Найти в Дзене
Живописные истории

Картина «Конь и всадник» Герарда Терборха

С самого начала своей карьеры художника Герард Терборх (1617-1681) был очарован взаимодействием лошади и всадника. В многочисленных рисунках времен своего становления в родном художнику Зволле он обращался к этой теме, изображая не только всадников на конях, но и кавалеров, поправляющих седла, и кучеров, погоняющих лошадей. В большинстве этих зарисовок, включая один запоминающийся рисунок, на котором изображен конный солдат, мочящийся, пока лошадь спокойно ждет, когда он закончит, фигуры показаны сзади — они анонимны и ничем не примечательны. Тем не менее, хотя такие исследования помогают создать контекст для «Коня и всадника», они мало что делают для подготовки зрителя к поразительной силе этой исключительной картины. Терборх представляет собой не героический образ кавалериста на могучем коне посреди битвы, а скорее слегка утомленную фигуру, сгорбившуюся над своим могучим конем, идущим по неопределенному ландшафту. Этот образ сразу же вызывает в воображении изоляцию и долгие, один

С самого начала своей карьеры художника Герард Терборх (1617-1681) был очарован взаимодействием лошади и всадника.

В многочисленных рисунках времен своего становления в родном художнику Зволле он обращался к этой теме, изображая не только всадников на конях, но и кавалеров, поправляющих седла, и кучеров, погоняющих лошадей.

В большинстве этих зарисовок, включая один запоминающийся рисунок, на котором изображен конный солдат, мочящийся, пока лошадь спокойно ждет, когда он закончит, фигуры показаны сзади — они анонимны и ничем не примечательны.

Тем не менее, хотя такие исследования помогают создать контекст для «Коня и всадника», они мало что делают для подготовки зрителя к поразительной силе этой исключительной картины.

Герард Терборх «Конь и всадник», 1633/34 гг.
Герард Терборх «Конь и всадник», 1633/34 гг.

Терборх представляет собой не героический образ кавалериста на могучем коне посреди битвы, а скорее слегка утомленную фигуру, сгорбившуюся над своим могучим конем, идущим по неопределенному ландшафту.

Этот образ сразу же вызывает в воображении изоляцию и долгие, одинокие часы солдатской жизни вдали от товарищества в казармах.

Торжественность образа кажется огромной, поскольку вес лошади и всадника давит на зрителя, которого Терборх поместил на низкую точку обзора.

За исключением ярко-желтого пера на коричневой фетровой шляпе солдата, цвета мрачные — в основном коричневый цвет лошади, охра солдатских ботинок и синевато-черный цвет его брони. Небо, на фоне которого так отчетливо вырисовываются силуэты лошади и всадника, облачное, без намека на солнце.

Трудно понять, какой опыт позволил Терборху создать этот образ.

Эта работа не имеет прецедентов в нидерландском искусстве, за исключением собственных юношеских рисунков Терборха.

Ни одна известная картина Виллема Корнелиса Дуйстера (1599-1635) с которым Теборх, возможно, столкивался в Амстердаме в начале 1630-х годов, или Питера де Молейна (1595-1661), у которого он учился в Харлеме в 1634 году, даже отдаленно не напоминает настроение этого замечательной работы.

Была ли это реальная сцена, свидетелем которой художник стал недалеко от города Зволле? Возможно, это часовой, патрулирующий открытую местность в этой восточной провинции Нидерландов.

Было ли это плодом его воображения? Возможно, задуманным в надежде, что среди расположенных недалеко от города гарнизонов найдется человек, который предотвратит вторжение испанцев на голландские земли. Вопросов много, ответов мало.

Герард Терборх «Мужчина на коне», ок. 1634 г.
Герард Терборх «Мужчина на коне», ок. 1634 г.

Эту картину, изображающую одинокого всадника сзади, следует рассматривать в контексте двух других сопоставимых изображений — близких вариаций, которые должны указывать на то, что композиция имела успех и сразу же привлекла коллекционеров.

Герард Терборх «Всадник, вид со спины», ок. 1634 г.
Герард Терборх «Всадник, вид со спины», ок. 1634 г.

Представленная ранее версия является наиболее зрелой из этих работ, поскольку в ней присутствует ощущение объема и движения, отсутствующее у других.

Быстрая эволюция стилистической зрелости Терборха была одной из причин, по которой искусствоведы предполагали, что эта работа должна быть датирована периодом, когда он обучался в Харлеме.

Тем не менее, картина может быть написана и немного пораньше, то есть до того, как Терборх пошел учиться у Питера де Молейна.

Более ранняя датировка вполне оправдана наличием рисунков одиноких всадников (1630-х годов).

Более того, учитывая, что де Молейн был специалистом по пейзажам, кажется необычным, что Терборх создал бы такую поверхностную пейзажную обстановку для этой работы, если бы он уже прошел обучение у мастера.

Если Терборх действительно создал эту работу до своего обучения в Харлеме, он явно уже достиг высокого уровня художественного мастерства в результате обучения у своего отца и опыта полученного в Амстердаме.

Есть также интересная теория, что Терорх, возможно, использовал для этой картины манекен, а не живую модель, и эта гипотеза кажется вполне вероятной, учитывая рекомендации отца, который призывал его использовать именно такие художественные средства при создании картин.

Кроме того, это предположение хорошо объясняет не только то, как Терборх смог создать три таких похожих изображения, но и то, почему у него было такое пристрастие изображать фигуры сзади.

Небольшие деревянные модели были чрезвычайно полезны для передачи поз и языка тела, но совершенно не помогали художнику в передачи выражения лиц.

Картина находится в частной коллекции.