Найти тему

Декларация личных целей: проверяем, двигают ли нас вперёд повседневные дела

Оглавление

Далеко не всё, что есть в ежедневнике, соответствует нашим самым глубоким устремлениям. Поэтому с делами, которые мешают достигать главные цели, надо как-то разобраться. В этом поможет метод, описанный Аланом Лакейном в книге «Искусство успевать».

Фото: Nathália Rosa, Unsplash
Фото: Nathália Rosa, Unsplash

Плюсы методики

Помогает очень быстро перейти от нереалистичных фантазий к конкретным действиям, которые сейчас важны.

Минусы методики

Декларация — метод жёсткий и эмоционально сложный, требующий устойчивости. Если вы сейчас в кризисе или на грани депрессии — не применяйте его, подождите более спокойного времени.

Хотя, если честно, для людей в кризисе декларация Лакейна работает точнее и мощнее. Но риски велики, и я очень не рекомендую применять эту технику, если вы сейчас «рассыпались». Сначала немного подождите, пока получится собраться, а потом уж задавайте себе предельные вопросы, связанные с ограниченностью времени жизни человека.

Что нужно для применения

Декларация — довольно глубокий инструмент. Он требует сосредоточенности. Если вы хотите выполнить эту технику, выберите время и место, где вас не будут отвлекать в течение полутора часов. Это очень важно.

Работа начнётся с 10-20 минут на составление списка дел. На саму декларацию потребуется 20 минут сосредоточенной работы. На завершающем этапе нужно ещё до получаса, чтобы соотнести дела с целями и обдумать сделанное.

Также понадобятся:

  • пачка листов бумаги для записей;
  • таймер или песочные часы на две минуты;
  • четыре листа бумаги А4;
  • ручка.

Подготовка. Описываем повседневные дела

Начнём с составления списка дел. Запишите на отдельных маленьких листках бумаги всё, чем должны заниматься в ближайший месяц. Один листок — одно дело. Также добавьте туда:

  • все дела, которые выполняете каждый день, регулярно;
  • дела, которыми давно нужно заняться, но вы их откладываете;
  • то, чем хочется заниматься, но не хватает времени;
  • дела, которые навязывают окружающие, но вы от них пока уклоняетесь.

Вам может понадобиться довольно много листков: иногда нужно 50, а иногда и 200. Время на эту работу не ограничено, но лучше всё же не тратить на это больше 30 минут.

Пишите без критики. Если дело пришло вам в голову и вы его вспомнили — записывайте! Отфильтровывать будем потом.

Закончив, отложите все эти исписанные листы бумаги — например, положите их пока в конверт, чтобы не мешали.

Фото: Kelly Sikkema, Unsplash
Фото: Kelly Sikkema, Unsplash

Собственно декларация

Затем нужно составить саму «Декларацию жизненных целей». Для этого потребуется сосредоточенность. Возьмите четыре листа бумаги, ручку, сядьте поудобнее, уберите все, что вас отвлекает. Сейчас нужно будет с полным погружением работать около 20 минут.

Шаг 1. Определяем желания

Возьмите лист № 1, напишите сверху вопрос: «Каковы мои жизненные цели сейчас? Чего я хочу?»

Чего вы хотите сейчас? К чему вы стремитесь? Пишите обобщая, не мельчите цели. И не стесняйтесь хотеть многого.

У вас есть ровно две минуты, чтобы записать на этом листе все приходящие в голову цели. Обязательно включите таймер!

Когда черновик списка будет готов, есть ещё две минуты (не больше!), чтобы внимательно прочесть написанное и понять, не упустили ли вы что-то важное. Если забыли — сейчас можно дописать в первый лист всё недостающее.

Шаг 2. Приближаем масштаб

Возьмите лист № 2. Сейчас мы приблизим временной горизонт.

Если вам уже больше 30 лет, подумайте, как вы хотели бы прожить предстоящее пятилетие. Если вы младше 30, подумайте, как хотите прожить ближайшие три года. Запишите это на листе № 2. У вас есть две минуты.

Когда таймер прозвенит, проверьте, не забыли ли вы на листе № 2 записать что-то очень важное. Добавьте в список то, что упустили. На проверку второго списка тоже отводится две минуты.

Шаг 3. Представляем неприятное

Теперь предстоит самая сложная часть работы. Представьте себе такую ситуацию: что бы вы делали, если бы абсолютно точно узнали, что через шесть месяцев в вас ударит молния и ваша жизнь закончится?

