Найти тему
Живописные истории

Картина «Интерьер в стиле Ренессанса с празднующими людьми»

Голландский художник и архитектор Бартоломеус Корнелис ван Бассен (1590-1652) специализировался на роскошно оформленных дворцовых интерьерах с элегантными фигурами.

«Интерьер в стиле Ренессанса с празднующими людьми»
«Интерьер в стиле Ренессанса с празднующими людьми»

Общая атмосфера данной картины наполнена роскошью.

Повсюду большое количество декоративных предметов и украшений.

Здесь есть и искусно вырезанные предметы мебели, и фриз вдоль верхней части стен, есть даже две колоссальные мраморные колонны с капителями, не говоря уж о показной выставке блюд и кубков.

Эффект богатства и роскоши усиливается элегантно одетыми мужчинами и женщинами, которые, кажется, наслаждаются обществом друг друга.

Создание этих фигур приписывается другому голландскому художнику — Эсайасу ван де Вельде (1587-1630). Уроженец Амстердама, Ван де Вельде поселился в Гааге в 1618 году, когда вступил в местную Гильдию Святого Луки.

Они (фигуры) могут дать нам определённые подсказки по дате создания картины.

Самый ранний датированный дворцовый интерьер Ван Бассена относится к 1622 году. К этому времени он переехал в Гаагу и зарегистрировался в местной гильдии. Отсюда логично предположить, что подобные интерьеры он писал только в Гааге, находясь в непосредственной близости от двора. Что делает датировку настоящей картины началом-серединой 1620-х годов вполне логичным.

Однако стиль одежды фигур, особенно мужских, с их высокими шляпами с относительно узкими полями и перьями, а также подобные женские прически делают дату между 1618 и 1620 годами более правдоподобной. Маловероятно, что богатые заказчики Ван Бассена, знакомые с последней модой, захотели бы себе картину с дорогим интерьером, но при этом с людьми в старомодных одеждах.

В отличие от нескольких других картин Ван Бассена, эта, кажется, изображает незамысловатую сцену в духе Веселой компании.

Следует ли в ней усматривать морализаторский подтекст — вопрос дискуссионный.

-2

В то время как фигуры за столом на заднем плане слева ведут вежливую беседу, общее настроение скорее связано с праздными удовольствиями; справа мы видим охладитель для вина, увитый виноградными лозами; на переднем плане — явно нетрезвый юноша наслаждается вниманием двух женщин; а подушка и игральные карты валяются на полу.

Гравюры того времени, которые возможно послужили источником вдохновения для группы из трех фигур на нашей картине, говорят нам о том, что молодой человек поплатится за свою расточительную жизнь, потому что его окружают паразиты, которые надеются извлечь выгоду из его беспечности.

«Богатый мужчина с двумя шлюхами», Гиллис ван Брин (приписывается), после Карела ван Мандера (I), 1597 г.
«Богатый мужчина с двумя шлюхами», Гиллис ван Брин (приписывается), после Карела ван Мандера (I), 1597 г.

В весёлую компанию также входят собака, обезьяна и попугай.

Некоторые исследователи предполагают, что эти животные, которые часто встречаются в интерьерах Ван Бассена, несут в себе символическое значение: среди прочих качеств собаке присуща преданность, тщеславие и похоть ассоциируются с обезьяной, а способность к подражанию — это талант попугая.

Хотя на картинах Ван Бассена, изображающих роскошные интерьеры, можно встретить персонажей разыгрывающих исторические сценки с явно морализаторскими намерениями, данная работа не входит в их число.

Хоть и содержит библейскую сцену.

Обратите внимание на большой триптих на задней стене с «Поклонением пастухов».

-4

Скромное поклонение пастухов Младенцу Христу резко контрастирует с праздными удовольствиями и расточительной жизнью компании.

Однако не следует думать, что подобные картины создавались исключительно для того, чтобы преподать урок зрителю.

Скорее, это были предметы роскоши для небольшого класса искушенных покупателей, которые ценили определённое противоречие между беспорядком жизни и упорядоченностью архитектурных конструкций.

Картина находится в Художественном музее Северной Каролины.