Найти в Дзене
Фотосклад.Эксперт

Как фотографировать ночью — 13 советов для съёмки портретов

Оглавление

Фотосессия ночью или в сумерки — самое большое испытание для новичков. В солнечную погоду на улице снимать тоже сложно: часто получаются пересветы и некрасивые чёрные тени, человек щурится, потеет. Но в таких условях хотя бы видно модель, а на снимках нет шумов.

В десяти советах рассказываем, какая техника нужна для съёмки портрета ночью, как минимизировать шумы и что делать, чтобы получилась красивая фотография, а не чёрный квадрат.

   Одна из самых распространённых ошибок новичка — ISO, задранное выше рабочего диапазона. Тогда на фотографии столько шумов, что она «рассыпается» — как будто распадается на кусочки пазла, и не получается рассмотреть детали / Фото: Елизавета Чечевица
Одна из самых распространённых ошибок новичка — ISO, задранное выше рабочего диапазона. Тогда на фотографии столько шумов, что она «рассыпается» — как будто распадается на кусочки пазла, и не получается рассмотреть детали / Фото: Елизавета Чечевица

Изучите локацию заранее

Если вы полагаетесь только на уличное освещение, придётся продумать маршрут фотопрогулки заранее и потратить вечер, чтобы изучить местность. Обращайте внимание на яркие вывески, высоту и количество фонарей, есть ли большие окна на первых этажах коммерческих помещений.

   Ситуация из фотопрактики: чтобы сделать пару фотографий с неоновой вывеской, пришлось заранее гулять по району и искать подходящие вывески. Причём это должно быть не «Шаверма 24 часа», а нечто эстетичное / Фото: Елизавета Чечевица
Ситуация из фотопрактики: чтобы сделать пару фотографий с неоновой вывеской, пришлось заранее гулять по району и искать подходящие вывески. Причём это должно быть не «Шаверма 24 часа», а нечто эстетичное / Фото: Елизавета Чечевица

Возьмите светосильный объектив

Ночью, вне фотостудии, с постоянным светом — тут без светосильного объектива никуда. Оптику относят к светосильной, когда диафрагма открывается до значения f/2.8 и шире: f/2.0, f/1.8, f/1.4, f/1.2, f/0.95. Но это теория. По личному опыту, даже на полнокадровую камеру лучше брать объектив со светосилой f/1.4 и больше. Помните, что «больше» в разговорах о диафрагме значит «больше раскрытие диафрагмы», а максимально раскрытая диафрагма равна единице.

Читайте также:
Основы фотографии: диафрагма, выдержка и светочувствительность
Режимы съёмки: приоритет диафрагмы
Светосильные объективы для
Canon, Nikon, Sony, Fujifilm.

Важно: мало просто взять светосильный объектив. Чтобы матрица вбирала максимум света, диафрагму нужно открывать так широко, как возможно. То есть, если у вас 50mm f/1.4, снимайте именно на f/1.4. Если вы поставите f/3.5, f/5.6, потенциал объектива как светосильного не раскроется. Кадры будут тёмные.

Ставьте модель близко к свету

Иногда, чтобы кадр получился достаточно ярким, модель должна буквально вплотную встать к окну ресторана, из которого ярко светит, либо к неоновой вывеске. Вспомните все эти популярные портреты с неоном, которые гуляли по сети пару лет назад. Во всех них модель стояла лицом к вывеске, подходила к ней близко.

   Модель стоит лицом к вывеске, она отражается в очках / Фото: Елизавета Чечевица
Модель стоит лицом к вывеске, она отражается в очках / Фото: Елизавета Чечевица

Снимайте на полнокадровый фотоаппарат

Да, это тот самый случай, когда кроп действительно проигрывает фулфрейму. Дело в том, что, чем больше матрица и светочувствительные элементы на ней, тем выше можно поднимать ISO, тем меньше шумов. Днём на улице или в фотостудии с импульсным светом это не сильно влияет, но здесь речь про спартанские условия — ночь и постоянный свет.

Читайте также:

Кроп или полный кадр: что выбрать, плюсы и минусы каждого

Докупите спидбустер

Спидбустер — насадка, которая уменьшает кроп-фактор. С ним картинка с объектива для полнокадровой камеры смотрится на кропе так же, как и на фулфрейме. Или близко к тому. Но плюс спидбустеров в том, что некоторые из этих насадок также увеличивают светосилу объектива на один стоп. Так, вместо f/2.8 получится f/1.8 со спидбустером. Отличное решение, если нет желания менять кроп на фулфрейм.

Читайте также:
5 переходников для объектива, которые расширят возможности фотокамеры

Захватите led-свет

Led-свет — это постоянный свет, который может менять цветовую температуру и цвет света в спектре RGB. Это отличное решение для кинематографичных портретов, фотосессий в неоновом стиле. Помимо яркого кадра с красивым цветом, вы получите подстраховку от того, что на улице ночью будет мало света.

