Найти тему
Тайная комната

Тайна славянской русалки

Русское деревянное зодчество. Русалка. Городец, 1928 год.
Русское деревянное зодчество. Русалка. Городец, 1928 год.

Русалка... Пленительный образ полудевы - полурыбы. Она и очаровательна, и опасна. Она то ли миф, то ли явь. Она вдохновляет художников и поэтов, лишает сна и покоя простых смертных и вводит в искушение бывалых моряков. Русалка неотделима от водной стихии. Главная черта её характера - коварство. Оно - основа любого сюжета об этом непонятном и во многом непонятом людьми существе. Но и нас, жителей суши, трудно заподозрить в лояльности к морским девам. В большинстве легенд человек во что бы то ни стало пытается подчинить русалку своей воле, порой превосходя её в жестокости. Сколько печальных историй хранится в нашей памяти об этих загадочных существах, погубленных человеком! В XXI веке как-то нелепо всерьёз принимать на веру рассказы "очевидцев" о встречах с русалками, но эти таинственные обитательницы глубин никак не хотят оставаться в прошлом. То вынырнут в мультфильме по одноимённой сказке датского сказочника, то всплывут на картине современного художника. А кое-где и вовсе не собираются кануть в забвение, как в омут, а наоборот - горделиво красуются на фасадах деревянных домов, прочно стоящих на твёрдой земле в самом центре России!

Как же так получилось, что русалка стала излюбленным образом не только в творчестве русских поэтов, писателей, композиторов и художников, но и в деревянной резьбе, традиционно украшающей избы наших предков?

Самая первая загадка - внешний облик этого существа. Русалками мы считаем и называем и полудев-полурыб, и самых "обыкновенных" обличьем девушек на двух вполне человеческих ногах. И соотношение "ноги/ хвост" в изображении этих дев примерно одинаковое. На наличниках и в подзорах деревянных домов доморощенные мастера - каждый в меру своих способностей, но все, как один, вырезали русалок с рыбьими хвостами.

"У Лукоморья". Палех, 1980 год.
"У Лукоморья". Палех, 1980 год.

У А.С. Пушкина "русалка на ветвях сидит": понятно, что "с ножками" забраться на эти самые ветви и усесться на них нет проблем, а обладая хвостом - намучаешься. У Н.В. Гоголя в "Майской ночи, или Утопленнице" в русалок превращаются утопившиеся или утонувшие девушки, при этом сохраняя вполне человеческий облик. У Г.-Х. Андерсена Русалочка меняет хвост на ноги... Древнегреческие наяды - богини рек и озёр - двуногие, а Нереиды - дочери морского старца Нерея, живущие в солёных понтийских водах - уже с хвостами... И на картинах художников разных эпох мы встречаем и тех, и других.

Легенд о происхождении этих загадочных созданий достаточно много. Например, одна из версий происхождения полулюдей-полурыб прямо указывает на одно из библейских событий - Исход. Когда Моисею, выводящему евреев из египетского рабства, путь преградило Красное море, он с Божьей помощью сумел раздвинуть его воды. Евреи перешли его по обнажившемуся дну, а войско египтян, посланное фараоном в погоню, не успело. Воды сомкнулись, и утонувшие воины превратились в существ с рыбьими хвостами. Отсюда, с XVI века на Руси прижилось ещё одно название русалок - фараонки. И это немного странно, потому что любая армия состоит из мужчин, а они вряд ли бы стали хвостатыми девами.

Но мне бы хотелось открыть тайну появления хвостатых русалочьих фигур в русском деревянном зодчестве. Для этого нам придётся опуститься в самую глубину прошлого наших предков, задолго до Пушкина, Гоголя, Лермонтова и других русских писателей и поэтов.

Древние славяне делили мир по горизонтали на два мира - свой и чужой, а по вертикали - на три. Осью вертикального мироздания было мировое Древо - дуб. Да, да, тот самый, который у Лукоморья в Беловодье. Пушкин украсил его златой цепью и поставил хранителем Кота-Баюна с песнями и сказками. Согласно славянским мифам, под тем самым дубом лежит со времён возникновения Вселенной упавший с неба Бел-горюч камень Алатырь. Камень не простой, магический, да ещё и крепко придавивший своим весом скрытую под ним Голубиную книгу, в которой находятся ответы на всё земные и небесные тайны.

Камень Алатырь: пуп земли, всем камням отец.
Камень Алатырь: пуп земли, всем камням отец.

Так вот, миры по вертикали - верхний, срединный и нижний - носили соответственно имена Правь, Явь и Навь. Правда, праведник, справедливость, правило, правильно - эти нравственные истины пришли к людям из верхнего мира, можно сказать - прямиком из космоса. Правь - мир высших богов и душ, причем не только людских, но и всех живых существ, населяющих землю. Явь - мир явный, видимый глазами, реальный, наш, человеческий. Навь - мир тьмы и холода, мир нечисти - домовых, кикимор, леших, водяных и прочих, а также место упокоения тел умерших.

Мировое древо древних славян: "Помни о Нави - живи в Яви по законам Прави!"
Мировое древо древних славян: "Помни о Нави - живи в Яви по законам Прави!"

И свои жилища древние славяне строили в соответствии с мировым устройством. Традиционный славянский дом - изба - воспринимался как модель космоса. И архитектурно утверждался в каждом из трёх миров - в Прави, Яви и Нави. Треугольная в сечении крыша - модель небесного купола, буквально "неба свод" (в современном написании и произношении - небосвод), это верхний мир Правь. И знаки, и символы, украшающие её - лучшее тому подтверждение: деревянная резьба представляет собой солнце, луну, ветер и снег... А из-под крыши словно "стекает" подзор из тонких изящных реек - это струи всегда желанного для земледельца дождя.

Подпол - холодное, тёмное место, подземелье - мир Нави. И хранение запасов именно под землей, в холоде сродни схороненным под землёй кладам и сокровищам хозяина мира мёртвых. Тут уж, понятно - никаких орнаментов и символов, кроме обережных, не встретишь, да и сама дверь в погреб надёжно пригнана по высоте пола даже сейчас (если, конечно, дом выстроен не меньше полувека назад), ещё и надёжно половичком прикрыта, чтоб уж наверняка не искушать лишний раз спуститься в подземный мир.

А само жилое помещение, твёрдо стоящее на земле - мир Яви с населяющими его людьми, животными и растениями. Поэтому и растительный орнамент, и разные звери - от "фантастических" (для наших предков) львов и мифических грифонов до петуха, козла или быка - украшают среднюю часть избы. И удивительным образом рядом с вполне объяснимыми, с точки зрения логики, существами нам и по сей день лукаво улыбаются русалки!!!! Самые настоящие - в смысле привычности внешнего представления - девы с рыбьим хвостом.

Удивительно, откуда взялись эти таинственные создания в деревянной резьбе русских деревенских изб, неизмеримо далеко от морей-океанов? И почему именно русалки? - спросите вы. А они и не русалки вовсе. По крайней мере, изначально. Такого мифического существа, как русалка, у древних славян не было. Морская дева - плод фантазии западно-европейской культуры, выросшей как раз из древнегреческой мифологии. Не случайно Элладу по праву называют "колыбелью" европейской цивилизации. Оттуда и пришел в культуру и искусство и образ двуногих наяд, и хвостатый образ Нереид.

Джон Кольер "Грот Венеры", 1901 год.
Джон Кольер "Грот Венеры", 1901 год.

По верованиям древних славян, сотворить мир даже для всемогущих богов - это только полдела. Главная задача - уберечь его от разрушения, сохранить, дать возможность развиваться. И тогда, говорят, боги создали берегинь. Каждой стихии, каждому роду - человечьему или звериному, каждому дереву, каждой травинке боги послали по берегине. Все знают, что жизнь без воды на Земле невозможна. Она основа всего сущего. Без воды не будет растений, а значит воздуха, которым мы дышим, и пищи, которую едим. Духу Воды - водной берегине - славяне поклонялись, принося в жертву кровь и молоко. Это тоже две сакральные жидкости. Вместе с водой они образовывали магическую триаду, называемую эликсиром жизни.

