Найти тему

Почему целеполагание сбивает нас с толку при планировании

Оглавление

За несколько прошедших тревожных лет у некоторых людей нарушилась способность действовать по плану, особенно по долгосрочному. И одна из основных причин этого — разрекламированное «целеполагание», то есть планирование с опорой на конкретные цели. Расскажу, как это произошло и что с этим делать.

Что рано или поздно происходит с целями

Мой папа ещё в школьные годы подрабатывал в магазине культтоваров — продавал по выходным радиоприёмники, радиолы, пластинки и прочее такое. В радиотехнике он разбирался, в современной музыке — тоже, так что справлялся хорошо.

И был у них там в продаже радиоприёмник «Фестиваль». Точнее, Festivals. Между прочим, с дистанционным управлением был девайс, высшего класса. Стоил 250 рублей, и это были бешеные деньги. За несколько лет, что папа проработал в том магазинчике, никто даже не приценился ни разу к приёмнику — вещь роскошная, но уж слишком дорогая.

Этот приёмник включали в магазине, чтобы он создавал атмосферу. Мягкий тембр звука, хорошие басы, корпус из благородных пород дерева, тонкая настройка — в общем, образ этого приёмника в папином сознании закрепился, как... Нет, не как цель — но как яркий пример «хорошей вещи».

Приёмник тогда папе очень нравился, грел душу и восхищал. Он им любовался. И обладание им вполне могло бы стать и целью, если бы не папин здравый смысл.

Разговаривали мы как-то с ним по телефону. И я говорю: «А хочешь, мы купим такой приёмник? Они есть на «Авито», и в хорошей сохранности некоторые. Закроешь гештальт, так сказать. Хочешь?»

Слева — тот самый Festivals. Видимо, так подчеркивается достаток бригадира лесорубов Ильи // Кадр из раскрашенной версии фильма «Девчата» (1961)
Слева — тот самый Festivals. Видимо, так подчеркивается достаток бригадира лесорубов Ильи // Кадр из раскрашенной версии фильма «Девчата» (1961)

А папа мне очень мудро ответил, что вещь, которая в 1962 году была передовой для своего времени, в 2022 году — всего лишь интерьерный объект в стиле ретро или предмет для коллекционирования.

Когда-то то это был способ с большим комфортом слушать музыку по радио, а сейчас такой приёмник только проявляет оригинальность вкусов владельца или даёт почувствовать ностальгию.

Знаете, моему папе уже не 15, а 75, но он всё так же любит хорошую современную технику и хорошую старую музыку. Что же изменилось? Почему ему теперь и даром не нужен приёмник «Фестиваль» размером с морозильник и весом в 25 кг?

Потому что у человека остались в сохранности его ценности, но не цели.

Снимаем обёртку

Цели — это, в общем, фантики. А конфетка — это наши ценности, ради которых и существует блестящий фантик.

«То, ради чего» всегда важнее «того, каким образом». Цель — это образ желаемого будущего, и этот образ у адекватных людей постоянно меняется, проходит постоянную сверку с реальностью.

Поэтому мотивационные тренеры и коучи, которые говорят, что достаточно поставить конкретные цели и идти к ним, продают людям фантики вместо конфет.

То, что слепая верность старой цели превращает человека в упрямый таран, ещё Пушкин описал. Помните, в «Руслане и Людмиле» один талантливый красавчик упорно и долго добивался любви прекрасной Наины? Пока добивался, попутно стал героем и завоевал полмира, но дама что-то не впечатлилась и отказала в близости.

Тогда он стал учёным, все его зауважали ещё и за мудрость, а Наина опять не захотела отвечать взаимностью.

Тогда он пошёл на крайности, стал колдуном, дистанционно приворожил Наину — и она к нему, наконец, прибежала, пылая чувствами.

Черномору достигнутая цель не понравилась // Кадр из фильма «Руслан и Людмила» (1972)
Черномору достигнутая цель не понравилась // Кадр из фильма «Руслан и Людмила» (1972)

И вот тут, ребята, возник конфуз. Потому что выяснилось, что за время, пока человек шёл к цели и добивался любви, оба героя состарились. И что Наина, конечно, до сих пор мощная старуха, но так уж добиваться её любви не стоило.

Пришлось отправить даму обратно домой, но теперь уж она обиделась. В общем, нехорошо получилось. Не нужен приёмник «Фестиваль» в 2022 году. Разве что в коллекцию древностей.

Как не просчитаться с целеполаганием

Вывод получаются вот какой. Человек, поставивший очень конкретные долгосрочные цели и достигший их, выигрывает в трёх случаях:

1) Если цель была связана с чем-то, что никогда не устареет. Например, если это была духовная цель.

2) Если цель всё так же привлекательна к тому моменту, когда её добились. А это может быть и через пять лет, и даже через пятьдесят. Желание получить это не должно зависеть от возраста людей (в отличие от Наины или красного спорткара, к примеру).

3) Если цель не была привязана ни к социальным институтам, ни к общественно-политической ситуации. Например, красный диплом — это цель, привязанная к социальным институтам, поэтому он с потрясающей лёгкостью обесценивается. А вот реальные знания — нет.

Ещё один пример цели, которая не обесценивается из-за политических перемен, и которую можно смело ставить и почти не корректировать — это поддержание хорошего здоровья. Оно всегда и везде будет помогать, и нет такого поворота событий, которое его обесценит.

Так что же получается? Долгосрочные цели ставить не надо? Наоборот. Надо, надо их ставить. Но без фанатизма. Лишь как временные опоры на пути, только как «Маршрут построен — ой, не туда свернули, маршрут перестроен».

И уж точно не на целях имеет смысл базировать свои долгосрочные стратегии, я так думаю. Ни в коем случае не на конкретных целях.

А на чём тогда? На трёх опорах:

— на собственных ценностях (именно своих),

— на понимании реальности (особенно, когда она меняется),

— на универсальных ресурсах (тех, что не устаревают и не обесцениваются).

Это то, что стоит крепко. При этом сами конкретные цели периодически стоит пересматривать, отменять и переосмыслять.

И тогда никакое «крушение надежд» не будет нас сильно тормозить. Потому что как мы надежды построили, так маршрут и перестроили. А если планы были жёстко привязаны к конкретным целям, а цели — к социальным институтам, то такая конструкция легко рушится.

Ещё про цели и ценности: