Хочется иной раз насладиться чем-то изысканным, утонченным и в то же время пышным и вычурным. Как сесть и съесть торт в одну персону.
И как нельзя лучше подходят для этого старинные образцы так называемой придворной готики. Или интернациональной, так как была почитаема эта красота богатыми и знатными в разных странах Европы в один и тот же исторический период - в последней трети 14 - первой трети 15 вв.
Все это обилие позолоты, утонченность изображенных нарядов и лиц, более всего ассоциируется с пышными и прекрасными Средними веками. С их любовью к красоте и чрезмерности.
Художники того времени изощрялись, расписывая объекты религиозного предназначения и драгоценные книги.
Но книжную миниатюру мы с вами сегодня рассматривать не будем. остановимся на религиозных произведениях, которые предназначались для алтарей.
И познакомимся с творчеством яркого представителя этой самой интернациональной готики - Джентиле да Фабриано (1370-1427 гг.) годы жизни которого чудесным образом практически совпадают с годами распространения стиля, в котором он творил.
Как водится, о жизни самого художника мы практически ничего не знаем.
Слишком много веков прошло с тех пор.
Его жизнь известна по немногим скудным сведениям и по местам расположения его работ.
Происхождение мастера не известно. Зато известно, что мать его умерла, когда ему было лет 10, а его отец, через 5 лет ушел в монастырь и вскоре там тоже умер. Меня в этой истории удивляет, как можно было уйти в монастырь, оставив как минимум одного несовершеннолетнего сына (о братьях или сестрах художника данных нет), но факт остается фактом.
На взлете жизни будущий знаменитый мастер остался круглым сиротой.
Где он учился, у кого набирался опыта - данных нет. Он появляется на горизонте уже сложившимся профессионалом.
И вся его жизнь прошла в разъездах по Италии. В поисках богатого покровителя или заказчика. Это была стандартная участь художника. Коллег по цеху у Фабриано было очень, очень много, так что работать и искать заказчиков приходилось в условиях жесткой конкуренции.
Плюсом Фабриано в этой борьбы, вернее, его конкурентным преимуществом, помимо мастерства, являлся тот факт, что некоторое время он работал придворным художником герцога Милана Джана Галеаццо Висконти (1351-1402 гг.)
Герцог, кстати, тоже отмечен вниманием моего канала. Вот статья, в которой он фигурирует:
То есть, можно понять, что характер у правителя был сложный. Тем не менее, при его дворе, примерно с 1380 года и до преждевременной кончины герцога от чумы в 1402 году Фабриано обрел стабильность. Которой потом, насколько можно судить по географии его работ, у него не было. Зато была репутация придворного мастера, так что отныне его клиентами были только те, кто принадлежал к сливкам итальянского общества того периода.
Художник общался со многими знаменитыми коллегами, и умер, неизвестно от чего, в Риме, работая над заказом от римского папы. По легенде он завещал свои инструменты другому знаменитому художнику того времени - Пизанелло (1395-1455 гг.), который и завершил работу через 5 лет. Это было украшение центрального нефа базилики Святого Иоанна Латеранского.
Ну а теперь - некоторые работы Фабриано. Разные годы, разные творческие периоды, на всем - печать веков. В основном это Мадонны. Детализировать не буду, простите. Большинству любопытствующих полное название и расположение шедевра, как показывает опыт, не говорит вообще ни о чем.
Любуйтесь. Немного тяжеловесное впечатление, на мой взгляд.
Листайте:
Мне нравится, что на некоторых его картинах Младенец улыбается, и как бы напоминает Черчилля с его знаменитым знаком победы. Он как бы говорит верующим - "Все будет отлично, я здесь - прорвемся!)"
Конечно, надо иметь ввиду, что есть изъяны репродукции, что на многих картинах поверхность потемнела, а другие были реставрированы, но не всегда удачно. То есть, делать скидку на время и обстоятельства...
Но каким же пышным и ярким был мир, в котором все это давящее количество позолоты воспринималось как нечто гармоничное и естественное!
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.