Farnborough International Airshow завершилось в пятницу не взрывом эмоций, а тихими разговорами. Как и ожидалось, шоу было не ярким, и проиллюстрировало расходящиеся перспективы коммерческой и оборонной авиации. Forbes с некоторыми выводами
С коммерческой стороны, продолжающийся дефицит производства Boeing затронул цепочки поставок через компании, производящие компоненты и системы, которые сходятся для окончательной сборки в готовый самолет.
Многочисленные опросы и анализы подтвердили, что Boeing, особенно В737MAX, был серьезным нарушителем системы поставок, хотя Airbus также столкнулся с похожими проблемами. Ситуация была настолько острой, что поставщики открыто нарушали основной график производства самолетов, который когда-то считался неприкосновенным, чтобы сократить собственное производство и избежать избыточного накопления запасов.
Boeing не предоставил ни одного из своих самолетов для статической или полетной демонстрации, как это было всегда. Новые заказы на самолеты, которые часто попадают в заголовки во время авиашоу, но не являются по-настоящему серьезным событием, также были очень низкими.
Многие из «объявленных» заказов — это информация, которая накапливалась в течение года и была открыта на авиашоу. Но даже с этой оговоркой Фарнборо сильно отстал от итогов авиашоу в Париже в июне 2023 года. У Airbus было примерно пятая, а у Boeing — четвертая часть количества заказов в этом году по сравнению с тем, что было в Париже в прошлом году.
Частично причиной этого несоответствия было время — Париж оседлал волну авиаперевозок после эпидемии. Но также Париж был до инцидента с дверной пробкой Alaska Airlines, который вновь привлек внимание к проблемам качества и безопасности Boeing.
Правда в том, что невыполненные заказы на узкофюзеляжные самолеты серии A320 и B737MAX, настолько велики (девять лет!), что у авиакомпаний или лизингодателей нет необходимости выстраиваться в очередь за спросом через десятилетие.
Иллюстрацией этого стали заказы на широкофюзеляжные самолеты, которые были в два раза больше по количеству или стоимости для обоих производителей по сравнению с прошлым годом, что свидетельствует о постепенном восстановлении дальних международных поездок.
Еще одним предвестником относительного недомогания, влияющего на внутренние поездки, стало объявление о доходах авиакомпании Ryanair в первый день авиасалона. Прибыль крупнейшего перевозчика Европы по количеству самолетов за второй квартал упала почти вдвое по сравнению с предыдущими тремя месяцами, что привело к падению ее акций на 15%.
Виновником стало снижение цен на билеты на те же 15%, что указывает на слабость спроса на поездки. Позднее на этой неделе American, Delta и United сообщили о схожих эффектах.
Причин снижения может быть много — прекращение «путешествий из мести» после коронавируса, или рост общей стоимости поездки (включая питание, номера в отелях, цены на мероприятия, наземный транспорт и т. д.).
Но этот дефицит происходит на фоне в общем-то здоровой экономики. Интересно, что продажи предметов роскоши также упали, что говорит о снижении аппетита во всех слоях общества. В целом потребность в большем количестве самолетов для укрепления внутренних флотов кажется не такой срочной.
Оборонная часть авиашоу была совершенно иной. Из-за событий в Украине, а также глобального роста напряженности с Китаем, Россией, Ираном и Ближним Востоком, оборонные бюджеты растут во всем мире.
Программа GCAP - Global Combat Air Program, истребитель шестого поколения, разрабатываемый консорциумом BAE Systems, Leonardo и Mitsubishi Heavy Industries, представила новую конструкцию треугольного крыла. Программа, которая была сформирована всего 1,5 года назад, предполагает поставку самолетов, которые будут совместимы с истребителями других стран, такими как Lockheed F-35, к 2035 году.
Недавно избранный премьер-министр Великобритании Кир Стармер посетил авиашоу и сделал замечания, которые должны были показать его поддержку GCAP, но изначально были восприняты как двусмысленные, учитывая ожидаемую проверку министерства обороны Великобритании, которая начнется в ближайшее время.
Это волнение подчеркнуло политический фон в отрасли, который был усилен выходом президента Байдена из выборной кампании накануне авиашоу. В обоих случаях общее мнение было таково, что зыбучие пески не повлияют на общий спрос на оборонные программы.
Collaborative Combat Aircraft, или CCA, также были в центре внимания на авиашоу. Эти беспилотные летательные аппараты, которыми будет управлять пилотируемый истребитель, могут быть спроектированы и построены гораздо дешевле, чем самолет, который должен поддерживать и защищать человека-оператора.
Они также могут совершать рискованные маневры, чего не может пилотируемый самолет, а некоторые проекты даже считают подобный самолет расходным материалом в бою. Однако двигателя с соответствующей тягой и стоимостью для этого нового применения пока нет. В результате General Electric и Kratos объявили о создании совместного предприятия по разработке небольшого, доступного двигателя для такого самолета.
В целом, спокойная обстановка мероприятия укрепила идею, которая росла годами. Действительно ли нужны эти масштабные шоу? Если взять коммерческую составляющую, бизнес по покупке новых самолетов делается в течение всего года и не материализуется внезапно в импровизированном шале на взлетно-посадочной полосе аэропорта.
А логистический кошмар объединения небольшого города с аэродромом в нескольких часах езды от столицы страны с ограниченными подъездными путями уже давно стал предметом жалоб людей, не говоря уже о тратах времени, денег и углеродного следа.
Париж и Лондон стали знаковыми местами проведения мировых авиасалонов. Парижский, проходивший в Ле-Бурже, был местом, где Линдберг приземлился в конце своего исторического пересечения Атлантики.
Фарнборо, база Королевских ВВС, которая принимала участие в битве за Британию, была местом расположения завода по производству воздушных шаров Его Величества и первого полета самолета с двигателем в Великобритании в 1908 году.
Фактически, любовь европейцев к авиации была продемонстрирована подъемом воздушного шара с пламенем на церемонии открытия Олимпийских игр, посвященной первому пилотируемому полету (на воздушном шаре) братьев Монгольфье на окраине Парижа.
Но, несмотря на эти исторические корни, центры авиационной активности появились в Азии, Америке и Ближнем Востоке. В Сингапуре и Дубае есть авиашоу, которые выходят за рамки их регионального значения, в то время как в Европе есть два глобальных шоу.
В США нет сопоставимого события, но конференция Международного общества торговцев транспортными самолетами выросла до такой степени, что некоторые называют ее American Air Show.
Начавшись как собрание арендодателей и финансистов, он приобрел значимость и привлекает высшее руководство производителей коммерческих самолетов и двигателей, а также лизинговых компаний. Это неудивительно, учитывая, что порядка 45% парка коммерческих самолетов принадлежит арендодателям. Однако он не имеет заметной оборонной направленности.
Но эти шоу чрезвычайно важны для престижа принимающих стран и не закончатся в ближайшее время. Они дают импульс отрасли и немного романтики.
Источник: Forbes
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале