Найти тему

УТАГАВА ХИРОСИГЭ. ЯПОНСКИЙ ХУДОЖНИК В СТИЛЕ УКИЁ-Э.

Оглавление

Утагава Хиросигэ. "Море в Сатте, провинция Суруга". Из серии" 36 видов Фудзи".
Утагава Хиросигэ. "Море в Сатте, провинция Суруга". Из серии" 36 видов Фудзи".

Утагава Хиросигэ - японский художник работавший в стиле укиё-э. На его счету свыше 5400 гравюр.

Родился будущий мастер в семье потомственных самураев в 1797 году. Рано лишившись родителей, мальчик продолжает дело своего отца и с двенадцати лет служит заведующим пожарной безопасности в замке Эдо. Имея много свободного времени, начинает увлекаться рисованием. Поступает в школу Утагава, где под руководством мастера постигает науки искусства. И уже в 1812 году получает право подписывать собственные работы своим именем.

Утагава Хиросигэ. "Река Сагами". Из серии "36 видов Фудзи".
Утагава Хиросигэ. "Река Сагами". Из серии "36 видов Фудзи".

Несмотря на то, что во времена учёбы Хиросигэ изучал разные техники других школ, тяготеющих как к китайской живописной школе, так и к европейским традициям, он по прежнему был верен стилю укиё-э и редко выходил за пределы классических тем, свойственных этому направлению.

Художник очень любил создавать произведения целыми сериями. Первая из таких серий называлась "Восемь видов провинции Оми". На его счету множество гравюр с изображением птиц, цветов, насекомых и других представителей фауны. Следующие циклы гравюр называются "53 станции Токайдо" и, вдохновившись выходящими тогда работами Кацусики Хокусай, посвященных 36 видам горы Фудзи, создаёт свою собственную серию.

Утагава Хиросигэ. Из серии "36 видов Фудзи".
Утагава Хиросигэ. Из серии "36 видов Фудзи".

P.S. Про Кацусика Хокусай и его знаменитую "Большую волну" и "36 видов горы Фудзи" можно почитать в моей статье тут.

Серия "Сто знаменитых видов Эдо"

Утагава Хиросигэ. Из серии "100 знаменитых видов Эдо".
Утагава Хиросигэ. Из серии "100 знаменитых видов Эдо".

Самой масштабной серией работ во всем творчестве Хиросигэ является "Сто знаменитых видов Эдо". Она насчитывает 118 листов, и выпускалась в течение трех лет, а некоторые гравюры увидели свет только после смерти автора. Сам Хиросигэ считал эту серию самой лучшей своей работой и очень гордился ей.

Мастер начал работу на этой серией после того как удалился от мира, уйдя в буддийский монастырь в возрасте 60 лет. Серия представляет собой листы вертикального формата с изображением пейзажных и городских зарисовок города Эдо (современное Токио). Работы в серии расположены не в хронологическом порядке, а сгруппированы по временам года. Самое большое количество посвящено весне - 42 листа, а самое меньшее приходится на зимнее время года, всего 20. Лету и осени посвящены 30 и 26 листов соответственно.

Помимо самого изображения, картины ещё подписаны рукой мастера, где он указал название серии, описание местности и сама подпись художника. Эта надпись является частью целой композиции и располагается на каждом листе по разному.

Темы города Эдо очень близки художнику, так как он является его родиной. На протяжении всей жизни Утагава Хиросигэ посвятил 1800 листов столице. В ней он отобразил не только красоту самого города, но и его историю, обычаи и легенды. Треть листов изображает воду, которая окружала Эдо в ту эпоху. Много гравюр с изображением гор, в особенности знаменитый пик Фудзи.

Утагава Хиросигэ. "Переправа Сакасаи".
Утагава Хиросигэ. "Переправа Сакасаи".

В поздний период творчества Утагава Хиросигэ выходит на новый этап развития своего мастерства в декоративности изображения. Это и яркие разнообразные цвета, и необычные ракурсы и эксперименты с композицией.

