Я все-таки прочитала эту книгу. Как только ее не называли. Голос поколения, роман поколения, вся правда о детях 90-х...
Все мои худшие ожидания подтвердились. Единственное, что заставило меня прочитать, - герои мои ровесники. И книга эта не о 30-летних, как везде пишут, а ближе к 40-летним. Есть разница.
Писательница из того же поколения. Что запомнила о 90-х и начале 2000-х она? Только страх, насилие, безнадегу.
Сюжет
Летом на бабушкиной даче в Подмосковье собираются:
- девочка Женя с родителями. Папа - бывший военный, а теперь они с мамой торгуют на рынке колготками.
- Илья и Даша с мамой Милой. Дети от разных мужчин. Илья от студента, который быстро отошел в мир иной от передозировки, Даша - от бандита Алика. Агрессивный и жестокий с Милой, он балует дочь.
Женя и Илья почти ровесники. В 2000-м Жене 16-ть, Илья чуть старше. Мир вокруг пропитан злобой: разочарованные в жизни родители, бабушка, подарившая квартиру МММ, соседские подростки, не отягощенные интеллектом, норовящие пристать с разными целями.
Немудрено, что проводя время в липкой духоте дачного домика, в тягучей скуке, разбавляемой поездками "на дискач" на мотоцикле, Женя и Илья прониклись друг к другу совсем не родственными чувствами. А еще какими романтическими. Женя понимает - это запретные отношения, "стыд-и-срам", но не может остановиться. Это сломает всю ее жизнь. И жизнь Ильи тоже.
Даша еще до совершеннолетия покатилась по наклонной со всеми атрибутами маргинальной жизни. Родила неизвестно от кого, затем вышла замуж за невменяемого агрессора и в итоге там совсем все плохо закончилось.
Эти истории рассказываются на фоне постоянных взрывов в метро, на остановках, и тревожном ожидании новых. Мир качается в сером мареве, а герои - в постоянном угaрe. Вот такая вот книга.
Зачем?
Такой вопрос возникает. Зачем мне это читать? Особенно раздражает, что рекламщики, да и многие рецензенты, обобщают. "Это такое поколение". "А что из детей, росших в тревожное время, могло еще выйти?" Такие фразы мне встречались.
Ну вы серьезно что ли? Богданова хотела этим романом привлечь внимание к теме домашнего насилия. Поэтому такая концентрация. Это не значит, что все были такие. Мало того, я считаю, что подобные семьи есть во все времена, а привязывать их к 90-м - такое себе занятие. И вообще, в моем окружении нет и не было таких маргиналов - которые устраивают "любовь" с родственниками, не знают, от кого их дети и напрыгивают друг на друга как собаки прямо на улице в кустах.
Про Женю и Дашу
Богданова пытается объяснить характеры героев воспитанием. Дескать, на Женю оказывал психологическое давление отец. Это то, что он заставлял ее учить английский и вообще сам за нее все решил. А она танцевать хотела.
Слушайте, да ладно, эта девочка была слабохарактерной с самого начала. Мало того, у нее там признаки психического заболевания. О чем речь?? Конечно, отец ее допускал уничижительные замечания, подсмеивался, даже иногда про подзатыльники шла речь. Это все, конечно, недопустимо, но знаете, этого мало, чтобы сломать.
Даша, дескать стала "такой", потому что видела агрессию отца к матери, унижения, избиения и у нее закрепилось неправильное представление об отношениях. Ну хорошо, но человек же не собака Павлова, на что-то дан нам мозг, чувство самосохранения в конце концов?
Еще один интересный факт. Все мужчины у Богдановой представляют силу. Отец Жени - бывший военный, Алик - бандит, Санёк из милиции, даже Илья в итоге стал управляющим стрелковым клубом. Но далеко не все мужчины такие в принципе. И женщины в книге варятся в каком-то своем супе, вытащить их из которого не под силу никому.
Им всем психолог нужен, но они уверены, что живут правильно, им "просто такие мужчины попадаются, не везет иногда". Они не видят закономерности в своем поведении и выборе, а если им встретится адекватный человек, они сочтут его скучным или слабохарактерным. Так что эта тема вовсе не про поколения, а про определенный склад психики, уклад жизни, я не знаю, но только тема 90-х там сбоку припека.
Если у Богдановой было токсичное окружение и личные страхи, которые ей мешают жить, не нужно наделять этими чертами всех людей, живших в то же время. Не книга, а паническая aтaкa какая-то.
Ложка мёда в бочке дегтя
Вся эта хтонь начинается в конце, а начало книги приятное. Богданова цепляет приметами времени - попса в плеере, радио Максимум, футболка с Титаником и Лео, пакет Марианна. Картошка с колорадами, тепло бабушки и тепло старой дачи с кислыми несъедобными яблоками. А после эту ленивую летнюю картинку схлопывают и начинается вот это вот всё.
Богданова писать умеет, здесь нечего сказать. Но дальнейшее повествование все перечеркивает. Я поняла, что ее интересует остросоциальная тема, но, по-моему, многовато этого стало в художественной литературе. И еще - я очень рада, что мы с Богдановой жили в разных мирах и в разных 90-х.
Еще из этой же оперы: