Кто такой герой новгородской былины на самом деле
На первый взгляд, ответ очевиден: конечно же, человек! Вон и на гуслях как ловко играет, и азартен, и грамоте разумеет... Но все эти "человеческие" приметы богатого новгородского торгового гостя - ни что иное как способ обморочить, навести чары, выдать желаемое за действительное.
Если текст былины о Садко прочесть "с чувством, с толком, с расстановкой", то окажется, что загадки и логические несостыковки найдутся буквально в каждой её строчке. И все они касаются исключительно образа главного героя - Садко.
Хочу сразу оговориться, что эта статья - исключительно МОИ наблюдения, версии и выводы, основанные - в силу профессии - на академическом знании фольклорного материала и многолетних исследованиях в области народной славянской культуры. И если моя точка зрения вас не устраивает, коробит, меняет парадигму мира - предложите свою.
Итак, мы открываем былину "Садко" и начинаем наше путешествие в Древнюю Русь. В рамках школьной программы до всех и каждого донесли информацию о двух основных циклах русских былин - Киевском и Новгородском.
Киевский цикл - более древний, его герои - всем известные Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Это богатыри-воины, стоящие на страже родной земли от кочевников. Былины Киевского цикла создавались в период X-XI веков и изначально назывались "старИнами". В них очень сильны мифологические мотивы - змееборство, избрАнничество главного героя, собирательно-мистический образ врага и другие.
Совсем другое дело - новгородские сказания. Хронологические рамки их возникновения - XII столетие, но сформировались они только к XVI веку, когда угроза внешних врагов на Руси уже миновала. Потому и герои этих былин - горожане-новгородцы, среди которых купцы, посадские люди да голь перекатная. И декорации соответствующие - вольный город-республика Великий Новгород на реке Волхов, торговые ряды, лабазы, лавки, кабаки, дома зажиточных обывателей, стоящие по заулкам да переулочкам. То есть, на первый взгляд, кажется, что новгородцы создали прямо "былины-былины" от слова "быль" в значении "реальность", настолько всё аутентично и детально в текстах новгородских былин прописано.
Но вернемся к нашему герою Садко. Завязка сюжета былины "Садко" состоит в том, что в Ново-град прибывает "богатый гость". При этом у него нет при себе ни товаров, ни кораблей торговых... Почему же тогда "богатый"? Думаю, что поговорка "Встречают по одёжке..." здесь многое объясняет, поскольку родилась не на пустом месте.
В Древней Руси, равно как и во всём древнем мире, да, впрочем, и сейчас - внешний облик - своеобразный пропуск-пароль в определённые слои общества. Одежда наших предков - тоже своеобразный знаковый код. По ней можно было узнать, откуда прибыл незнакомец, чем занимается, знатен или холоп...
Ну и что же понимали под богатством наши предки, какие имиджевые маячки служили опознавательными знаками определённых сословий? Любимым нарядом зажиточных людей считался кафтан до пят, но с прорезями по подолу, чтобы всем показать сапоги, расшитые золотом. К кафтану богачи пристёгивали отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугом. Пояс также являлся неотъемлемой частью любого древнерусского костюма – он в полной мере отражал социальный статус владельца. Купцы носили пояса шёлковые, кожаные и бархатные, оплетённые золотом и серебром и украшенные драгоценными камнями и жемчугом.
Непременным элементом одежды была шапка одного из четырёх видов. Небедные люди носили маленькую шапочку, расшитую шёлком, золотом и жемчугом - тафью, прикрывающую только макушку. Другой вид шапки - колпак из атласа с нанизанным по околышку жемчугом и золотой застежкой типа броши на передней стороне. Третьи шапки - четырёхугольные, низкие, с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра. Такие шапки носили дворяне, бояре и дьяки - младшие чины Боярской думы в XVI-XVIII веках.
Четвертый вид представляли горлатные шапки. Их носили только князья и высшая знать. Именно по шапке можно было определить принадлежность человека к социальному слою. Отсюда и пошла поговорка: «По Сеньке и шапка». Высокие шапки означали знатность породы и положение в обществе. Так что, как бы дорого-богато ни одевался посадский человек, купец или крестьянин, он не смел надеть высокой шапки. Даже высота колпака соизмерялась с достоинством рода и богатством.
Обувь состоятельных людей – сапоги из персидского или турецкого сафьяна. Каблуки были подбиты множеством гвоздей – тоже признак богатства, своего рода показная расточительность: железные гвозди ценились на вес золота.
И хотя в былине нет описания наряда Садко, исходя из определения "богатый", мы понимаем, что наш герой был богато одет, что в принципе и убедило новгородцев в его финансовой состоятельности.
Теперь поговорим о том, почему Садко назван гостем. Откуда он мог прибыть в одиночку в большой торговый город? Как его фамилия и отчество, то есть - где его отечество? Нет ответа. Учёные-лингвисты до сих пор спорят о происхождении самого имени Садко, но версий на самом деле не так уж и много. Одна из них - имя "Садко" происходит от древнееврейского имени "Цадок", что означает ПРАВЕДНЫЙ! Ну да, ну да...
И при этом, наряду с другими древнееврейскими именами, уже неотделимыми от русской православной культуры - такими, как Иван и Мария, и не только - в святцах ни Садко, ни Цадок не присутствуют. А это значит, что Садко - не имя, а прозвище, поскольку фамилии на Руси оформились лишь в XVII веке именно из прозвищ. Вот и новгородская былина "Василий Буслаев", возникшая по мнению академика Дмитрия Лихачёва, в XI веке, подтверждает этот факт.
Именно прозвище Васьки-забияки "Буслай" с течением времени стало фамилией этого героя сообразно историческим переменам русского социума. Василий Буслаев - буйный гуляка, драчун и задира, мот, озорник, разбитной малый, попирающий и языческие, и христианские ценности, и прозвище его происходит от старославянского "бусать" - кутить. У богатыря Ильи Муромца, кстати, Муромец тоже прозвище, причём - по профессии, как я уже писала в статье "Тайная профессия Ильи Муромца".
Придется искать значение имени Садко во тьме времен. В старославянском языке есть общий для всех славянских языков корень -сад-, не утративший свое значение и в современном русском языке. Сад - то, что поСАЖено (если уж совсем примитивно). Сад (так, как мы его понимаем сегодня) в языческой культуре славян - нечто мистическое, НЕ созданное руками человека. В этом - прежде всего, отсылка к райскому саду Эдем, который обустроил сам Господь. А в русских народных сказках все сады с дивными растениями находятся в другом, ирреальном, мире. Как, например, в сказке "Аленький цветочек". Славяне сады не разводили, эту традицию привез из Европы, ну конечно же, Пётр I.
И с морфемой -КО можно найти целую группу старославянских слов. Это - молоКО, облаКО, оКО, веКО, лыКО, яблоКО и другие. В современном русском языке все эти слова - среднего рода, но так было и в старославянском. И если допустить, что для новгородцев Садко до определенного момента - непонятно кто, то средний род для определения этого "существа" логичен. Не имеют пола ангелы и бесы, первые выглядят "бесполо", а вторые способны принять любой облик - и мужской, и женский, и звероподобный...
Что же получается? Имя Садко несёт в себе тайну его происхождения, и прибыл он - точнее, оно - из другого мира? Так не является ли это прямым объяснением, почему Садко трижды не зовут на "почестен пир"? Ведь для осторожных новгородских купцов заезжий богатый молодец без роду, без племени - тёмная лошадка, и преломить с ним хлеб-соль - возможно, нарушить табу.
На Руси было два вида застолья - пир и тризна. Пиры - для живых, гостей пирогами угощали, пирог ведь - хлеб для пира согласно этимологии. А вот тризна - это поминальное застолье, для мёртвых. И эти три дня игнорирования "богатого гостя" логично укладываются в погребальную православную традицию хоронить на третий день. То есть, новгородцы - опять же - не слишком-то уверены, что за гость такой и главное - откуда: из мира реального или потустороннего - к ним пожаловал, в человеческой природе Садко его богатый образ их не убедил. Принять личину человека может и ряженый выходец с того света.
Но как бы то ни было, после отказа в приглашении на пир Садко идёт не в кабак заливать грусть-печаль чаркой зелена вина в лучших традициях униженных и оскорблённых (причём, живых!!!!), а отправляется на берег Ильмень-озера, где... Внимание! Играет на гуслях.
Думаю, я никому не открою секрета, что в Древней Руси (и не только) существовали касты, схожие с индийскими. Каждому - своё место под солнцем, своя одежда и свои занятия. Так вот, музыкантство, в том числе игра на гуслях, равно как и скоморошество - это прерогатива "низших" слоёв общества.
Взять ту же средневековую Европу с её менестелями и вагантами - бродяги, как правило, незнатного происхождения. Ни один аристократ в странствующих музыкантах не засветился.
