Сегодня речь об уникальной методике постановки голоса Трояновой Гертруды Михайловны-профессора летней академии " МОЦАРТЕУМ", г. Зальцбург, Австрия.
Про Моцартеум писала в статье:
Гертруда Михайловна Троянова (1926 -2015)-советская и российская певица (сопрано), вокальный педагог, автор уникальной методики постановки голоса.
Подробно про певческую карьеру Трояновой читайте в википедии.
В этом видео про нее и ее методику:
А ЗДЕСЬ МЫ РАССМОТРИМ ЕЕ МЕТОДИКУ ПЕНИЯ.
К преподавательской деятельности Гертруда Михайловна обратилась в 58-летнем возрасте, т.е. уже после окончания своей сценической карьеры.
Это Методика развития голоса начиная с детского возраста.
Задачи методики:
- Расширить кругозор обучающихся пению, что позволит им более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием и развитием голоса, с формированием организма в целом.
- Приучить молодых певцов и педагогов к логике мышления на базе определенных основных знаний.
- Помочь выбрать верный подход к занятиям по развитию голоса и исполнительской манере.
Занятия по данной методике проводятся по группам 1-2 раза в неделю по 1,5-2 часа. Остальное время отводится на индивидуальные занятия, на которых решаются проблемы индивидуального порядка, возникшие у детей в процессе обучения. Объединяя детей, автор методики стремится, чтобы они могли учиться друг у друга сравнивать свои достижения в освоении «вокального инструмента» и исполнении песен.
Воспитанники ее школы успешно выступали на лучших мировых оперных сценах, джазовых и эстрадных площадках.
Их отличает красивый тембр, гармония всех регистров, яркость и полётность голоса в сочетании с объёмом и силой звука. Среди звездных учеников Гертруды Трояновой -Елена Заремба, Светлана Качур, Марина Лапина, Сергей Мурзаев, Валентина Кошубаева, Наталья Бурлина, Елена Долгих, Татьяна Куинджи, Александр Цилинко и многие другие.
Вот некоторые принципы ее методики с ее слов из интервью:
"Надо обратить внимание ученика на гортань – основной орган, в котором рождаются гласные звуки, и уровень звука на всем диапазоне остается именно там, где рождаются гласные на связках".
- Первая функция гортани – подача воздуха в организм, благодаря этому мы дышим и живем.
- Вторая функция – это воспроизведение слова, состоящего из гласных и согласных. Гласная – звучащая, согласная – не звучащая, зависящая от гласной. Благодаря гласным, рожденным в гортани, мы говорим.
Разговорная гласная короткая, а природа пения – это долгая гласная.
Где же поместиться долготе, которая требует пространства? Оказывается, тело, в котором находится воздух, и является тем пространством, где помещается долгая гласная.
Пение – это и так выдох, которым мы не управляем, зачем же ему мешать? Мы владеем вдохом, он «нападает» на связки, атакует их. Связки в свою очередь открывают голосовую щель, то есть подготавливают «инструмент» к работе и пропускают воздух по трахее, бронхам в легкие, а звук – гласная – тем временем идет за вдохом и его озвучивает.
Меня долго занимало, что означает выражение: «чем выше, тем ниже». Вот разгадка: воздух ведет за собой долгую гласную, которая стремится на опору.
Таким образом, ход к верхнему регистру открыт. Психологический барьер восприятия и воспроизведения певцом верхних нот исчезает. Регистры однородны, настроены по уровню грудного регистра.
Глотка, функция которой глотать, а не образовывать гласные, расслаблена, свободна; узость и зажатость исключены. И самое главное в этом – путь в гортань будет свободным, она будет открытой, получая вдох, освобождая мышцы и слизистую глотки от травмирования.
Вы добьетесь покоя лица (оно должно оставаться красивым), удобства и удовольствия в пении, оставив гортань в покое, как при разговоре. И мы подтвердили, что пение – это разговор на долгой гласной, которая, рождаясь в гортани, остается в ней же на месте разговорной речи. А тон дает организм (нервная система, мозг, уши).
"Гортань – это тысячи лошадиных сил энергии, которые должны быть включены в работу вибрации – звук. Красивый тембр и ваша природа восторжествуют, и вы вспорхнете на вдохе вместе с музыкой!"
Методику Г.М. Трояновой ее ученики свели к десяти заповедям:
- Пение – это разговор на долгих гласных.
- Звук рождается в гортани.
- Начало звука – это вдох к гласной.
- Мы говорим короткими гласными, а поем долгими.
- Инструмент находится в теле.
- Грудной регистр – база всего голоса.
- Тон дает организм.
- Согласные озвучиваются гласными.
- Последующие гласные продолжают линию первой. Это и есть звуковедение.
- Наше тело заполнено воздухом, и мы его озвучиваем.
СТАТЬИ НА КАНАЛЕ ПО ТЕМЕ: