это даже меньше, чем официальная инфляция. А всё благодаря джентельменскому соглашению между нефтяниками и Правительством. По нему, цены на АЗС не должны расти быстрее инфляции.

Еще в начале июля вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе внимательно следить за соблюдением этого негласного правила. Для нас - потребителей - это хорошо. А вот для АЗС - это проблема. Как подсчитали в исследовательской группе “Петромаркет”, маржа заправок с каждого проданного литра АИ-95 сейчас отрицательная и составляет «минус один рубль двадцать копеек». То есть АЗС продают это топливо себе в убыток. По АИ-92 и дизелю - разница пока еще плюсовая. Но как такое вообще возможно? Проблема в оптовых ценах. И особенно сильно она проявляется на независимых АЗС. У крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний выстроена вся цепочка поставок - от добычи нефти и её переработки на НПЗ до продажи на АЗС. А вот независимые заправки покупают бензин в опте.

Источник: СПбМТСБ
Источник: СПбМТСБ

А там - с начала года биржевые цены выросли почти на 80%. Если в январе тонна топлива стоила примерно 45 тысяч рублей, то сейчас - уже почти 75 тысяч! И большая часть этого роста пришлась на последние пару месяцев. Что интересно: в прошлом году было абсолютно тоже самое. Стоимость топлива на бирже ставила рекорды и мелкие заправки вынуждены были продавать бензин в убыток. И тогда власти решили вопрос - на время запретив экспорт топлива. Ситуация нормализовалась. Но стоило снова окошку возможностей открыться… и полетел бензин по миру.

Источник: S&P Global Platts
Источник: S&P Global Platts

Доля бензина в общей структуре морских поставок нефтепродуктов увеличилась с 4 до 7 процентов. Да, из-за того, что в течение двух месяцев нефтяные компании могли гнать горючее за рубеж, спрос на него вырос. Цены, соответственно, подтянулись. Но это было лишь одной из причин, почему бензин стал дорожать. Спрос вырос и со стороны обычных потребителей. Все ж таки лето, высокий сезон, отпуска. Народ сейчас активно путешествует по стране. Напомню, многие аэропорты на юге до сих пор закрыты, поэтому люди часто добираются до места назначения на автомобиле.

-4

Но если со спросом все хорошо, то вот предложение подвело. Весна и лето - это традиционное время для профилактики на НПЗ. А из-за санкций и атак беспилотников ремонты затянулись и выросли в цене. Как следствие - сократилось производство топлива.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

По данным Росстата, в первом полугодии выпуск бензина составил 4,2 млн тонн - это на 28% меньше, чем в первом полугодии 2023 года. По дизелю ситуация лучше - сокращение всего 3%, но его и производят в 10 раз больше. Независимые АЗС изо всех сил пытаются обратить внимание властей на проблему. В частности, Российский топливный союз направил письмо вице-премьеру Александру Новаку, в котором указал, что производство самых популярных видов бензина не соответствует структуре их потребления.

Источники: РТС, АТБ
Источники: РТС, АТБ

По расчетам союза, на производство АИ-95 и бензинов с более высоким октановым числом приходится 45% от всего выпуска автомобильного топлива в стране. Вот только потребление этих марок значительно выросло - сейчас на них ездят почти 60% машин в стране. Вдобавок к этому, ассоциация товарных брокеров отметила, что и структура оптовых продаж бензина тоже оторвана от реальности. На торговлю АИ-92 на бирже приходится 60%, а на АИ-95 - только 40%. Хотя с точки зрения потребления - всё должно быть с точностью наоборот.

Судя по всему, в Правительстве решили прислушаться к продавцам бензина. Минэнерго в данный момент работает над дополнительной загрузкой НПЗ и увеличением объемов производства бензина. По идее, этих усилий, вкупе с запретом на экспорт бензина, должно хватить для стабилизации предложения, и, как следствие, цен на заправках. Плюс к этому, запасы топлива в стране вполне достаточные. Почти 2 миллиона тонн бензина и 3,5 миллиона тонн дизеля. Как считают участники рынка, запрет на экспорт бензина поможет стабилизировать ситуацию с точки зрения предложения. Но это, все же, временная мера. Необходимы комплексные решения, которые требует времени и денег.

-7

Ну и что у нас в сухом остатке? Аналитики рынка предполагают, что нефтяники будут отыгрывать свои потери и упущенную из-за отказа от экспорта прибыль. Так что, велика вероятность, что даже несмотря на снижение оптовых цен, розничная стоимость бензина до конца года еще подрастет. Как минимум, на тот самый уровень инфляции. А это где-то еще процентов пять. Отложите на это деньги.