Берегини. Фото из открытых источников.
Берегини. Фото из открытых источников.

Наши предки были связаны с водой настолько тесно, что ни один ритуал, сопровождающий человека на пути бытия, не обходится без воды. Родился - помыли. Женился - жена ноги вымоет. А перед свадьбой у самой невесты - особая баня: она моется в отчем доме в последний раз и, прощаясь с "родным" банником, отрывает полосу от сорочки и завязывает на банный веник. Ну а уж про обмывание покойного знает каждый. Этот ритуал и сейчас свято соблюдается вне зависимости от веры или неверия, даже и вовсе не суеверными людьми.

Берегиня вод земных. Фото из открытых источников.
Берегиня вод земных. Фото из открытых источников.
В русском фольклоре преграда между миром мёртвых и миром живых - всегда водная. Самая известная из всех - река Смородина, названная так совсем не в честь ягоды, а потому что славянский корень "смъръд" означает смрад. Смородина окутана удушливым, ядовитым туманом, который поднимается от её кипящей воды. Потому и переброшенный через эту реку Калинов мост - не от калины-кустарника, а потому что раскалённый.

В славянской мифологии низшие магические существа всегда обладали способностью совмещать в себе двойственную природу. Леший мог предстать перед человеком и в облике обычного мужчины, но в одежде, застегнутой на левую сторону, и огромным великаном в образе ожившего дерева. Полудница являлась и женщиной в белом сарафане, и клубком колосьев, несущимся по полю. Наверное, вполне логично, что водяная берегиня представлялась и в образе девушки с зелеными волосами-водорослями, и в образе полудевы-полурыбы. Именно водных берегинь в этом обличье и вырезали наши предки на своих жилищах. Всегда - в средней части избы, в мире Явь. Наши предки верили в то, что она бережёт воду для людей. Дождь - вода небесная, о ниспослании дождя надо молиться высшим богам, а берегини живут в земной воде - реках, озёрах и ручьях. И тот дом, на котором поселилась это таинственное существо, напрямую связанное со стихией земной воды, никогда не будет испытывать недостатка в живительной влаге.

Русское деревянное зодчество. Русалка. Углич, начало ХХ века.
Русское деревянное зодчество. Русалка. Углич, начало ХХ века.

Когда и почему наша берегиня стала называться русалкой, неизвестно. В русском языке это слово появилось только в середине XVIII века. Как раз в это время в Европе начался самый настоящий "русалочий бум" - за последующее столетие морские девы буквально наводнили живописные полотна, музыку, прозу и поэзию. С другой стороны, ещё в незапамятные времена были у древних славян Русалии - празднества с жертвоприношением и чествованием рек, ручьев и озёр. Но как выглядели в представлении наших предков населявшие их водные духи, мы, наверное, уже не узнаем.

Адольф Хиреми-Хиршль. "Ундина", 1921 год.
Адольф Хиреми-Хиршль. "Ундина", 1921 год.

Но таинственный образ русалки ли, морской ли девы, берегини ли остаётся верен себе уже на протяжении тысячелетий: мы снова и снова пытаемся подтвердить или опровергнуть её существование. В русалок можно верить и не верить, но ни одна встреча с ними - где бы она ни состоялась: в книге, фильме, на картине - не оставляет нас равнодушными.

Я возникла средь речной прохлады, выросла в придонной тишине.
Я не знаю, что ещё мне надо? Кто расскажет, кто покажет мне?
Девушки на берегу играют, песенки о суженом поют,
Из цветов земных венки сплетают - у меня хотят узнать судьбу.
Каждый, каждый девичий веночек я по водным струям поведу,
Не погаснет свечки огонёчек - всем им дам счастливую судьбу.
Что же это значит - быть любимой? - мне придётся только наблюдать.
Я, русалка, никогда не плачу. Просто слёз в воде не увидать...

------------

"Примите тайное посланье: секреты криптографии" - здесь.

"Тайна мёртвой головы" - здесь.