Led-свет может быть в виде панелей, небольших карманных светильников, вытянутых круглых палок и квадратных мечей.

Помните о внешней вспышке и синхронизаторе

Если на улице ночью вы хотите студийного качества, то в душе вы — стробист. Это не ругательство и не форма отклонений. Это фотографы, которые предпочитают снимать с обычными внешними вспышками на стойках. Чтобы соединить их с камерой, нужен синхронизатор. Кроме того, для вспышек можно докупить светоформирующие насадки. И вот у вас с собой уже целая выездная фотостудия!

Читайте также:
Стробизм: что это такое и зачем нужен фотографу
Съёмка со вспышкой: гайд для начинающих

Важно: не фотографируйте ночной портрет со встроенной в фотоаппарат вспышкой. От накамерной вспышки, светящей прямо в лицо, тоже стоит отказаться. Иначе получите те самые фотографии из 90-х из семейного альбома: засвеченные лица-блины, красные глаза, чёрный фон.

Следите за поворотом головы модели

Это очень важно. Мало просто поймать эффектный свет — лицо модели должно быть на свету. Иногда достаточно просто повернуться в сторону источника, а иногда — если он высоко — просите модель поднять голову вверх, задрать подбородок.

   Модель стоит лицом к фонарю / Фото: Елизавета Чечевица
Модель стоит лицом к фонарю / Фото: Елизавета Чечевица

Попробуйте фризлайт

Фризлайт — рисование светом в темноте. Чтобы начать его практиковать, нужен фотоаппарат на штативе, мобильный источник света (подойдёт даже фонарик телефона) и длинная выдержка фотоаппарата от минуты и до бесконечности. Длина выдержки зависит от яркости вокруг, сложности рисунка. Если в планах нарисовать картину эпохи Возрождения, времени нужно много, а если нужно очертить силуэт модели полосой света, хватит и минуты.

Читайте также:
Фризлайт: что это и как его сделать

Встраивайте подручный свет в фотосессию

Часто дополнительный свет можно интересно обыграть! Это может быть костёр, если вы загородом или в парке, зажжённая спичка, огонек сигареты, включенный экран телефона, фонарик, фейерверк, бенгальские огни.

   Если близко подойти к яркой светлой витрине, яркости будет достаточно даже для слабенького фотоаппарата / Фото: Елизавета Чечевица
Если близко подойти к яркой светлой витрине, яркости будет достаточно даже для слабенького фотоаппарата / Фото: Елизавета Чечевица

Не забудьте про штатив

Если фризлайт не подходит к концепции фотосессии, которую вы задумали, всё равно возьмите штатив! Поставьте фотоппарат на штатив, включите удлиннённую выдержку (до секунды) и фотографируйте портрет так!

Вы получите яркую, светлую сцену, но при этом не придётся задирать ISO и бороться с шумами. Единственное условие — модель и камера должны стоять неподвижно. Секунда — выполнимая задача для взрослого человека, а вот с детьми такое не пройдёт — они слишком энергичны.

Боритесь с шумами

Чтобы бороться с шумами, не задирайте ISO, используйте светосильный объектив на полнокадровой камере, берите дополнительный свет, снимайте со штатива. Это в идеале. Если не получается, постарайтесь убрать шумы на постобработке. Но не переборщите: чем сильнее вы убираете шум, тем сильнее падает резкость. Для каждого кадра придётся искать баланс.

Читайте также:
Как убрать шумы с фото онлайн и в Photoshop
Как выбрать штатив: виды, рекомендации, характеристики

Играйте с балансом белого на постобработке

Если вы снимаете с цветным светом, покрутите в Лайтруме или Фотошопе ползунки баланса белого. Их всего два — один меняет цвета с холодного синего на жёлтый, а другой с мадженты до зелёного.

Если увести ползунок баланса белого в одну из крайностей, вы можете обнаружить, что кадр стал сильно светлее и частично потерял шумы.

   Если пытаться «охладить» этот снимок, сделанный при тёплом свете фонарей, он посинеет, но и потемнеет. Начнёте осветлять — появятся шумы / Фото: Елизавета Чечевица
Если пытаться «охладить» этот снимок, сделанный при тёплом свете фонарей, он посинеет, но и потемнеет. Начнёте осветлять — появятся шумы / Фото: Елизавета Чечевица

Конечно, это работает не всегда, и про «правильные» цвета не может идти речи. Скорей всего, кадр будет сильно желтить, розовить или отдавать синим. Но, если это укладывается в концепцию съёмки, вы получаете настоящий лайфхак по тому, как сильно поднять техническое качество фотографии.