Всеми любимый капитан звездолета, которому уже за девяносто, продолжает смело идти туда, где не ступала нога человека
Легенда «Звездного пути» Уильям Шетнер дебютировал в музыке в 1968 году с альбомом The Transformed Man, объединив Шекспира с Бобом Диланом и The Beatles. 36 лет спустя он вернулся с альбомом Has Been, где представил свои стихи в современной обработке. А в 2011 году выпустил Seeking Major Tom, который пришелся по вкусу поклонникам прогрессивного рока. В 2013 году он представил Ponder The Mystery — свой первый альбом с полностью оригинальным материалом, написанным в соавторстве с Билли Шервудом из Yes, в записи которого также приняли участие музыканты группы Circa (среди гостей — Рик Уэйкман, Стив Вай и Робби Кригер). Естественно, нам захотелось узнать больше.
Как вы пришли к записи альбома Ponder The Mystery с группой Circa?
Я уже записал альбом Seeking Major Tom на лейбле Cleopatra, и Брайан Перера, глава лейбла, спросил, не хочу ли я записать еще один. Я ответил: «Конечно, но что именно?». Брайан познакомил меня с Билли Шервудом, и мы сразу поладили. У Билли есть группа Circa: Тони Кей из Yes, Рики Тирни и Скотт Коннор — четверо музыкантов и я в качестве вокалиста.
Мы дали три концерта в Лос-Анджелесе, чтобы понять, что у нас получается, достаточно ли хорош материал, достаточно ли хорош я (они-то точно хороши), и есть ли у нас будущее в том, чтобы заниматься музыкой перед публикой.
В альбоме The Transformed Man вы соединили Шекспира с драматической интерпретацией современных поп-песен.
В то время я был молодым актером с шекспировским бэкграундом, который любил музыкальность и ритм ямба, на котором я вырос. Поэтому концепция The Transformed Man заключалась в том, чтобы взять современную песню с хорошим текстом и музыкально соединить ее с классическим литературным произведением под оригинальную музыку Дона Ралька. Это была попытка показать, что у слова в песне и у слова в литературном произведении, например, у Шекспира, есть общие черты.
Это была моя интеллектуальная попытка, и я не всегда был успешен в этой записи, но с тех пор я развил эту идею в альбоме Ponder The Mystery, где написанные мной тексты имеют более глубокий смысл, чем поверхностные слова. В этих текстах есть вещи, которые открываются при повторных прослушиваниях. Встреча с таким гением, как Билли Шервуд, была очень кстати, он настоящий гений, и я думаю, что это отразилось на альбоме.
Эффективна ли театральная подача при исполнении песен?
Думаю, да, великие певцы умеют передать и протяжную ноту, и эмоции, менее талантливые певцы тянут ноту без эмоций, концентрируясь на технике. На другом конце этого спектра находится актер, который пытается — иногда тщетно — найти мелодию в звучании слов.
Изучаете ли вы текст песни так же, как театральный диалог?
Когда я записываю каверы, я думаю о тексте как о роли. В песне что-то происходит, и я стараюсь передать правду, которая, как мне кажется, заложена в песне, но исполняю ее по-своему. Например, «Mr. Tambourine Man» — это парень, который ищет связи с кем-то, а «Lucy In The Sky With Diamonds» — парень под ЛСД и так далее.
Мешала ли вам популярность на телевидении наслаждаться 60-ми?
Я отрывался по полной программе, насколько это было возможно.
Пока вы были заняты в «Звездном пути», вы не могли отращивать волосы.
Я отрастил бакенбарды. И хотя я никогда не увлекался наркотиками, я попадал в разные передряги.
Когда вы занимались американским кенпо каратэ, у вас был один тренер с Элвисом Пресли. Вы когда-нибудь спарринговали с ним?
Вот это была бы история! «Я спарринговался с Элвисом Пресли и победил, но меня избили его охранники». К сожалению, самое близкое, что у меня было, — это запись альбома Has Been в его студии в Нэшвилле, которую купил [продюсер/аранжировщик] Бен Фолдс уже после смерти Элвиса.
Тексты песен в альбоме Has Been кажутся очень личными.
Они идут от сердца, как и Ponder The Mystery, который, я очень надеюсь, людям тоже понравится, потому что я сам от него без ума. Я написал большую часть песен для Has Been и все песни для этого альбома. Я просто шел своим путем, пытаясь довести до совершенства этот свой актерско-музыкальный стиль.
Сообщество любителей прогрессивного рока приняло вас в свои ряды.
Эти замечательные музыканты, 14 человек, играющих на всех песнях (15-я песня — как увертюра, где играет только Билли), но во всех остальных песнях есть необыкновенный музыкант, играющий соло на своем инструменте, и это придает песням такую индивидуальность, о которой я и мечтать не мог.
Что общего у фанатов научной фантастики и прогрессивного рока?
Посмотрите на сходство в их стремлениях. Научная фантастика стремится исследовать границы воображения, каким будет будущее мира, взять лабораторную возможность и перенести ее в реальность. Прогрессивный рок стремится раздвинуть границы музыки, и это естественная область соприкосновения между любителями научной фантастики и поклонниками прогрессивного рока.
Есть ли у вас на примете другие музыкальные проекты?
Я все еще балансирую на грани. То есть вот он я, солист прогрессив-рок-группы, это как будто меня перенесли с Северного полюса на Южный. Я стою на Южном полюсе, Амундсен с одной стороны, Скотт с другой, и думаю: «Где я?». Я посреди нигде, я не знаю, имеет ли то, что я собираюсь сделать, какое-то значение или я просто делаю из себя посмешище.
Это завершает то, что было начато с альбома The Transformed Man.
Это было настоящее путешествие: от первой идеи воспринимать песню как актерскую работу до совместного написания песен с таким потрясающим музыкантом, как Билли. Я говорю ему: «Я не знаю, хорошо ли это». А он выдает мне все эти рок-н-ролльные словечки: «Это круто, мне нравится». А я думаю: «Ого, да я говорю на рок-н-ролльном сленге». Это невероятный опыт, и я так рад, что сделал это, но удастся ли мне добиться успеха — решать таким людям, как вы.
После выхода альбома Ponder The Mystery Уильям Шетнер выпустил еще пять пластинок, в том числе обновленную версию Ponder The Mystery.