Так же и на Руси. Да, несомненно - почет и уважение, и в любом тереме, и в любой избе и приветят, и накормят, и чарку поднесут... А с рассветом - ступайте, добрые люди, на все четыре стороны, спасибо, что пением да игрой на гуслях потешили. Поэтому представить купца с гуслями... Ну такой себе... оксюморон)))
Читаем дальше. Три вечера играет Садко на гуслях на берегу Ильмень-озера, и в первые два вечера ничего не происходит, только вода в озере "всколыбалася". А вот на третий день выныривает из озера сам Царь морской. Морской. Из озера. Странно? Да. Но не необъяснимо. Просто добирался долго из моря-окияна, от острова Буяна (ну а откуда ещё) на зов Садко. А то, что Садко не просто так на берегу в гусельки бренчал, говорит и тот факт, что гусли - это не просто музыкальный инструмент, а магический артефакт из самой-самой глубины веков.
Кто помнит все волшебные предметы из русских народных сказок? Ковёр-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, меч-кладенец и гусли-самогуды!!!!
Адепты теории палеоконтакта утверждают, что каждый волшебный предмет из мирового фольклора наши предки видели воочию при встречах с теми, кого называли богами, прилетевшими со звёзд, и воспоминания о чудесных вещицах - для них магических - сохранили в мифах, сказках и былинах. И каждому такому предмету можно найти прототип в современном мире. Хоть и не такой идеальный, но всё же.
С ковром-самолетом всё ясно: второе слово в названии говорит само за себя. Сапоги-скороходы: наверняка у инопланетян технология позволяла изготавливать именно самоускоряющуюся обувь, но и наши электросамокаты и моноколёса вполне сгодятся. Шапка-невидимка: стеллс-технологии уже вполне реальны. Меч-кладенец, выстреливающий огонь и молнии: тоже есть современный аналог, очень на лазер похоже. Ну а скатерть-самобранка (сама собирает/накрывает/готовит на стол) нам в полной мере хоть и недоступна согласно техническому заданию, всё же все эти программируемые мультиварки и аэрогрили готовят в основном самостоятельно.
Но вернёмся к гуслям-самогудам. Из определения понятно, что их основная функция - издавать гудение, то есть звуковые волны. А вода, как всем известно из курса физики, лучший проводник звука. В воде звуковые волны распространяются быстрее, чем в воздухе, потому что молекулы воды более плотно расположены, при этом скорость звука в воде составляет примерно 1500 м/с, что в 4–5 раз быстрее, чем в воздухе.
И вот на третий вечер, на вечерней заре, на зов Садко откликается некое подводное существо, облеченное "царской" властью. Но над чем? Да над водной стихией, конечно же. В системе славянского троемирия Нижний мир - это не только под землёй, но ещё и под водой. И хозяин вод - очень могущественный...
Однако же Садко преспокойно вызывает Царя Морского - самого таинственного персонажа во всей былине - для собственных нужд. Почему? А вот это уже интересно. Кто такой этот Садко, что сам Морской царь ему или "друг, товарищ и брат", или должник?
Что же за герой этот Царь Морской? В пантеоне славянских богов он - единственный бог, у которого нет имени, в отличие от других повелителей водной стихии в мировой мифологии - Посейдона, Нептуна, Ньёрда... А ведь славянские мифы рассказывают, что у Морского царя и дочь имеется - богиня утренней зари Мерцана. И как тут не провести аналогию с римской богиней всё той же утренней зари Авророй (у греков - Эос), рождающейся каждое утро из вод морских. Так почему же такой могущественный бог остался безымянным? Можно предположить, что для славян, территориально селившихся вдали от морей, этот бог был не особо значим, не то, что, например, Перун, Велес или Ярило. А вот для жителей приморских стран - Греции, Италии, Скандинавии бог морской стихии - один из наиважнейших среди других богов.
В былине прямо говорится о том, что Царь морской не смог противиться зову гуслей и прекрасно осведомлён о целях Садко среди людей. Не значит ли это, что оба они - представители потустороннего мира? Ведь именно Морской царь, понимая, что "миссия" Садко на твёрдой земле почти провалена, предлагает ему "биться об заклад" с купцами новгородскими, что в Ильмень-озере можно выловить рыбу-золотые перья (плавники). А ведь всяческие пари, равно как и гадания - дело богопротивное и исходит, сами понимаете, от кого.
