Сегодня популярная психология транслирует нам идею о том, что каждый человек в детстве получил ту или иную моральную травму и, дескать, надо ее обнаружить, понять, проработать и радостно жить дальше. Мол, все зло от этого. Как заноза - найти и обезвредить. Это породило целое направление - художественную литературу травмы.
Истоки
Современные писатели охотно стали рыться в детских воспоминаниях и вытаскивать на свет божий всякое - от банальностей, знакомых каждому, чье детство прошло 30-40 лет назад, до токсичных детско-родительских отношений. А порой и с психиатрическим уклоном.
Открыл этот ящик Пандоры, по-моему, Санаев. Тогда литература травмы еще не стала мейнстримом, и книга "Похороните меня за плинтусом" многих удивила. Кто-то внезапно обнаружил, что не один жил в подобном, и благодарен Санаеву, кто-то считает, что это смешно. Короче, книга нашла своих читателей:
Блогеры и журналисты
Литературу травмы обожают блогеры, которые считают, что могут и книгу написать. Я даже прочитала парочку:
Савельева написала "Апельсинки"
а Катя Майорова "Раньше девочки носили платья в горошек"
Суть в том, что "вот она я, такая несчастная, пожалейте меня. Я есть, проявите уже сочувствие, ведь у меня было трудное детство". Это такой клуб по интересам, видимо. Я могу понять, что кому-то может стать легче от узнавания, но называть это художественной литературой - такое себе. Опубликовать свой дневник в виде книги - еще не значит написать роман. В общем, это какой-то отдельный вид графомании, мне не близкий.
Номинанты и финалисты премий
А вот эти книги - уже сложнее:
Богданова "Сезон отравленных плодов"
Манойло "Отец смотрит на запад"
Некрасова "Калечина-Малечина"
Эти три молодые современные русские писательницы - номинанты и лауреаты разных премий, обласканы критиками, их книги вызывают интерес читателей. Но по сути все то же самое - это та же литература травмы, но не такая простая, как у той же Савельевой.
Нет, здесь описано не просто тяжелое детство отдельных персонажей, из него вытекают некие общественные тенденции, предполагается, что подобное-то детство было у большинства. Это уже литература, но с определенным взглядом на жизнь.
В этой жизни мужчины отвратительны и опасны, женщины и дети - жертвы. Окружающая действительность напоминает игру на выживание. Герои погрязли в физиологии. Ни одна их отрыжка, не говоря уж о прочих проявлениях их тел, не пройдет незамеченной. Серый, тинный, затхлый мир, населенный чудовищами, скрывающимися под личинами людей, предлагают нам эти девушки-писательницы.
И если какой читатель им ответит - нет, я живу в другом мире, его тут же обвинят в неприятии реальной (т.е. их) действительности.
Что сказать-то хотели?
Еще одна проблема этих книг - это их посыл. Как у психотерапевтов, у тех тоже в их книгах отлично обрисована проблема, но совершенно нет путей выхода или они настолько неубедительны, что хоть плачь.
Богданова призывает в книге обратить внимание на домашнее насилие. Но кого она призывает? Соответствующие организации и так в курсе, общество тоже. Может, она хочет предупредить женщин о возможности подобного? Но парадокс в том, что такие женщины книги вообще не читают. Какие пути решения для своих героинь предлагает Богданова? Никакие, все просто очень плохо и безвыходно.
На что призывает обратить внимание Манойло мне не совсем понятно. По-моему, это какая-то феминистская повестка и хайп на чернухе. Поведение ее героини лишено элементарной логики, у нее отсутствует инстинкт самосохранения, а мистика прикрывает прорехи в сюжете.
Некрасова призывает обратить внимание на недолюбленных детей. Показывая среднестатистическую, с ее точки зрения, российскую семью, рисует какой-то тоскливый ужас, в котором варится девочка. Появление Кикиморы попадает во все тренды - моду на славянскую мистику, воображаемого друга в психологии, выбирай на вкус. Феминизм присутствует и в этой книге. Опять же, подобные родители таких книг не читают (как и бабушки, подобные Санаевской). Те, которые тревожные и читают, впадут в еще больший ужас, но предугадать подобное вряд ли смогут.
А что же классики? У них тоже много мрака...
Русские классики тоже не отличались веселыми сюжетами. Но у них был конфликт, стремление к свету, борьба героев. У вышеназванных дам ВСЕ герои отрицательные. Есть злодеи и есть жертвы - раздавленные жизнью и потому тоже озлобленные. В лучшем случае им удается просто выжить. Не измениться, не понять что-то, не стать сильнее. Просто выжить.
Ну, это примерно как читать как кого-то долго били, а потом он нашел в себе силы доползти домой и вызвать скорую. Я понимаю, если бы это был детектив, но это проза "с претензией" на интеллектуальность, которая должна поднимать вопросы и предлагать пути их решения.
Так что главные вопросы "зачем мне это читать" и почему именно эта литература сегодня обласкана премиями и критиками остается для меня открытым.