Найти тему
МИР (Море История Россия)

Русские и "русские" в оккупированной Сербии или еще один кусочек из истории формирования из коллаборационистов

В биографии "Русской охранной группы" есть один интересный момент. В конце апреля 1942 года численность группы (которая насчитывала к тому времени около 1986 человек) внезапно сокращается. С чем это связано?

Часть Белградского батальона переходит на службу в СС. (но ненадолго)

В 1942 году в структуре VI управления РСХА была создана организация «Цеппелин». На эту структуру возлагались задачи политической разведки, диверсионно-террористической деятельности и создания сепаратистских национальных движений в советском тылу. Ядром новых формирований стали антисоветски настроенные русские эмигранты.
Весной 1942 года немецкое командование приняло решение создать батальон из белоэмигрантов, который планировалось использовать в ходе десантной операции в районе Новороссийска. Командиром формирования был назначен бывший офицер русской армии "полковник" Михаил Александрович Семенов.

Учился в Александровском лицее, окончил Павловское военное училище. В 1916-17 гг. служил в Лейб-гвардии егерском полку. Частник Белого движения в ВСЮР с 1918 г., начальник полковой команды конных разведчиков. С 1920 г. — в Галлиполи, с 1922 г. жил в Югославии. Активный участник русских монархических организаций. После немецкой оккупации Югославии весной 1941 г. установил связь с представителями VI Управления имперской безопасности Германии, занимался формированием русского добровольческого отряда вспомогательной полиции в Югославии.

В марте 1942 года в Белграде началось формирование добровольческого батальона под эгидой "Цеппелина" в который начали переводить бывших "кутеповцев" и юнкеров (в основном, молодежь). Батальон формировался в тех же гвардейских казармах в Белграде, в районе Топчидер. Помимо "сербских" "кутеповцев"в подразделение набирались "болгарские", русскоговорящая молодежь, фольксдойче из Баната, Силезии и.т.д.

М.А.Фостиков с сыновьями
М.А.Фостиков с сыновьями

Особая надежда у Семенова была на привлечение в свои ряды скромного учителя сербской школы по фамилии Фостиков. Да-да, это тот самый М.А.Фостиков, воевавший против Советской власти на Кубани, но... Бывший генерал-майор категорически отказался (и оба его сына: Георгий, погибший в бою, и Борис, ставший после войны врачом-пульмонологом оказались в рядах Сопротивления). (Честно говоря, эта позиция вызывает гораздо больше уважения). Люди они все разные...

Скородумов писал в своих воспоминаниях:

В это тяжелое время мне помогала только небольшая группа русских патриотов. Многие сербы, поддерживая коммунистов, не симпатизировали мне, считая фашистом, и искали удобного случая для провокации. Немцы враждовали друг с другом: военная партия боролась с партией национал-социалистов. К сожалению, и сама русская эмиграция не была единодушна. Часть ее — истинные русские патриоты, — бросила все, чтобы вновь взяться за оружие и продолжить борьбу с большевиками. Другая часть эмиграции, больше думая о собственной шкуре, подняла вой и толпами ринулась из Сербии на фабрики в Германию, а не уехавшие спасались от большевиков, спрятавшись за спины чинов Русского Корпуса. Наконец, небольшая часть эмиграции— так называемые «левые» и «советские патриоты» — завопила о том, что воевать с большевиками нельзя, ибо интересы советской власти якобы совпадают с интересами России. Эту советофильскую группу возглавляли два священника: протоиерей И. Сокаль и протоиерей В. Неклюдов. Они собирали митинги за церковью Св. Троицы и уговаривали прихожан не идти в Русский Корпус и не бояться коммунистов, так как «большевиков больше нет, а есть только русские люди». Оба эти священника впоследствии перешли к коммунистам и при наступлении советских войск уговорили остаться в Белграде многих прихожан, которые расплатились за свою доверчивость собственными головами. Другой советофил — «младоросс» Илья Толстой, внук Льва Толстого, даже напал на меня на улице и грозил убить...

Ну, ради объективности, протоиерей Владислав Григорьевич Неклюдов пал жертвой конфликта И.Тито со Сталиным, ибо в 1946 году принял советское гражданство, а в 1948 году - побывал в Москве в числе почётных гостей на торжествах в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и участвовал в Совещании предстоятелей и представителей Православных Автокефальных Церквей.

Что касается И.Сокаля

Епи́скоп Инноке́нтий (в миру Ива́н Ива́нович Сокаль) В 1940 году назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви Белграда. 7 сентября 1944 года Архиерейский Синод РПЦЗ во главе с Пероиерархом РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским) накануне своего отъезда из Югославии издал указ о возложении на настоятеля Свято-Троицкой церкви протоиерея Иоанна Сокаля, как на старшего из оставшихся в Белграде священнослужителей, возглавление Епископского Совета и управление русскими церковными общинами в Югославии на правах благочинного. Осенью 1944 года в Москву на имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего престола Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) было отправлено специальное письмо, подписанное настоятелем Свято-Троицкого храма в Белграде протоиереем Иоанном Сокалем с ходатайством о возвращении на Родину и вхождении в состав Московской Патриархии. 10 апреля 1945 года на имя Святейшего Патриарха Алексия I высылается письмо, в котором протоиерей Иоанн Сокаль просил «принять весь русский приход Белградской церковной общины в юрисдикцию Русской Церкви, чтобы наша церковная жизнь в дальнейшем могла протекать под непосредственным архипастырским руководством Вашего Святейшества».  В 1948 году протоиерей Иоанн Сокаль, протоиерей Владислав Неклюдов, профессор Всеволод Троицкий были в Москве почетными гостями на торжествах в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и участвовали в совещании предстоятелей и представителей Православных Автокефальных Церквей. В феврале 1950 года протоиерей Иоанн Сокаль с семьёй вернулся на Родину, получив назначение ректором в Саратовскую духовную семинарию. До епископа Иннокентия епархией управлял епископ Михаил (Чуб), который только в период с 1955 по 1957 года непосредственно находился в Смоленске, а с 1957 по 1959 год совмещал управление Смоленской епархией со служением в Германии, в Берлинской епархии. Так что нужда в своём архиерее в Смоленске была острая, а отец Иннокентий Сокаль был уже не просто знаком со всеми делами епархии, а родным для всех человеком.  15 октября 1964 года ушёл на покой по болезни в возрасте 81 года. Умер в 1966 году.
Епи́скоп Инноке́нтий (в миру Ива́н Ива́нович Сокаль) В 1940 году назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви Белграда. 7 сентября 1944 года Архиерейский Синод РПЦЗ во главе с Пероиерархом РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским) накануне своего отъезда из Югославии издал указ о возложении на настоятеля Свято-Троицкой церкви протоиерея Иоанна Сокаля, как на старшего из оставшихся в Белграде священнослужителей, возглавление Епископского Совета и управление русскими церковными общинами в Югославии на правах благочинного. Осенью 1944 года в Москву на имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего престола Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) было отправлено специальное письмо, подписанное настоятелем Свято-Троицкого храма в Белграде протоиереем Иоанном Сокалем с ходатайством о возвращении на Родину и вхождении в состав Московской Патриархии. 10 апреля 1945 года на имя Святейшего Патриарха Алексия I высылается письмо, в котором протоиерей Иоанн Сокаль просил «принять весь русский приход Белградской церковной общины в юрисдикцию Русской Церкви, чтобы наша церковная жизнь в дальнейшем могла протекать под непосредственным архипастырским руководством Вашего Святейшества». В 1948 году протоиерей Иоанн Сокаль, протоиерей Владислав Неклюдов, профессор Всеволод Троицкий были в Москве почетными гостями на торжествах в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и участвовали в совещании предстоятелей и представителей Православных Автокефальных Церквей. В феврале 1950 года протоиерей Иоанн Сокаль с семьёй вернулся на Родину, получив назначение ректором в Саратовскую духовную семинарию. До епископа Иннокентия епархией управлял епископ Михаил (Чуб), который только в период с 1955 по 1957 года непосредственно находился в Смоленске, а с 1957 по 1959 год совмещал управление Смоленской епархией со служением в Германии, в Берлинской епархии. Так что нужда в своём архиерее в Смоленске была острая, а отец Иннокентий Сокаль был уже не просто знаком со всеми делами епархии, а родным для всех человеком. 15 октября 1964 года ушёл на покой по болезни в возрасте 81 года. Умер в 1966 году.

Если говорить об Илье Толстом, то это, скорее всего, Илья Ильич (16 декабря 1897, село Гринево (Гриневка) Чернского уезда Тульской губернии - 7 апреля 1970, Москва), сын Ильи Львовича. Он вернулся в Россию, кандидат педагогических наук, доцент Московского университета. Внук Льва Николаевича Толстого. Был специалистом в области славянской лексикографии. Автор сербско-хорватского-русского словаря. Погребен на Кочаковском кладбище близ Ясной Поляны.

Но, ладно, речь не о том. Вернемся к "Варягу", ибо его история связана и с Русским Охранным корпусом.

После назначения Семенова командиром нового батальона ему присвоили звание гауптштурмфюрера СС. Было набрано около 600 добровольцев, которые приступили к подготовке и обучению в Белграде. Но десант под Новороссийском для которого формировали батальон не состоялся, и... практически весь его личный состав вернули обратно. (Второе формирование "Варяга", оказывается было уже из совсем другого контингента, но про то сказ отдельный).

Доклад СС и полицайфюрера Сербии Гимлеру. Вторую страницу документа я не привожу она касается "охранной группы Лётича" или сербского добровольческого корпуса (Српски добровољачки корпус) Тот корпус состоял в первую очередь из монархистов — радикально настроенных военных и активистов югославского движения «Збор».
Доклад СС и полицайфюрера Сербии Гимлеру. Вторую страницу документа я не привожу она касается "охранной группы Лётича" или сербского добровольческого корпуса (Српски добровољачки корпус) Тот корпус состоял в первую очередь из монархистов — радикально настроенных военных и активистов югославского движения «Збор».

Второй интересный момент: в сентябре 1942 года корпус попытались пополнить русскими пленными (всего 314 человек). Неудачно. Дальнейшее пополнение пленными было категорически запрещено, и все кто еще оставался были срочно возвращены в лагеря (в их числе два участника Севастопольской обороны, их фамилии известны, есть воспоминания одного из них).

В чем дело? Мало того, что 70 человек ушло к партизанам, они еще и распропагандировали две соседних роты (и немцам пришлось вывести их на "карантин", арестовано еще 14 человек). Выяснилось, что жизнь в СССР весьма далека от той, какой ее рисовали офицеры. Ситуацию спасло только то, что роты на 75% состояли из бывших офицеров (на рядовых должностях). Более эти части пленными не пополняли.

Зато вернулись "Варяги". Семёнов (в начале 1943 года) сдал командование батальоном немецкому офицеру и отправился в Германию, где участвовал в формировании русских добровольческих частей особого назначения. В марте 1943 года эта часть была влита в "корпус", который был уже частью Вермахта, потому, как...

Ключевой момент в этой истории произошел 29 октября 1942 года, когда вышел приказ организационного отдела комплектования Вермахта №9320/42. У немцев начало "подгорать" и они всемилостливейше соизволили разразрешить "русским унтер-человекам" служить в Вермахте. И здесь начинается новая страница.