Утагава Хиросигэ. "Ирисы в Хорикири".
Утагава Хиросигэ. "Ирисы в Хорикири".

Пейзажные графические листы имеют два основных вида: это либо выполненные в декоративной манере, либо сделаны непосредственно с натуры и имеют вид зарисовок.

В первом типе на первом план выдвигается какой-либо предмет (ветка или часть дома) или птица, а вдали простирается пейзаж. Это создает линейную перспективу, которая не была свойственна классическому стилю укиё-э.

Ко второму типу относятся натурные зарисовки, в них, благодаря своей горизонтальной композиции, передается лиричное настроение художника.

Утагава Хиросигэ. "Сосна с плакучими ветвями на пруду Сензоку".
Утагава Хиросигэ. "Сосна с плакучими ветвями на пруду Сензоку".

Самыми лучшими считаются пейзажи стиля "энкей", что дословно переводится кае "виды издали". Тут контрастное противопоставление планов соединено с точкой зрения сверху, что позволяет показать далёкие горизонты. В этих гравюрах Хиросигэ мастерски соединяет вместе пейзаж с изображением на первом плане цветов и птиц, и включает туда изображения интерьера и элементы натюрморта.

Серия "53 станции Токайдо".

Серия "53 станции Токайдо" написана после путешествия художника в составе официальной делегации, перевозившей лошадей для императорского двора в 1832 году.

Утагава Хиросигэ. "Отъезд из Эдо: Нихомбаси. Вид с утра" . Из серии "53 станции Токайдо".
Утагава Хиросигэ. "Отъезд из Эдо: Нихомбаси. Вид с утра" . Из серии "53 станции Токайдо".
Утагава Хиросигэ. "1-я станция: Синагава. Отъезд даймё".
Утагава Хиросигэ. "1-я станция: Синагава. Отъезд даймё".

Токайдо была одной из пяти дорог, соединяющих Эдо с другими частями Японии. Пролетая вдоль восточного берега Хенсю, получила свое название "Восточный приморский тракт". Вдоль неё и были расположены эти 53 почтовые станции, позволяющие путникам остаться на ночлег, пополнить запасы еды и питья, да сменить лошадей.

Утагава Хиросигэ. "2-я станция: Кавасаки".
Утагава Хиросигэ. "2-я станция: Кавасаки".
Утагава Хиросигэ. "5-я станция: Тоцука".
Утагава Хиросигэ. "5-я станция: Тоцука".

Пейзажи произвели на художника такое сильное впечатление, что сделав по дороге множество эскизов, он немедленно приступает к работе сразу по возвращению домой.

Утагава Хиросигэ. "10-я станция. Хаконе".
Утагава Хиросигэ. "10-я станция. Хаконе".

Эти гравюры имели колоссальный успех, что сделало Утагава Хиросигэ одним из значимых и признанных мастеров гравюры своего времени. Выполненные с удивительным мастерством и вниманием к деталям, они наиболее ярко показывают насколько талантлив Хиросигэ как мастер лирического пейзажа. Вообще, все творчество художника пропитано лиризмом свойственным личности автора.

Утагава Хиросигэ. "15-я станция: Камбара. Снег вечером".
Утагава Хиросигэ. "15-я станция: Камбара. Снег вечером".

Своим творчеством Утагава Хиросигэ привнёс в японское искусство новое понимание задач пейзажа. Это теперь не просто достоверное изображение местности, а пейзаж стал выступать как образ природы путем преломления через призму восприятия и внутреннего переживания человеком окружающей среды, что передаёт особое настроение зрителям и трогает души.

Пейзажи Хиросигэ являются новой и заключительной ступенью развития жанра пейзажа в гравюре укиё-э и в целом в традиционном искусстве Японии.

Интересный факт: в честь Утагава Хиросигэ был назван кратер на Меркурии.