Найти в Дзене
Маклай Клуб

Бизнес с Винни-Пухом

Оглавление

В январе 2022-го года свершилось необычное событие. Компания Disney потеряла эксклюзивные права на персонажей и истории книг Алана Милна про Винни-Пуха и друзей.
Авторские права стали общественным достоянием и любой желающий может делать почти что угодно с персонажами.
Может ли пригодиться Винни-Пух с друзьями для маркетинга и бизнеса?

Правовые тонкости

Сходу ложка “дёртя” для тех, кто мгновенно представил возможность безвозмездно монетизировать изображения персонажей нарисованных карикатуристом Эрнестом Шепардом ещё в 1926-м году. Увы, права на столь известные и привычные нам образы Винни-Пуха и друзей остаются у Disney ещё как-минимум до 2061-го года… .

Общедоступными стали именно авторские права на тексты Милна про Винни-Пуха. Вот, что делать разрешено:
– Создавать собственные изображения персонажей про Винни-Пуха и продавать их всем желающим в виде товаров или услуг;
– Придумывать и продвигать любой новый контент с персонажами вне авторского сюжета (например, “Приключения Винни-Пуха и Пяточка в Нижнем Тагиле” ) или писать продолжение к оригинальным историям;
– Создавать свои римейки мультфильмов или запускать собственный видео-контент с героями историй про Винни-Пуха (например, в формате сериала).

Кстати, Тигра стал общедоступным персонажем только в этом году, поскольку его Милн придумал на два года позже остальных. А вот суслика создали и запатентовали аниматоры Disney в 1966-м году. Этого героя использовать без разрешения не получится никогда.

Ваш собственный контент или оригинальные изображения Винни-Пуха и друзей следует правильно зарегистрировать. Проще всего через оформление собственных торговых марок (СТМ). Иначе, когда-нибудь и ваши авторские права станут общественным достоянием.

Конкурентные силы Винни-Пуха

Наиболее значимые преимущества персонажей Винни-Пуха и друзей для маркетинга:
1) Они везде.
Демонстрация десятилетиями мультфильмов Disney и продажа разнообразного ассортимента товаров с использованием персонажей из Винни-Пуха, превратили героев Милна в мировых знаменитостей.
Потенциальная аудитория ваших клиентов всегда со старта будет масштабнее благодаря известности образов из Винни-Пуха.

2) Только позитив.
Винни-Пух с друзьями воспринимается исключительно положительными и правильными героями, особенно детской аудиторией. Не зря Disney вкладывал миллиарды долларов в имидж медвежонка.
Созданные вами новые образы персонажей Винни-Пуха для использования в бизнесе будут обладать изначальной лояльностью, вызывая позитивные эмоции и ожидания у потенумальных клиентов.

3) Кросс-развитие.
Disney явно продолжит совершенствовать и зарабатывать на персонажах Алана Милна. Иногда мишка Пух с друзьями уверенно лидирует по прибыльности в семействе Disney. Например, в 2012-м году персонажи заработали около 6 млрд. долларов, а ближайший конкурент микки-маус и К° "лишь" 4,5 млрд. долларов. По
примерным расчетам USA Today, Винни-Пух с друзьями за всю карьеру в бизнесе принесли в копилку не менее 80 млрд. Долларов чистой (!!!) прибыли. Внушительная цифра и отличный ориентир для будущих героев сказок или метавселенных!

Возможностью использовать общедоступный образ Винни-Пуха уже воспользовались предприниматели разного уровня, усиливая тем самым популярность в сегменте относительно конкурентов. Например, в сравнении с героями Marvel или DC.

Компании использующие собственные образы Винни-Пуха для продвижения товаров или услуг, с точки зрения маркетинга, косвенно развивают и увеличивают объем потенциального рынка клиентов.
Преданные и лояльные клиенты чаще становятся пожизненными коллекционерами или фанатами различных товаров, ассоциируемых с любыми героями.

Продать товар или услугу с собственным образом Винни-Пуха будет проще, чем аналогичный продукт с уникальным, но малоизвестным героем.

4) Дети и фанаты.
Винни-Пух с друзьями наиболее популярный в лакомых и прибыльных для бизнеса целевых аудиториях–дети всех возрастов и преданные поклонники любого поколения.

Практически все сильные бренды стремятся стать продуктом “первого выбора” (First choice) у подрастающей и юной аудитории. Свои лучшие предложения компании частенько продвигают именно через товары с символикой известных героев, рассчитывая на длительную или, еще лучше, единственную любовь и лояльность клиента.
Товары для детей и фанатов в наименьшей степени подвержены падению продаж при кризисах в экономике. Любящие и заботливые родители скорее ограничат себя в покупках, чем откажут в долгожданном подарке ребёнку.

Фанаты или коллекционеры и вовсе иррациональны в желании достичь своих запланированных целей в покупках.

Потенциальные хиты продаж образа Винни-Пуха

1. Дизайн упаковки и форма продуктов питания
Персонажи Винни-Пуха могут использоваться для создания уникальной линейки продуктов питания или напитков, подчёркивая:
- уникальность состава (мед, натуральные ягоды, овощи, травы, эко продукты, витамины и т.д.);
- событийность применения (завтрак от Винни-Пуха, перекус от Пяточка, полезный ужин от Кролика и т.п.; либо сок для игр в песочнице, для гонок на самокате, для тусовки с друзьями и т.п.);
- вид продуктов или готовых блюд (вареники в форме Винни-Пуха, конфеты в форме персонажей, пицца в форме стилизованной под персонажей и т.п.).

Применение образа Винни-Пуха или иных его друзей в этом сегменте может быть одинаково эффективным в продажах как для массового производителя, так и для серии у малого бизнеса, включая премиум проекты.
Подойдёт этот формат ритейлерам и маркетологам, которые стремятся расширять ассортимент собственных торговых марок (СТМ) без существенных затрат на маркетинг суббрендов. Создать своего Винни-Пуха проще и дешевле, чем платить рекламному агентству за новую концепцию персонажа СТМ с нуля.

2. Дизайн упаковки косметики и средств гигиены
По аналогии с продуктами питания, этот сегмент доступен для бизнеса любого масштаба. Экспериментировать можно создавая товары через позиционирование или ассоциации с персонажами Винни-Пуха.
Например, медовая линия от Винни-Пуха – мыло, крема, шампуни, зубные пасты и т.д.; овощная и фруктовая линия от Кролика и т.д. .

3. Игрушки, детская одежда, элементы декора
Как и предыдущие два сегмента, этот подходит для предпринимателей любого уровня.
Кроме разнообразных форматов мягких игрушек, у современных детей популярны развивающие продукты – пазлы, кубики, конструкторы.
Стабилен спрос на элементы декора с персонажами для детских комнат (подушки, постельное бельё, мебель, лампы, обои) и развлекательные конструкции для улицы (качели, песочницы, горки, игровые площадки и прочее).
Для российских брендов детской одежды с 2022-го года представилась отличная возможность увеличить долю рынка в связи с уходом серьёзных зарубежных конкурентов. Использование собственных персонажей Винни-Пуха в принтах и в дизайне – реальный шанс усилить узнаваемость коллекций и бренда.

В этом сегменте, в отличии от продуктов питания и косметики, крайне важно соблюдать меру в соотношении “качество -цена” собственных товаров, а также регулярно изучать активность конкурентов с более раскрученным Винни-Пухом oт Disney, которые продолжат приходить в Россию через параллельный импорт, преимущественно через крупные маркетплейсы.

4. ЭдТех и игры
Образы персонажей Винни-Пуха можно использовать в интерактивном обучении (языковые курсы, дошкольные и школьные предметы, софтскилсы для детей, хобби и мастер-классы) и в играх (все цифровые форматы, настольные и карточные).
Сегмент ЭдТех остаётся перспективным в России, дан в мире. Свободных ниш ещё хватает, как и потенциала роста новых клиентов. Основные российские инвестиции в ЭдТех направляются для детской аудитории (до 70% всех сделок в 2021-2022 годах).

В оффлайне, кроме вариаций настольных или карточных игр, можно обыграть персонажей Винни-Пуха и других обитателей стоакрового леса при создании тематического парка. Разумеется, речь идёт не о миллиардных проектах типа Диснейленда, а о парке для активного семейного отдыха с детьми или глэмпингов. Ближайшие ориентиры концепции – тематические парки на местах съемок “Властелина колец”, “Мумми-долина” в Финляндии и сеть парков активного отдыха Angry Birds.

В России активно преобразовывают заброшенные и промышленные объекты в городской черте под парки для активного отдыха. Собственный Винни-Пух с друзьями – прекрасный эксклюзив и потенциальное место для развлечений горожан какого-нибудь района.

5. Цифровые товары и NFT
В этом направлении возможности ограничены лишь вашей фантазией и ресурсами.
Для детей постарше и взрослых поклонников Винни-Пуха можно запускать цифровые аватарки, стикеры, артефакты и эмодзи (для игр, мессенджеров, соцсетей, приложений с креативными фильтрами и эффектами, приложений для VR/AR).
Без сомнения, среди миллионов поклонников мишки Пуха и его друзей, обязательно найдутся желающие купить коллекционные NFT.

