В этот самый день 229 лет назад в генуэзском театре «Сант-Агостино» состоялось первое публичное выступление легендарного скрипача Никколо Паганини, способного сыграть сонату на единственной струне скрипки. А в 20 веке люди научились играть на музыкальных инструментах… собственную ДНК.
Комментирует почётный профессор СФУ, генетик Константин Крутовский.
«ДНК – это последовательность четырёх нуклеотидов, в которых зашифрована вся необходимая для развития организма информация. Эту систему можно сравнить с другими системами кодирования и передачи информации: с алфавитом, нотной культурой из 7 нот, шрифтом Брайля или азбукой Морзе. Продолжая аналогию с языком, вспомним, что в ДНК существуют повторы из трёх нуклеотидов (триплеты), кодирующие аминокислоты. Три триплета показывают окончание последовательности нуклеотидов, кодирующих аминокислоты (белки) – это своего рода «точка», знак пунктуации в языке генетики. Таким образом, сочетание нуклеотидов даёт аминокислоты («слова»), сочетание аминокислот производит последовательность белков («предложения»). ДНК постоянно эволюционирует, как и язык, в ней появляются вставки и утрачиваются фрагменты.
В мире музыке действуют те же общесистемные законы, что и в генетике. Например, 7 нот – это «нуклеотиды», их последовательность (мелодия) – это аналог цепочек аминокислот. Есть в музыке своя «пунктуация» (крещендо, форте, пиано и т.д.). Японский учёный-генетик Сусуму Оно (Susumu Ohno) первым развил теорию, что эволюция ДНК идёт через повторяемость (дупликации) генов и дивергенцию. Будучи творческим человеком, Сусуму Оно сопоставил эволюцию генов с аналогичным процессом в музыке и «перевёл» некоторые закономерности функционирования генома на язык музыки. Оказалось, в частности, что логика существования генов, кодирующих белки, напоминает классическую композицию сонаты (экспозиция, главная и побочная темы, разработка и реприза).
Учёный предложил алгоритм, благодаря которому можно четыре нуклеотида ДНК и все образующиеся из них последовательности преобразовать в ноты. Так у человечества появилась возможность в буквальном смысле слова сыграть на музыкальных инструментах любую ДНК – растения, животного или человека. Например, известный музыкант Йоханнес Кох сыграл иммуноглобулин мыши, и критики сочли, что он звучит в духе русского композитора Скрябина".