Найти тему
Самарский политех

Игры философа

Роман Исаев, доцент кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки», кандидат  философских наук,  уверен, что на гуманитарных факультетах пора вводить предмет «игроведение» (gamestudies). Он сам давно уже Homo ludens. А теперь ещё и увлечённый разработчик компьютерной игры в жанре RPG.

– Роман, компьютерные игры – это часть современной культуры или просто «развлекуха»?

– Раньше игры воспринимались как причудливый способ организации свободного времени, а разработчики игр – как чокнутые (в хорошем смысле слова) люди. Но компьютерные игры всегда были частью культуры. Другой вопрос, что за последние 20–30 лет они стали массовой культурой. А разработчик видеоигр сегодня – это уже профессия на рынке труда. Сейчас обучиться ей так же легко, как выучиться на программиста. Профильные кафедры в вузе, курсы в интернете, стажировки в крупных компаниях – всё для будущих создателей видеоигр.

– Что важнее для создателя: технические знания или фантазия, опыт от прочитанных книг, просмотренных фильмов?

– Дизайн – это всегда в первую очередь фантазия, и игровой дизайн не исключение.

– Какой была первая видеоигра, в которую вы сыграли?

– Мне повезло познакомиться с играми через игровые автоматы. Название игры сейчас уже и не вспомнить, но она была про боевых роботов, которые, подобно трансформерам из фильма Майкла Бэя, сражались друг с другом на арене. Ну круто же!

– Мы знаем, что разработчики порой нещадно эксплуатируют человеческие страсти (собирательство, страсть к насилию, нездоровое любопытство). Этика, человечность важна для разработчика?

– Игры – это продукты, и их производители действительно нацелены (чаще всего) на получение прибыли за счёт подыгрывания человеческим страстям. Значит ли это, что этика и мораль не важны? Конечно, нет. Геймдизайнер заботится об этих вопросах, но всегда сталкивается с производственными издержками и коммерческим видением собственников – акционеров компании, на которую он работает. Кто победит? Ответ на этот вопрос дан в каждой игре.

– «Майнкрафт», в который играет половина человечества, просто «песочница», то есть в ней можно «возиться» бесконечно долго. Ваша игра имеет цель?

– Наша игра относится к жанру изометрических RPG (Role-Playing Game, или компьютерная ролевая игра) в фэнтезийном сеттинге. А если без этих умных словечек, то игра о путешествии героя в мир Островов. Сейчас проект носит одноимённое название «Острова», которое указывает на одну из особенностей: движение от одних локаций к другим осуществляется через стабильные порталы, разрывающие материю и время. Природа порталов неизвестна игроку, и он должен эмпирическим образом двигаться сквозь них, преодолевая испытания, помогая страждущим, чтобы разгадать тайну Островов и его жителей.

– Роман, а вы согласны, что идёт геймификация мировых проблем – войн, проблем гендерных и национальных, перекраивания истории, других вещей, важных для человека и человечества?

– Да, это так. В целом это подтверждает тезис о том, что игры уже стали культурой, то есть зеркалом, отражающим мир. Порой это зеркало кривое, но без кривизны невозможно понять, что такое норма.

Наука
7 млн интересуются