Положение гортани всегда приводит к изменению певческого звука. Невозможно изменить положение гортани и сохранить при этом прежний характер звучания голоса.
Положение гортани стабильно у профессиональных певцов и нестабильно у начинающих. У начинающих качество звучания голоса при неустойчивой гортани одно. Но при обучении гортань постепенно становится более устойчивой и качество голоса совершенствуется.
Положение гортани-фактор изменения голоса до неузнаваемости.
Поэтому судить по началу о голосе ошибочно! Когда гортань становится более устойчивой, то и голос становится качественнее и красивее.
Положение гортани.
Как показывает практика пения больших певцов, гортань в пении обычно устанавливается в одном специально найденном певческом положении и в основном остается в этом состоянии на протяжении всего пения. В истории вокального искусства отмечены как случаи высокого ее высокого в пении, что бывает сравнительно редко, так и низкого, весьма распространенного. Но это не значит, что она не движется. Колебания гортани становятся не так значительны, как раньше и поэтому она считается устойчивой в певческом положении.
По природе гортань очень подвижна. При пении это не дает выравнивать голос.
Гортань меняет положение постоянно, поэтому ее стараются удержать в устойчивом состоянии. Некоторые певцы и педагоги считают необходимым активно удерживать ее в низком или покойном положении.
Некоторые считают невозможным фиксацию гортани, отстаивая свободу и непринужденность ее положения.
Высокая и низкая гортань.
Установлено что, если голос певца поднимается по диапазону вверх «в светлом тембре»(открытый звук) , то по мере повышения звука повышается и положение гортани.
В «темном тембре» (прикрытый звук) весь диапазон может быть взят при едином, неизменном положении гортани.
Прикрытый звук и низкое положение гортани.
Все певцы и педагоги второй половины прошлого столетия формируют голос в прикрытом звучании. Это привело многих педагогов к убеждению о необходимости в пении сознательно удерживать гортань в низком положении.
Интересные данные о положении гортани в пении в конце прошлого столетия получил русский врач-ларинголог П. Геллат.
Будучи певцом-любителем, он применил прием опускания гортани и получил при этом значительное улучшение вокальных качеств своего голоса(баритон). Заинтересовавшись проблемой положения гортани и имея, как врач-ларинголог, хороший контакт с выдающимися певцами того времени, он методом ощупывания исследовал большую группу певцов.
Основные выводы, к которым он пришел, сводились к тому, что подавляющее большинство оперных певцов с мощными голосами пользуются в пении постоянно пониженным положением гортани. Некоторые певцы оставляют гортань в положении покоя или опускают ее весьма мало. Однако среди колоратурных и лирико-колоратурных сопрано он отметил повышение гортани. Это касалось, в частности, таких знаменитых певиц, как Забела-Врубель и Луиза Тетрацини.
Дальнейшие исследования не дали четкого ответа на вопрос, как стоит гортань у профессиональных певцов с отлично поставленным певческим голосом.
Постоянство уровня гортани.
Но у хороших профессиональных певцов есть постоянство уровня гортани, а у начинающих обучающихся его нет.
При исследованиях, многие певцы заявляли, что не знают, в каком положении находится их гортань при пении, и никогда не думают о ней. Для них вопрос положения гортани в пении не является существенным, привлекающим их внимание.
Большое число певцов ясно представляло себе, где у них находится гортань во время пения, но специально ее установкой не занимались.
Наконец ,есть и такие певцы, которые совершенно сознательно ставили свою гортань в определенное положении, они нашли природу своего голоса посредством приемов, связанных с нахождением наилучшего положения гортани в пении, поэтому заявляли, что тот кто не опускает гортань в пении, тот не певец.
Басы и баритоны театра Ла Скала, единодушно отметили необходимость в пении низкого положения гортани. Некоторые из них (Н. Гяуров и С. Брускантини) указали на возможно более низкое ее положение.
Между тем сопрано Мирелла Френи на вопрос, опускает ли она гортань в пении, четко ответила: «...я никогда не опускаю гортань и никогда об этом не думаю».
Дмитриев "Основы вокальной методики".
Вот некоторые мнения ведущих педагогов:
- профессор Е. Ф. Петренко: «...гортань подвижная, несколько пониженная, как при легком зевке»;
- профессор Д. Г. Евтушенко: «...наиболее выгодным положением для гортани нужно считать свободу и непринужденность ее движений. Беглость, staccato, трель невозможны при напряженной гортани»;
- профессор М. В. Владимирова: «Я добиваюсь свободного открывания рта, когда нижняя челюсть лишена какого-либо напряжения, мягко, естественно откинута вниз,- это дает свободное положение гортани»;
- профессор П. 3. Андреев: «Главнейшая премудрость в этом вопросе заключается в совершенно спокойном, нормальном положении гортани во время образования певческого звука и в минимальной атаке его»;
- профессор П. И. Тихонов: «Установка гортани при пении предоставляется подсозантельной работе организма. Правильность ее певческого положения определяется качеством звука, но отнюдь не предвзятым мнением о необходимости держать ее высоко или низко»,
- певец и педагог, доцент С. П. Юдин, в своей книге пишет: «Понижение гортани вызывается рядом определенных причин, поэтому нарочито делать это понижение не нужно, но и мешать ему, по тем же соображениям, не следует,
- американский педагог, автор книг «Ваш голос» и «Наука о голосе», Дуглас Стенли стоит за среднее положение гортани, «...удерживаемое на всех гласных и на всем диапазоне».
В целом, свободное и нейтральное гортани предпочтительно.
Комфортное именно вам положение гортани со временем станет понятно. А найденное вами самими наилучшее положение гортани поможет прийти к полному раскрытию всех вокальных качеств вашего голоса.