Добрый день, дорогие читатели! На днях мне удалось побывать в усадьбе Елизаветино, что находится в Гатчинском районе Ленинградской области. Мнения об этой усадьбе разные - в настоящее время она принадлежит частным лицам и находится за высоким забором с охраной, там находится отель, усадьбу используют под различные мероприятия и съемки, и попасть туда можно только за деньги. Лично для меня такой формат лучше, чем смотреть на разрушающуюся красоту, тем более, усадьба и парк восстановлены явно с любовью. И место действительно очень интересное с исторической точки зрения. Но обо всем по порядку.
У усадьбы Елизаветино есть еще одно название - Дылицы. Данное место впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года как село Вздылици в Егорьевском Вздылицком погосте Копорского уезда. Село несколько раз оказывалась под властью шведов, пока Пётр I в 1710 году не присоединил эти земли к Российской империи. Позже здесь находился путевой дворец императрицы Елизаветы Петровны, в этих местах она любила останавливаться со своим тайным супругом Алексеем Разумовским.
Через какое-то время Елизавета Петровна подарила усадьбу будущей императрице Екатерине II. И Екатерине Алексеевне этот дворец очень пригодился:)
Из истории мы знаем, что Екатерина Алексеевна не жила со своим супругом Петром III, и вообще они были в плохих отношениях. Он жил на своей половине дворца с любимой фавориткой Елизаветой Воронцовой, рассказывая всему двору при любом удобном случае, что скоро избавится от ненавистной ему Екатерины Алексеевны, а фаворитку "Лизку" сделает законной Императрицей. А Екатерина Алексеевна жила на своей половине дворца, нося под сердцем ребенка от Григория Орлова. И очень переживала, как бы супруг это не заметил. И если скрывать беременность еще было возможно, то вот с родами было сложнее. Тут Екатерине Алексеевне помог ее камер-лакей Василий Шкурин. Когда настал момент родов будущей императрицы, и чтобы на это время удалить Петра III из дворца, камердинер императрицы поджег свой собственный дом на окраине Петербурга. Император помчался к месту пожара со всей своей свитой - он любил самолично распоряжаться во время тушения и наблюдать за стихией.
Сразу же после рождения сын Екатерины был отдан Шкурину и его жене, Анне Григорьевне, на воспитание. Есть легенда, что новорожденного спрятали в шубу из бобра – что потом помогло определиться с его будущей фамилией. Мальчик получил имя Алексея Григорьевича Бобринского. Вскоре после дворцового переворота Шкурин получит от благодарной Императрицы дворянское звание и будет произведен в тайные советники. Другим щедрым подарком Шкурину стало имение Дылицы, воспитатель Алексея стал обладателем тысячи крепостных душ. Есть сведения, что Екатерина вместе с Григорием Орловым навещала здесь сына и общалась с ним.
Шкурины владели усадьбой более 80 лет, после чего сменив еще пару краткосрочных хозяев, Дылицы купил князь Петр Никитич Трубецкой, племянник декабриста Сергея Трубецкого. Так хозяйкой усадьбы стала энергичная и амбициозная супруга Петра Никитича - Елизавета Эсперовна.
Елизавета Эсперовна Трубецкая, урожденная княжна Белосельская-Белозерская, была старшей дочерью князя Эспера Белосельского-Белозерского и фрейлины Елены Павловны Бибиковой. Отец её был товарищем М. Ю. Лермонтова по лейб-гвардии Гусарскому полку, привлекался по делу декабристов, но был оправдан. Мать, падчерица графа А. Х. Бенкендорфа, была одной из первых красавиц.
В 1852 году Петр Никитич приобрёл для жены усадьбу, расположенную в деревне Дылицы. Усадьба получила более благозвучное название Елизаветино, но не в честь новой хозяйки, а в честь императрицы Елизаветы Петровны, когда-то бывавшей в ней. Княгиня перестроила усадьбу, архитектор Гаральд Боссе выполнил новый усадебный дом, был разбит прекрасный парк, пруд, оранжереи, собрана коллекция книг, античных вещей и живописи. В усадьбе княгиня жила исключительно летом, а остальное время она проводила в Санкт-Петербурге или за границей. Трубецкая любила роскошную жизнь, денег не считала и устраивала блестящие балы, которые посещал сам государь и члены царской фамилии. Она не терпела конкуренции, современники вспоминали случаи, когда она, чтобы затруднить другим устройство бала, скупала цветы по высокой цене сразу во всех садоводствах Петербурга и его окрестностях.
Но несмотря на это, Елизавета Эсперовна была женщиной доброй и щедрой. После того, как ее дочери удачно вышли замуж, княгиня взяла на воспитание дочь псаломщика дылицкой церкви и воспитывала её до 15-16 лет, позднее её отец пытался шантажировать Трубецкую и отобрал у неё ребёнка. Потом она взяла на воспитание Шуру Константинова, сына сторожа, скончавшегося в возрасте 10 лет во Франции и похороненного вместе с родными княгини. В 1868 году Елизавета Эсперовна стала председательницей «Общества бесплатной раздачи хлеба», организованного в связи с голодом в северных и центральных районах России. Так же были устроены несколько дешевых чайных в разных частях Санкт-Петербурга.
В старости Елизавета Эсперовна много времени проводила в своем имении. Один из местных жителей вспоминал:
«Крестьяне называли чудаковатую, на их взгляд, княгиню барыней и, пользуясь случаем, под разными предлогами приходили к дворцу с поздравлениями, чтоб получить подарки… Княгиня в хозяйстве ничего не понимала и не желала понимать. Если ей приходила иногда в голову фантазия вмешаться в хозяйство, то от этого получалась только путаница, Управляющие менялись часто и, набив карманы, безнаказанно уходили. Княгиню постоянно обманывали и в особенности в последние 2-3 года жизни, когда у неё очень ослабла память. Если в имении не было коров, ей показывали чужое стадо. Много рассказов ходило о всевозможных проделках её служащих…»
Здоровье княгини ухудшалось, и осенью 1906 года она уже не смогла отправиться за границу. В Санкт-Петербурге родные сняли для неё квартиру. В марте 1907 года Елизавета Эсперовна скончалась от паралича сердца. После отпевания в Благовещенской церкви Конногвардейского полка её прах был перевезен в Елизаветино и похоронен в фамильном склепе рядом с мужем и детьми.
После Великой Октябрьской Социалистической Революции в Дылицкой усадьбе разместилась трудовая школа, с 1923 года здесь находился техникум имени Ушинского, а с 1932 года усадьба была предоставлена Ленинградской областной опытной станции полеводства.
Усадьба сильно пострадала в годы ВОВ. С 1941 ПО 1944г.г. Елизаветино было оккупировано фашистами. В усадьбе немцы устроили склады. После войны усадьбу с парком передали Ленинградскому сельскохозяйственному институту, а с 1951 года размещалось ПТУ механизаторов сельского хозяйства.
В 2004 году после реконструкции у усадьбы и парка начинается новая жизнь.
Теперь, как попасть сюда. Все просто, на официальном сайте есть телефон экскурсионного отдела, экскурсии проводятся по выходным, звоните и записывайтесь:)