Предположите, что вы уже составили завещание, и что все эти полгода у вас будет хорошее здоровье. Как вы проведете их, если будете знать, что они — последние?

Это трудный вопрос. Но всё же задайте его себе и серьёзно ответьте. Вы никому не будете потом показывать этот листок, поэтому напишите правду, как вы её видите сейчас.

Итак, у вас есть две минуты, чтобы описать на листе № 3, как бы вы провели ближайшие полгода, если бы точно знали, что они у вас — последние. А когда таймер сработает — есть ещё две минуты на проверку.

Шаг 4. Выбираем главное

Теперь у вас есть три заполненных листа. Настал момент, когда на каждом из них нужно выделить по три самых-самых главных цели. Обозначьте их буквами А1, А2 и А3. У вас есть две минуты на это.

Затем просмотрите ещё раз свои записи. У вас получился список из девяти главных целей: по три на каждом листе. Все они важны — не случайно все они обозначены буквой А.

Теперь за две минуты просмотрите эти записи и убедитесь, что вы правильно выбрали самые важные цели и что в этот список из девяти пунктов действительно вошло самое главное.

Шаг 5. Завершаем декларацию

Теперь возьмите четвёртый лист. Посмотрите на девять главных целей на предыдущих трёх листах. Нужно выбрать из них три важнейшие цели. Обозначьте их цифрами 1, 2 и 3.

Собственно, всё. Эти четыре листа все вместе и есть декларация. А самый важный лист — финальный. Что вы чувствуете, глядя на него? Что за человек мог бы так обозначить свои цели? Похож ли этот персонаж на вас?

Подумайте, часто ли вы вспоминаете о своих главных целях? Кто-то сверяет с ними каждый поступок, а кто-то вспоминает не так часто.
Фото: Say Cheeze Studios, Unsplash
Фото: Say Cheeze Studios, Unsplash

Сердце метода. Соотносим дела с декларацией

Достаньте из конверта ворох дел и разделите его на три группы. Первая — это «Точно моё», дела, соответствующие главным жизненным целям из декларации. Вторая кучка — то, что точно не моё, что мешает достижению главных целей. И третья кучка — это то, что либо никак не связано с целями, либо то, что вызывает сомнения.

Мы можем по-разному поступать с делами в зависимости от того, насколько они соотносятся с нашими целями. Категорию «Точно моё» нужно обязательно делать в первую очередь. Эти задачи нас поддерживают и делают самими собой.

С делами из категории «Точно НЕ моё» надо что-то делать. Их можно делегировать или от них надо попытаться вообще отказаться. Если отказаться невозможно — то за этим тоже стоит какая-то ценность.

Например, преподаватель не отказывается от неприятной работы только потому, что хочет помочь коллегам. Настоящая ценность — это доверительные отношения. Конечно, такому человеку не обязательно делать какие-то резкие движения, что-то сразу бросать, негодовать и спорить. Надо посмотреть, может ли он приносить общую пользу каким-то таким способом, который не будет его самого угнетать?

Наше угнетённое состояние часто связано с тем, что мы занимаемся несоответствующими делами. Чем-то, что чуждо нашим настоящим целям.

Можем ли мы зарабатывать деньги для семьи, занимаясь преимущественно любимой работой?
Можем ли мы обрабатывать собранные в исследовательском проекте данные каким-то таким способом, который не будет отнимать все 100% нашего свободного времени?
Как сделать выполнение повседневных дел таким, чтобы оно соответствовало жизненным целям?

Вот — по-настоящему сложные вопросы, над ними имеет смысл подумать.

Нам важно как можно чаще соотносить свои повседневные действия со своими жизненными целями. Такое соотнесение делает человека намного более целостным и последовательным. Трудно оказывать давление на человека, который точно знает, что он хочет делать, а что ему не соответствует. И наоборот: как только мы забываем о своих целях, нас сразу становится очень легко во что-то вовлечь, к чему-то принудить и что-то нам продать.

Когда применять метод?

Теперь каждое из новых дел вы можете быстро оценить: будет ли оно помогать вам в достижении ваших целей или наоборот, заберет ресурсы и отдалит вас от того, что для вас — самое ценное и важное.

Как долго декларация будет актуальной? Как часто её переписывать? Лакейн советует делать это ежегодно — например, в день рождения. Также неплохо получается в новогоднюю ночь или в какую-то другую важную годовщину.

Выписанные на бумагу главные цели из листа № 4 полезно носить с собой. Но это — достаточно личный документ, берегите его от посторонних глаз.

Другие инструменты тайм-менеджмента: