Найти тему
Тайная комната

Что скрывает Новый год?

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

Какой же русский не любит... вкусной еды? Меняются времена, меняются нравы, меняется мода и, конечно же, пищевые привычки. Сейчас мало кто устраивает домашние застолья, но... В Новый год мы, хоть и избалованы едой с доставкой на дом, все-таки вспоминаем написанные от руки рецепты, дружно нарезаем фирменные семейные салатики и печём традиционные медовики и наполеоны. Да, что и говорить, встреча Нового года не подвластна никаким ветрам перемен, это по-прежнему - самый любимый, самый уютный, самый светлый праздник для каждого из нас. И мы совершенно не задумываемся над очевидным вопросом, почему встречу Нового года принято считать семейным мероприятием? Этой традиции уже несколько тысяч лет, но знаете ли вы, кого ждали в гости - помимо членов семьи - наши предки, и каким было их праздничное меню?

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

Начнём с того, что год древние славяне делили всего на два времени года - зиму и лето. Отголоски этого календаря сохранились в поговорке: "Сколько лет, сколько зим" и в вопросе о возрасте. Мы до сих пор спрашиваем, сколько человеку лет, потому что в те далёкие времена пережить зиму удавалось далеко не многим. Выжил зимой, встретил лето, значит, смело записывай на жизненный счёт прожитый год. До Петра I Новый год был праздником, скорее, условным, чем традиционным. Отмечали его в сентябре - это если по современному месяцеисчислению, а по языческому календарю - после снятия урожая. Тогда и наступала у славян "зима", которая длилась до вспашки земли, и это событие знаменовало начало лета. Однако примерно в последние дни "нашего" декабря славяне накрывали щедрый стол, собирались всей семьей и отмечали... День рождения Домового!

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

Все знают, что 22 декабря, в день зимнего солнцестояния - самая длинная ночь в году. Это астрономическое явление наши далёкие пращуры подметили еще во времена неолита, и для них оно было одним из важнейших в годовом цикле, потому что приходилось на середину зимы (если считать с сентября). И как всякий рубеж вызывало тревогу о будущем: что будет дальше и будет ли это "дальше" вообще? Язычники, и не только на Руси, всегда очень настороженно относились к различным "пограничным" состояниям природы - сумерки, полдень, полночь - считая, что именно в это время исчезает преграда между миром своих и миром чужих. Где находится этот мир и кто в нём обитает, можно прочитать в моей статье "Тайна славянской русалки". И именно поэтому в эту, по их представлениям, страшную длинную ночь нужно было обезопасить себя и свою семью от вмешательства потусторонних сущностей, даже если они являются вашими кровными родичами. Навь может изменить кого угодно, поэтому наши предки не знали, с добром или с худом соберутся в эту ночь у них в доме души их пращуров. Но в том, что они непременно придут навестить живых, сомнений не было - слишком уж велик соблазн пройти сквозь декабрьскую дверь-между-мирами.

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Не по теме
Гадания тоже не случайно проводят именно в этот период, в христианстве получивший название "Святки". Они длятся две недели - как раз с зимнего солнцестояния до православного Рождества. Считается, что нечисть вынуждена открывать людям их будущее, страшась Светлого праздника рождения Спасителя. Ведь они снова будут низвергнуты в Навь или Ад до следующей зимы.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

А самый действенный и работающий способ умилостивить незваных гостей - это, конечно же, жертва. Издревле требы языческим божествам и ушедшим в иной мир приносили молоком и кровью, выливая их в пламя костра. Позже, когда людей стало больше, и они перестали жить племенами и общинами, этот обычай переродился в традицию накрывать стол с ритуальным угощением в каждом доме, собирая вокруг него всю семью. Именно одновременное присутствие всех кровных родственников на этой жертвенной трапезе - и живых, и мёртвых - символизировало своеобразную перекличку рода, давало мёртвым понять, что о них помнят. А не соберешь их с живыми за одним столом, могут обидеться и даже серьёзно навредить.

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

И вот с наступлением самой длинной ночи в году, при очередном обороте годового колеса (почему и говорим до сих пор - круглый год) наши предки в ожидании ритуального застолья обращались за защитой к Домовому - единственной нечисти, охраняющей и само жилище, и его обитателей. Для наших предков Домовой, носящий еще и прозвище "хозяин", обитает в двух мирах одновременно. Кого же, как не его нужно было задобрить в эту мистическую ночь?

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

Конечно, название "День рождения" современно и условно, но то, что это был именно его день, сомнений нет. С самого раннего утра хозяйка не отходила от печи, не забывая при этом восемь раз сменить одежду полностью (если достаток семьи позволял) или какую-то её часть - платок, пояс, рубаху... Главное условие - каждая вещь должна быть подарена. Улавливаете сходство с нашим 31 декабря? Хозяин в это время обстругивал добела стол, готовя его к жертвенной трапезе и забивал в матицу (потолочный брус, на котором подвешивали колыбель) новый гвоздь, если в этом году в семье случилось прибавление. По народным поверьям, пока стоит дом, и есть матица в нем - гвоздь душу в доме держит, и человек снова и снова будет возвращаться под отчий кров.

Не по теме
С этой же целью на дверном косяке делали топором зарубки по мере роста ребёнка, считая, что по ним, как по лесенке, он сможет вернуться домой откуда бы ни было.

И вот с наступлением темноты вся семья, то есть представители одного рода, собиралась за изобильным столом, на котором, помимо любимых кушаний, стояли и двенадцать обязательных блюд для совместной трапезы и мёртвых, и живых. И это угощение делилось строго по принадлежности едоков к тому и иному миру.

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

Для хозяев дома на этом столе главным блюдом был ПИРог - хлеб для пира. Пироги - исключительно для живых, ведь по форме они напоминают земную твердь (не случайно верхнюю корочку пирога и сейчас часто украшают растительно-цветочным орнаментом). И в начинке - все дары природы от яиц до овощей. Для семьи готовили и колево. Это рассыпчатая пшеничная кутья, политая мёдом и взваром из сухофруктов - символ здоровья и долголетия. Дальше - поросёнок или свиная голова - дань первым тотемным предкам-зверям. Черепа и кости не выбрасывали, а зарывали по четырем углам двора. В этом тоже отголоски самых древних обрядов: собрать все косточки до единой, схоронить, и животное непременно возродится. Как в сказке "Крошечка-Хаврошечка", например. Для живых обязательно варили студень (холодец), считая, что это блюдо сочетает в себе несочетаемое, а значит обладает определенной магией. Это и не жидкость, и не твердость, и не мясо, и не вода. В общем, что-то вроде чудодейственной пищи.

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

Самое сакральное из всех блюд новогоднего стола - каша. Для древних славян она была обещанием прибавления в семье, способствовала деторождению, а значит - продолжению рода. Сколько в каше комочков, столько бы вам сынков и дочек! - традиционное пожелание при поедании этой еды. И, конечно же, ХЛЕБ. Тот, который всему голова, венец всего, податель жизни и сама жизнь. Свежеиспечённый каравай делился поровну между всеми членами семьи, сидящими за столом. Его ели, стараясь не уронить ни крошки. А хозяйка дома обязательно припрятывала часть своей доли на случай, если ребёнок заболеет. Ведь для избавления от хвори достаточно было прокатать по его тельцу этим самым хлебом.

Вот такие блюда на здоровье, удачу и плодородие готовили для живых. А что же было на этом столе для душ умерших предков? Тоже шесть блюд из двенадцати. Почти все они как бы зеркально отражают друг друга, точно также, как мир мертвых является отражением мира живых. Но про эту еду не говорили, что "ели" - ею поминали. Никто не брал и не просил добавки, ведь это еда чужая.

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

И первым поминальным блюдом для душ предков были блины. Сейчас мало кто знает, что блин - еда для мёртвых, а не для живых. Блин как символ солнца всегда вкладывали в руку покойного, чтобы на том свете он не блуждал во мраке. Всем известна поговорка - первый блин комом, вот только изначально говорили не "комом" в значении неудачного, непропечённого изделия, а "кОму". Ком - на старославянском "предок", поэтому первый блин - не в ведро, а на помин. Славяне отдавали его птицам.

Не по теме
В самых древних сказках о животных можно встретить отголоски обряда "комоедицы" - ритуального поедания блинов, чтобы заручиться помощью умерших предков, когда один из персонажей нарушает табу.

Второе - сочиво. Это аналог поминальной кутьи в наши дни, только более жидкий и вязкий. Понятно, что оно обязательно должно было быть на столе. Третье блюдо для "гостей" - куриная лапша. В этой похлёбке непременно присутствовала петушиная голова. Петух - символ утра и пробуждения в самом общем значении, именно петушиный крик даст сигнал к будущему воскрешению умершего родственника. Пусть и нескоро, когда-нибудь, но всё же... На четвёртое - кисель. Его не пили, а ели ложками, настолько он был густой. В русских народных сказках есть место, в котором "течёт молочная река, кисельные берега". Где же оно? В раю, по представлениям древних славян. И кисель на столе - пожелание умершим райской жизни.

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

Пятое блюдо - выпечка под названием "калитки". Это тонкие лепёшки из пресного ржаного теста, круто посоленные. Символ солёных слёз скорби по тем, кто "вышел за калитку", то есть ушёл навсегда. И последнее, шестое, блюдо, уже перед самым рассветом ясно давало понять душам усопших, что пора и честь знать, и возвращаться до следующего зимнего солнцестояния не стоит. Это тоже выпечка - ломАнцы с маком - более сдобная, щедро сдобренная маковыми зёрнами. Под утро каждый член семьи брал себе один ломанец, откусывал и, выйдя на крыльцо, крошил на землю. По народным поверьям, выходец с того света теперь не сможет зайти в дом, пока не соберёт все маковые зёрнышки.

Вот так ночь зимнего солнцестояния стала для нас новогодней ночью, сместившись на 31 декабря. И если немного подумать, можно припомнить еще много обычаев, примет и суеверий, связанных со встречей Нового года, и теперь уже точно знать, что возникли они не на пустом месте. Может, и правда не стоит уходить на этот праздник из дома, кто знает, а вдруг свет вашего семейного очага приманит души тех, кому вы дороги даже в загробном мире?

Фото из открытых источников в иллюстративных целях.
Фото из открытых источников в иллюстративных целях.

Р.S. Ну а чем же с этого ритуального стола угощали Домового? А всем понемножку...

P.P.S. С наступающим Новым годом! Желаю всем семейного счастья и благополучия!

--------------------

"Роковое Рождество" - здесь.

"Тайна мёртвой головы" - здесь.

"Тайна любимой Снегурочки" - здесь.

"Тайна пропавших принцев" - здесь.