Писательница - победительница литературной премии "Лицей" (2022 г.) в номинациях "Проза" и "Выбор книжный блогеров". Книгу знатно продвигают. Чего только стоят хвалебные отзывы известных современных писателей о ней на обратной стороне обложки. Здесь и Басинский, и Сальников, и Богданова.
Современная русская проза - "особый вид искусства". Я уже достаточно накушалась беспросветной чернухой этих произведений и сразу поняла, о чем будет этот роман. Читать не планировала, даже когда увидела в Фикс-прайсе по смешной цене.
Но любопытство пересилило. Ведь здесь, в Дзене, начали появляться отзывы об этой книге, и я все же решилась)
Сюжет
Небольшой поселок на границе Казахстана и России. Семья. Муж Серикбай - казах, жена Наина - русская. Он - мусульманин, она - православная. Дочь Катя и сын Марат. Полный комплект)
Наина тяготится ролью жены и матери. Все чаще она проводит время в православной церкви, строительство которой только запланировано, а пока ее роль выполняет вагончик. Катя по сути сама воспитывает брата.
Когда ему исполняется 3 года, происходит несчастный случай, в результате которого мальчик погибает. Мать сбегает из дома с крупной суммой денег, которую жертвует на храм и уходит в монастырь. Отец-дальнобойщик дочь и вовсе не замечает. За ней приглядывает его сестра.
Приехавшая из Москвы бабушка, словно добрая фея, забирает Катю.
Прошли годы. После смерти бабушки Катя живет одна в Москве, еле сводит концы с концами, хотя работает звукорежиссером. В Казахстане умирает отец (именно это и имеется в виду в названии, а вовсе не его взгляды). Остается квартира. Катя, отчаянно нуждаясь в деньгах, едет в родной поселок, чтобы уладить дела с наследством.
А вот что творится в этом поселке, где ее встречают алчные родственники (та самая сестра отца с сыном) и какая там начинается жесть с налетом мистики - об этом уж я рассказывать не буду, а то неинтересно будет читать. Тем, кто все же на это решится))
Почему книга "модная"
Роман феминистский. Об этом писательница сама говорит в интервью. В ней поднимаются актуальные для современной литературы темы:
- насилие во всех видах;
- отношения отцов и детей;
- моральные травмы родом из детства;
- сила традиций.
Кроме того, элементы магического реализма - еще один популярный сегодня прием, который обеспечивает читательский интерес.
Основная линия
В повести события происходят в наше время, но описано чистой воды средневековье, где главная цель и смысл жизни женщины - родить мальчика.
Имя Улбосын в поселке давали дочерям в семьях, где ждали наследника. Имя означало "Да будет сын", и каждый день и час оно звучало как молитва. Все Улбосын, не имея прямого родства, походили друг на друга сутулостью, мягкостью форм и всегда виноватым взглядом.
Но это только начало, если и второй ребенок - девочка, то
будет Кыздыгой, что переводится как "перестань рожать девочек".
Все это типично и я верю, что и сейчас сохраняется в отдаленных местностях. С удивлением узнала, читая отзывы, что не все знают, почему такое внимание на этом. Очень просто. Непременно нужно родить мальчика, потому что именно он продолжит дело отца и будет заботиться о престарелых родителях. Девочку же придется отдать замуж в чужую семью, да еще с приданым. Выгода очевидна!
Мало того, родив мальчика, женщина немного продвигается по общественной лестнице. Когда он вырастет, она получит власть над невесткой, а сын будет ей подчиняться или, во всяком случае, уважать. Проблема в том, что не только мужчины унижают женщин, но и сами женщины. Типичная дедовщина, где каждый пробивает себе место под солнцем, а затем отыгрывается уже на следующих поколениях.
Все это красной линией проходит сквозь роман и задает вектор жизни и отношений.
Что не так?
Если коротко - перебор с чeрнухoй. А теперь длинно)
Манойло создает абсолютно черный мир, полный ужаса, грязи и мрака. В каждой самой мелкой детали она всячески это подчеркивает и усиливает:
- посуда со сколами, в сером налете;
- сальная одежда и пальцы людей, оставляющие темные следы на побелке стен;
- жирная, неприятная еда. Например, со смаком писательница описывает разделку бараньей головы на свадьбе. Даже косточки, на которых гадает одна из женщин, "с налипшими ошметками";
- соответствующие запахи;
- грязь и запустение в домах;
- бедность на грани с нищетой.
И постоянные смeрти и насилие. На каждой странице. Нет, Манойло не надоедает. Она находит все новые и новые поводы его описывать. С подробностями, с мазохистским любованием. Какой-нибудь из его видов вас обязательно заденет. Дети, взрослые, животные - всё идет в ход.
Второй момент - физиологические отправления. Самый вопиющий момент:
Катя, не в силах больше терпеть, рванула что есть силы к стене монастыря. Когда бабушка подошла к кустам, Катя виновато спросила, нет ли у нее салфетки. Салфеток не было, и Катя сказала, что подо...ся косынкой. Ирочка в ужасе протянула внучке несколько купюр, словно выкупила у той платок. Деньги оказались скользкими. Катя порезала .... и испачкала пальцы.
Вот я много что читала, но такое...
В конце начинается настоящая вакханалия, где эта Катя просто преступает табу, которые одинаковые во всех культурах.
Магический реализм в виде песен погибшего Маратика, удачно направляющего героев, - он лишний. Очень за уши притянуто. И создается ощущение, что писательница просто не знала, как связать вместе события. Здесь и появлялся поющий призрак. Удобно, но не убедительно.
И еще вопросы
- Жители поселка неукоснительно соблюдают традиции и производят впечатление ортодоксов. Но почему тогда отец Кати женился на русской? Ей позволяют ходить в православную церковь и вообще никто ее там не притеснял особо. Как-то странно.
- Мать Кати. Очень странный персонаж. Дескать, в результате подросткового бунта ее занесло аж на границу с Казахстаном из Москвы. От чего она бежала? Ее мать - преподавательница истории КПСС, квартира в Москве, положение в обществе. Смысл при этих вводных данных выходить замуж за казаха-дальнобойщика из села?
- Женщины в этом селе далеко не все такие забитые и ни на что не влияющие. Катя ходит в школу, там есть учительницы. Значит, женщины вполне получают образование и могут работать, а не выходить замуж в 15 лет.
- Катя работает на студии звукозаписи, но с трудом оплачивает съемную квартиру. Имеет дачу в Подмосковье, где они некоторое время жили, но ничего с ней не делает, и она просто разрушается. Короче, крайне инфантильна и не приспособлена.
- При этом, по логике таких книг, остается совершенно одна и едет прямо в логово своих маргинальных дальних родственничков, не имея никакой защиты. Дальнейшее было всем предсказуемо, кроме нее.
- Отец накопил очень большую сумму денег. При этом жил один и ни разу не вспомнил о дочери. Так зачем он их копил и кому? Персонаж этот странный и плохо прописанный, нелогично.
Справедливости ради, писательница и жизнь в Москве рисует такими же черными красками. На съемной квартире Катю доводит владелец недвижимости, представляющий ровно тот же типаж, что ее двоюродный братец в Казахстане.
Создается впечатление, что вся жизнь в мелких поселках/Казахстане/Москве/в начале 2000-ных - такая. А на самом деле, это Е. Манойло описывает отдельную маргинальную семью, причем даже не родителей Кати, а ее тети. Второстепенная линия становится почему-то главной в романе.
Зачем? Ответ в интервью:
— Я не хожу к психотерапевту и предпочитаю все проблемы решать через творчество и письмо. Для меня писательство очень лечебно.
Вот ровно об этом я писала в статье про Савельеву с ее "Апельсинками". Подобные писатели решают свои психологические проблемы и прорабатывают свои травмы за счет читателей. Во всех смыслах, включая материальный. Не они платят психотерапевтам. Мы платим, чтобы окунуться в их ... ну, вы поняли.
Плюсы?
Странно писать это слово после всех моих впечатлений) И все же они есть.
- Очень плотный текст. В 220 страниц убористым шрифтом Манойло удалось вложить многое, очень многое. Я не написала и половины своих мыслей, а отзыв уже получается очень длинный. Видимо, поэтому премию и дали.
- Прочитала за день. Книга удерживает внимание литературным языком и описанием традиций.
- Некоторые моменты были узнаваемы. В негативном ключе и по мелочи, но все же - например, описание остановки или полустершееся расписание автобусов.
Итог
Зачем читать такие книги - я не знаю. Мне лично это не нужно. Если бы не описание традиций и мелькание в разнообразных обзорах этой книги, я бы бросила. Чистый читательский мазохизм. Кому-то от такого чтения легче - читайте. Понравится поклонникам Некрасовой, Богдановой, Яхиной и т.д. Я же такую литературу стараюсь обходить стороной, хоть она и вызывает у меня много эмоций.
И, как обычно, вспоминаю цитату из Достоевского:
Если б только могло быть (чего, впрочем, по человеческой натуре никогда быть не может), если б могло быть, чтоб каждый из нас описал всю свою подноготную, но так, чтоб не побоялся изложить не только то, что он боится сказать и ни за что не скажет людям, не только то, что он боится сказать своим лучшим друзьям, но даже и то, в чем боится подчас признаться самому себе, — то ведь на свете поднялся бы тогда такой смрад, что нам бы всем надо было задохнуться.
И повторяю - уже, Федор Михайлович, уже...