При определённых обстоятельствах Винни-Пух вполне может стать символом какой-нибудь одноименной криптовалюты. Например, “Винникоин”, который можно было бы инвестировать в создание мультфильмов на технологии блокчейн, использовать для расчетов в оригинальной DaPP-игре или тратить на эксклюзивные NFT с Винни-Пухом. Подобное решение могло бы сократить издержки на “раскрутку” нового крипто проекта. В мире “на слуху” лишь 10-20 известных криптовалют. Остальные 10000+ проектов вынуждены вкладывать колоссальные средства в рекламу и продвижение (до 80-90% всех оборотных инвестиций).
“Винникоин”, включая собственную экосистему на технологий блокчейн, мог бы привлечь солидный объём органического трафика клиентов, а также масштабный и бесплатный интерес со стороны СМИ.

Цифровые товары и виртуальные проекты с использованием персонажей Винни-Пуха может создать любой бизнес – от одиночек предпринимателей до компаний. Современные возможности и технологии в этом сегменте безграничны, совершенствуются ежедневно.

Цена своего Винни-Пуха

Разработка собственного образа и легенды про Винни-Пуха может стоить лишь ваше свободное время. Это когда вы владеете навыками приложений для создания иллюстраций, обладаете задатками таланта художника и способны придумать уместную историю Винни-Пуха для своей бизнес идеи. Либо, владеете мастерством писать запросы для генеративных нейросетей по созданию контента (промт-инженер).

В ином варианте, вполне демократические цены у фрилансеров начинаются от 5000 рублей за отрисовку персонажа, и от 30000-70000 рублей за брендбук с использованием стилистики этого героя. Текстовая легенда ещё доступнее – от 2000 рублей за историю или описание до 5000 знаков.

Верхних границ стоимости в креативной индустрии не существует. Никто не отменял негласное правило оценки искусства – шедевр или гениальность автора оценивается ровно в ту стоимость, которую ему готовы заплатить клиенты.
Обязательно необходимо зарегистрировать вашего Винни-Пуха и другие образы придуманных персонажей как торговые марки для сохранения контроля над авторскими правами. Стоимость таких услуг вместе с пошлиной от 45000 рублей.
Разработка маркетинговой стратегии продвижения товара или услуги с использованием образа Винни-Пуха может обойтись от 40000 рублей до 250000 рублей в зависимости от сложности задачи. У крупного бизнеса специалисты отдела маркетинга смогут реализовать креативные идей с Винни-Пухом своими силами.

Посмотреть иные от привычных образов Винни-Пуха и его друзей можно в интернете, например, через поиск в соцсети Pinterest.
Весьма оригинален и самобытен Винни-Пух получился у художника Люка Макгарри из Лос-Анджелеса, США. Автор с детства по-настоящему влюблен в истории в сети хватает и трэш-экзотики, например, любительский фильм-ужастик “Винни-Пух : Кровь и мёд”. Но это скорее демонстрация того, как отдельные личности пытаются пробиться на работу в Голливуд через эпатажные выходки и пиара за счёт известности Винни-Пуха.

Напоследок про Винни-Пуха

Использовать собственные образы персонажей Винни-Пуха и друзей эффективнее тем предпринимателям, кто ищет быстрые и бюджетные способы выделиться на рынке и не обладает сильными конкурентными преимуществами. Актуальных и потенциально прибыльных сегментов использования Винни-Пуха в России вполне достаточно для маркетинговых экспериментов.

Образ персонажей Милна изначально ассоциируется положительно потенциальными клиентами. Это необходимо учитывать при выстраиваний стратегии взаимодействия с приоритетными целевыми аудиториями: дети и взрослые коллекционеры.
Хватает видов товаров и сегментов совершенно несовместимых для продвижения героев. Например, бензопилы и топоры с образом Винни-Пуха скорее оттолкнут клиентов, чем усилят продажи.

Следует изучать и держать на контроле активность конкурентов использующих самый распространённый образ Винни-Пуха от Disney. Вероятнее всего, это будут товарные
позиции уровня премиум и выше, попадающие в Россию через параллельный импорт.
Медвежонок со своими друзьями совсем не подходит вашему бизнесу по иным мотивам? Тогда присмотритесь к другим известным персонажам Disney, которые станут общедоступными в будущем: с 2024-го года – Микки-Маус (!!!), с 2026-го – Плуто, с 2028-го – Гуфи, с 2030-го – Дональд Дак, с 2032-го – Белоснежка, а с 2035-го – Бэмби и Дамбо!

Напоследок маркетологам следует помнить про этичный и ответственный подход к использованию персонажей Алана Милна в целях бизнеса. Раз уж образ Винни-Пуха вызывает позитив, то необходимо позаботься о реальной реализации ожиданий клиентов о качестве ваших продуктов.
Иначе, вместо органических покупателей и роста продаж, можно получить шквал негатива и тотального бойкотирования бизнеса.

Удачных экспериментов с Винни-Пухом в вашем бизнесе!

Тест: Оцените свою степень понимания заметки

Пройдите тест на нашем сайте из пяти вопросов для оценки понимания заметки и уровня вовлеченности читателя с точки зрения собственных знаний в маркетинге и пояснения к ответам.