Ещё одна загадка из романа "Мастер и Маргарита"
На очередной волне невероятной популярности романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», написанного, но так и не законченного, в 1940 году, кажется, что тайн и загадок в нём уже не осталось. Но это только на первый взгляд. Роман настолько многозначен, многолик и неисчерпаем, что, я уверена, и через сто, и даже больше лет читатели будут открывать в этой книге всё новые и новые пласты смыслов.
А вот однозначно определить авторскую позицию у всех неравнодушных получится едва ли. Но оно и к лучшему, правда? Я не претендую ни на какие сверхоткрытия, не навязываю свою точку зрения, а просто делюсь ответом на вопрос, который не давал мне покоя с самого первого знакомства с романом. А было это… в 1986 году.
Итак, почему булгаковский кот - Бегемот? Это просто кличка, основанная на сходстве его немалого размера с размерами реального бегемота? Ведь обзывали же мы в детстве крупных ровесников «бегемотами»… Или всё гораздо сложнее и интереснее? Конечно же, второе!
Во время работы над романом писатель создал «Булгаковскую энциклопедию» - своеобразный бестиарий персонажей, в которой называет прототипы для создания кота-оборотня. Это книги И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», в которой описывается морское чудовище Бегемот, обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные» и М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом».
Михаил Булгаков написал роман о дьяволе, изначально предполагая сделать его единолично главным действующим лицом. Об этом свидетельствуют первые варианты названий будущей книги - «Копыто инженера» и «Чёрный маг». Почти готовое произведение автор уничтожил в 1930 году и начал заново. Дьявол, он же Воланд, остался одним из основных персонажей, при этом его визит в Москву 1930-х годов сопровождает свита.
А свита дьявола - это, конечно же, демоны.
Согласно «Талмуду» матерью всех демонов считается Лилит - первая жена Адама, равная ему во всем, так как была создана вместе с ним из праха земного, а не из ребра подобно второй жене - Еве. Лилит отказалась подчиняться мужу на том простом основании, что она женщина, а он мужчина. В своем неподчинении супруга Адама зашла так далеко, что произнесла истинное имя Бога, нарушив тем самым строжайшее табу, и взвилась в воздух.
Бог послал за Лилит трех ангелов, чтобы вразумить своё строптивое творение. Посланники догнали бунтарку на берегу Красного моря, но не смогли внушить той должного смирения и потому «просто» прокляли. Теперь Лилит могла рожать только демонов и должна была терять по сто своих «детей», погибающих каждую ночь, и испытывая при этом истинные муки матери. Так, обезумевшая от непреходящего горя Лилит стала ночной демоницей, вредящей роженицам и младенцам. Она выпивает их кровь и подкладывает в кроватки своих демонят.
А кто же стал отцом всех этих демонов? Вы не поверите, но это… Адам! После изгнания из рая он на 130 лет покинул Еву из-за «непримиримых разногласий» и сошелся с Лилит. Вот так-то.
Но демоны, порождённые Лилит и Адамом, были, если можно так сказать, мелкими пакостниками - искушали людей на семь смертных грехов, включая самоубийство. Но воплощённым Злом, Злом изначальным и древнейшим, были два могущественнейших демона - Левиафан и Бегемот. Один обитал в морских глубинах в образе гигантского змея или кита, второй, способный принимать облик любого сухопутного животного, губил человеческий род на земле и мучил души грешников в аду.
Существует предание, что в конце времен Левиафан и Бегемот вступят в смертельную схватку и убьют друга, а их мясо подадут на пиру праведников во главе с Мессией. Представляете масштабы идеологической победы? В меню святых - мясо демонов…
Однако, представляя Бегемота в роли шута Воланда, Булгаков не особенно погрешил против истины. У самого писателя был здоровенный кот по имени Флюшка, некоторыми чертами характера которого он во многом наградил своего Бегемота. Ведь одна из ипостасей этого демона - именно кот.
Например, булгаковский домашний любимец настолько индифферентно держался со своими хозяевами, что автор перенёс эту его особенность в роман: кот Бегемот то и дело произносит сакраментальную фразу: «Сижу, никого не трогаю, починяю примус…» что, впрочем, роднит демона из «Мастера и Маргариты» еще с одним культовым котом-философом Мурром Эрнста-Теодора-Амадея Гофмана.
Да, с Бегемотом всё гораздо сложнее, чем с другими спутниками дьявола в романе. А всё потому, что изначально непонятно, как выглядел этот демон.
Само слово «бегемот» на древнем иврите звучит, как «бехема» и означает просто «животное или зверь». В Библии довольно точно и подробно описывается абсолютно реальный бегемот/ гиппопотам, и это логично: к месту библейских событий территориально близки и Египет, и Африка - места обитания этого животного. В славянском переводе Библии - кальке с иврита - неведомый нашим предкам зверь превращается просто в животное невероятных размеров, нечто фантастическое, но, тем не менее, не несущее никакой отрицательной окраски.
И только гораздо позже, в V веке в латинской Европе, «сформировав и утвердив» список семи смертных грехов, для наглядности пороков и просвещения безграмотного в основной массе населения решили их визуализировать. Именно тогда из-за своих огромных размеров безобидный, в сущности, зверь бегемот стал олицетворять демона чревоугодия. Так в этом грехе, по мнению отцов церкви, проявилась его звериная сущность.
Неслучайно и в Дантовом аду чревоугодники страдают в третьем круге, тогда как сластолюбцы - во втором, более «щадящем» по наказанию. Грех похоти в те времена считали, и не совсем безосновательно, проявлением природы, доведенным до крайности инстинктом размножения, с которым человеку всё-таки трудно бороться. Поэтому целибат (обет безбрачия) обязателен для католических священников, и это испытание не из лёгких, а, пожалуй, самое трудное. А вот обжоры могут себя контролировать и сдерживать, но, непотребно объедаясь, уподобляются животным.
Так, Бегемот, символизирующий чревоугодие, начал ассоциироваться со Злом и на рисунках в старинных трактатах мы уже видим его обладателем гигантского пуза, слоновьей головы и огромных когтей на лапах. А еще научился, как всякий грех, маскирующийся под добродетель, менять облик, создавая у рода человеческого ощущение, что Зло – не более чем иллюзия.
Однако описание этого демона – не для слабонервных.
Бегемот – ужаснейшая из всех тварей, оборотень, передающий людям звериные качества. Иногда он превращается в женщину, и тогда мужчин начинает терзать совсем другой голод, с «нестерпимым зудом в чреслах».
И все-таки, почему кот? В отношениях с котами и кошками в Европе средних веков была настоящая «напряжёнка». С одной стороны, кошачье семейство хоть как-то регулировало численность крыс и мышей, с другой – черные коты и кошки однозначно считались пособниками Сатаны и непременным атрибутом ведьм. Отголоски египетского обожествления этих животных столкнулись в Европе с суевериями и реалиями чумной угрозы.
В европейском фольклоре встречается множество сказок, в которых, образно говоря, дьявол, пойманный кем-то хитроумным, превращается в кота. Напуганные персонажи решают истребить всех кошек, и это приводит к настоящей катастрофе: государство на грани вымирания из-за крыс и мышей, съевших все запасы продовольствия. Наконец находится кто-то, приносящий королю в дар двух котят, и всё заканчивается хорошо.
Вот так и получается, что, оборачиваясь котом, демон Бегемот словно предлагает человеку самому выбрать: рискнуть или сразу бежать за святой водой, чтобы точно узнать – кто скрывается под кошачьей шкуркой.
Ну это, так сказать, деятельность демона Бегемота среди людей. А как же он служит своему господину? В аду Бегемот – распорядитель на пирах Дьявола, его виночерпий и хранитель его личного кубка. В романе Булгакова в конце этот чёрный котище превращается в юного пажа.
Неожиданно? Да как сказать. Просто это совсем другая история. В греческом мифе громовержец Зевс влюбляется в прекрасного юношу по имени Ганимед, да так сильно, что дарит ему бессмертие, возносит его на Олимп и делает своим виночерпием, разливающим на пирах богов нектар и амброзию.
Вот так, попытавшись разгадать одну загадку, мы тут же наткнулись на еще одну – не менее интересную и таинственную. И с романом «Мастер и Маргарита» всегда происходит нечто подобное: сколько ни читай, сколько не строй предположений и версий, истина всегда будет где-то рядом.