Вообще, в былине "Садко" такое смешение языческого и православного, что невольно закрадывается мысль о том, что известный нам вариант текста претерпел значительные изменения как раз в XV-XVI веках, а на самом деле былина гораздо "старше", и именно факт наличия в былине "Садко" мифического бога в образе Морского царя и есть отголосок самого настоящего язычества. А сюжет её - не о путешествии человека Садко в чужой мир, а - говоря современным языком - о попытке внедрения в мир людей кого-то "оттуда". Внедрения или возвращения? Разберёмся.
Читаем былину дальше. И вот находятся среди новгородских купцов люди азартные, принимают пари, и Садко ставит рыбу-золотые перья, (точнее, целых трёх рыб) против ВСЕХ товаров Великого Новгорода. Ва-банк.
Что же это за рыба такая? И не её "родственница" у Пушкина в "Сказке о рыбалке и рыбке" обитает? Похоже, она. Среди славянских магических существ многие связаны с золотом, а значит - с подземным/подводным миром кладов и сокровищ. Это и славянская богиня покоя и тишины золотая Баба, и грифоны, и копша - кладовой бес, и хабар - заговорённая, и от того как бы оживающая отрубленная голова животного, закопанная при кладе для его охраны от посягательств.
Жар-птица же, хоть и блестит ярче золота, воплощает в себе солнце, а не презренный металл. В одном из славянских мифов прямо говорится о том, что каждая из Жар-птиц (а их на самом деле - стая) - это солнечный луч в физическом теле.
Думаю, что о магических, волшебных свойствах золотых рыб новгородские купцы знали всё, поэтому и ставят на кон все свои товары. Ведь если Садко проиграет и не добудет рыб, то всё останется при них. А вот если выиграет, то барыш намного перевесит проигранное. Купцы на то они и купцы, что всё просчитали, чтоб в накладе не остаться.
Далее в былине следует не совсем понятный отрывок о торге Садко. Став богачом, он почему-то решает разорить Новгород, но быстро сдаётся. Такое ощущение, что этот текст был добавлен в былину гораздо позднее... Очень уж социальный сюжетный ход.
Итак, наш герой Садко снаряжает выигранные корабли с товарами, берёт дружину хоробрую... Обратите внимание, как изменилось отношение к Садко у горожан. То на пир не звали, а теперь к нему в дружину на службу бегут с радостью. Обморочил-таки Садко новгородцев? Поверили, что перед ними - обычный человек, только очень удачливый? Как бы не так! Просто Садко из потустороннего мира постепенно адаптируется в мире живых и все больше напоминает человека.
Достать волшебный артефакт никому из обычных людей не под силу, а значит, после пари новгородцы убедились, что перед ними и не человек вовсе, и лучше с ним не связываться. Отчаянные ли головы пошли к Садко в дружину или выборные по жребию - былина умалчивает, но точно называет число торговых кораблей, на которых вся его дружина отправляется в путь - их тридцать.
И вот тут мы снова встречаемся с числом "три". В новгородской былине "Садко" это число упоминается так часто, что невольно целые куски текста с троекратными повторами заучиваются наизусть. А усиленное нулём и превращенное в тридцать оно удесятеряет свое магическое значение, ведь число три - сакральное, и в сказках оно встречается постоянно.
В былине "Садко" тройка несёт в себе и мифический, и религиозный отпечаток. Помните про смешение в сюжете языческого и православного? Я как раз об этом. Древние славяне верили, что число "три" - основа мировой гармонии, стержень трёх миров - Явь, Навь и Правь. Но мы, пытаясь выяснить, как же число три связано непосредственно с Садко и сюжетом былины, снова обратимся к лингвистике.
Старославянские слова «настроиться», «настроение», «строить» в своих корнях имеют число "три" и понимаются как триединство, согласованность, законченность. А вот слово «расстроиться», наоборот, семантически связано с разделением на три отдельных части. Значит, получается, с отплытием из Новгорода на тридцати кораблях, на которых "товару красного" на тридцать тысяч, дела Садко в этом городе окончены? Некий цикл завершён? И снова, совсем, как в сказке, наш герой прошёл троекратные испытания, по законам всё той же же сказки - должен получить награду, и "тут и сказочке конец". Однако Садко, проиграв торговый спор Великому Новгороду, покидает его.
Что это, по-вашему, как ни завязка новой истории? Истории о путешествии, или о попадании, или о возвращении в подводный морской мир...