Благодаря книгам и тренингам, поставленных целей в мире — как пластика в океане. И накапливаются они у нас в сознании примерно так же, как пластик: переработать сложно, а сами по себе они не разлагаются 500 лет.
Неактуальные цели замусоривают всё вокруг: «Эх, вот я бы сейчас отдохнул как следует в отпуске, но у меня же список незавершённых дел на целую тетрадку, нельзя отдыхать. Надо доделать то, что я запланировал ещё в седьмом классе!»
Короче, многие учат ставить цели, но мало кто говорит о том, как от них избавляться. Как их утилизировать и перерабатывать.
А ведь устаревшие цели можно и нужно отменять. И при изменении обстоятельств цели можно и нужно переписывать, то есть перестраивать свой маршрут к желаемой ценности. Чувствуете разницу, да? Не «маршрут к цели», а «маршрут к ценности», то есть к воплощению чего-то ценного.
Цель сама по себе — это и есть маршрут к переживанию ценности. Это способ, а не финальная точка.
Например, «защитить диссертацию, чтобы почувствовать гордость» — это путь к самоуважению. Самоуважение и есть стоящая за всеми этими стараниями ценность, чаще всего. Не диссертация. Просто защитить диссертацию и потом не гордиться этим — это промахнуться мимо ценности самоуважения. Хоть цели удалось достичь, а что толку?
Финальная точка — это то, что мы переживём, ощутим в конце всего пути. А не то, где мы окажемся.
«Съездить на море» — это цель, и она может оказаться пустой. Не связанной с ценностью. Ну, съездили: море грязное, людей полно, всё дорого, ребёнок отравился арбузом, две недели лежал в больнице. Всё это происходило в приморском городке, но человек ведь не то имел в виду, когда мечтал о море, да? «Отдохнуть, переживая близость к морю» — вот это было бы совсем другое дело. Тут сразу две ценности подключаются: отдых и красота природы.
Как перестраивать цели
Ключевая мысль такая: каждая конкретная цель — это гипотеза. Она может подтвердиться, и цель приведёт к нужной ценности. А может и не сработать — тогда мы увидим, что эта цель уводит нас мимо нужной ценности.
Например, мы можем догадаться, что та поездка на море приведёт не к отдыху, а наоборот. Если мы заподозрили, что наша цель ведёт нас куда-то мимо — важно первым делом вспомнить, а что там была за ценность изначально. Ради чего вы собирались достигать этой цели?
— Ради чего ты покупаешь этот дорогой автомобиль?
— Ради чего тебе нужно утроить доход?
— Какое переживание ты ищешь, когда планируешь похудеть?
— К чему ты стремишься, когда отправляешься в путешествие?
В общем, ценность — это основа цели, как бы её скелет, внутренний каркас. Что же делать, когда ситуация поменялась, и цель потеряла актуальность? Этот каркас мы берём, отделяем от старой цели (отменяем предыдущую цель) и строим какую-то новую цель на этой же основе.
Пример про молодых родителей
Ценность: безопасность ребёнка.
Цель: хорошо следить за ребенком на прогулках.
Изменение: ребёнок дорос до школы.
Новая цель: научить ребёнка отстаивать себя в общении с другими детьми (видите, это делается тоже ради той же ценности — безопасности).
Новое изменение ситуации: ребёнок отстаёт в школе, возникли проблемы с математикой.
Новая цель: заниматься с ребёнком дополнительно, нанять репетитора.
Смотрите, на первый взгляд «следить за ребёнком в песочнице» и «нанять репетитора» — это совершенно разные цели. Так и есть, они разные. Но ценность за ними одна: родители стараются уменьшить риски для ребёнка. Сделать всё, чтобы угроз для него было меньше.
Но мы это хорошо видим, если подумаем. А если не думаем — то продолжаем тупо «додавливать» конкретную цель. Забыв о том, ради чего всё это.
Примеры про забытые ценности
— Пап, я не хочу ходить на эти тренировки, там тренер грубый очень, он издевается над пацанами и даже иногда бьёт.
— Нет, ты должен туда ходить, чтобы научиться постоять за себя.
Результат: ребёнок замкнулся, перестал доверять взрослым в семье, примкнул к подростковой банде и в составе этой банды избил тренера. Уголовное дело. Ээээ... наверное, родители хотели чего-то другого.
— Мама, я не пойду в школу сегодня, у меня болит живот!
— Что ты такое говоришь! У вас сегодня областная контрольная, марш в школу, и чтобы нормально решил всё!
Вообще-то, мама заботится о благополучии сына, о его хорошем будущем, о том, чтобы ребёнок не привыкал уклоняться от сложностей. Ценность успехов ребёнка — это важно, но на какой-то момент цель (контрольная) заслонила даже ценность жизни.
Результат: ребёнок в реанимации с перитонитом, увезли на скорой прямо с контрольной, жив, спасли. Но ещё бы полчаса... (и тут врачи хмурят брови и качают головой, а мама бледнеет и чувствует, что хотела совсем другого исхода).
Видите, как это работает? Когда цель отрывается от ценности, а мы упрямо продолжаем двигаться к этой цели — нам это вредит. Если мы забываем, ради чего стараемся — то старания ведут в тупик.
Пример про увольнение
— Я так много работал, надеялся на повышение в этом году, а теперь из-за кризиса весь наш отдел сокращают, всё пропало...
Послушайте, откуда вывод, что всё пропало? Может, наоборот, появился новый шанс. В кризисе ведь все решения принимаются легче.
Вспомните, для чего было нужно это повышение? К какой ценности оно должно было приблизить? Ради чего человек добивался, чтобы его повысили? Деньги? Самоуважение Показать пример детям? Получить управленческий опыт, научиться руководить людьми? Доказать что-то семье, жене, отцу? Власть как таковая? Работать с комфортом (в отдельном кабинете, без духоты, шума и гама)?
Так вот — любую из этих ценностей (власть, самоуважение, достижения, материальное благополучие, комфорт, опыт) можно воплотить тысячей других способов. А во время кризиса — так и миллионом способов, наверное.
В общем, подождите говорить, что «всё пропало», если само стремление к ценности в вас живо. При увольнении если что и пропадает — так это проложенные рельсы судьбы, по которым человек катился до сих пор. Но он ведь не трамвай, может и объехать :)
А вот что на самом деле было бы тупиком — это придумать цели для какого-то воображаемого персонажа, в надежде, что мы этим персонажем станем, «когда добьёмся». Нет, не станем.