Согласно принятым накануне поправкам к закону, за использование на службе смартфонов или других бытовых цифровых гаджетов российских военнослужащих будут наказывать арестом.
Почему военнослужащие выражают недовольство новому запрету, рассказали «Новые Известия», процитировав блогеров и военкоров.
Чтобы решить проблему использования гражданских гаджетов российскими военными, необходимо в первую очередь предоставить им специальные устройства. Об этом сообщили в Министерстве обороны Российской Федерации.
Иван Зубов
24 июля Государственная Дума приняла поправку к закону о дисциплинарном аресте военнослужащих, согласно которой российских военных без суда будут подвергать административному аресту за использование смартфонов и других гаджетов в зоне боевых действий.
Правоприменение этой новеллы законодательства поручено командирам частей и органам военной полиции. Под арест будут попадать военнослужащие, у которых обнаружат гражданские устройства, позволяющие выходить в интернет, делать фото и видео, а также передавать данные геолокации.
Также аресту будут подвергаться те, кто без разрешения командования комментирует события в СМИ или самостоятельно публикует в социальных сетях информацию, связанную с оружием, военной формой или находящуюся на территории военных объектов.
«Новые Известия» выяснили, почему новые запреты вызвали резкое осуждение в армейской среде. О своём несогласии с этими ограничениями высказывались военные корреспонденты и волонтёры..
В Генеральном штабе работают «профессионалы»!
▶ Один из авторов поправки — депутат Андрей Картаполов (видео: Дума.тв)
Как сообщают «Новые Известия», инициатива о внесении поправки в закон исходила от военного ведомства. Депутаты лишь оформили её в установленном порядке.
Авторами законопроекта стали «ястребы» Государственной Думы — бывший заместитель министра обороны Андрей Картаполов и генерал Виктор Соболев, участник чеченских кампаний.
Поправка не была принята единогласно, она подверглась критике со стороны 24 депутатов, которые проголосовали против. Также её раскритиковали лидеры общественного мнения, которые считают её «сырой» и сомневаются в её необходимости.
Авторы поправки объясняют свою инициативу тем, что использование гаджетов в зоне специальной военной операции уже привело к нескольким трагическим случаям, когда ВСУ атаковали позиции российских войск. Один из таких случаев произошёл в новогоднюю ночь 2023 года, когда многие бойцы звонили домой, чтобы поздравить своих родных и близких.
Инициатор законопроекта, глава комитета Думы по обороне Андрей Картаполов, объяснил необходимость поправки тем, что использование гаджетов уже привело к трагическим последствиям. Он добавил, что закон не будет касаться устройств, предназначенных для выполнения боевых задач.
Его коллега по комитету Виктор Соболев в беседе с изданием «Подъём» заявил, что победу невозможно достичь без железной воинской дисциплины. Он сказал, что никто не будет отбирать у военных гаджеты, необходимые для выполнения боевых задач. По его словам, Генштаб разберётся во всех деталях и порядке пользования гаджетами. Соболев пообещал, что для звонков домой бойцам будут организовывать безопасные видеоконференции.
«Ошибаться допустимо, но лгать — нет»
Оппоненты этой поправки утверждают, что военные на передовой используют гаджеты в первую очередь для общения во время выполнения боевых задач.
Дмитрий Рогозин, сенатор от Запорожской области, подчеркнул, что интернет и Telegram-каналы являются ключевыми инструментами коммуникации для армейских подразделений, особенно в условиях, когда штатные средства связи недоступны.
Олег Царев, политический деятель из Новороссии, отметил слова Картаполова о специальных военных устройствах, которыми можно пользоваться без ограничений:
«Однако в законе об этом не написано, там перечислены все изделия „бытового назначения“, коими является большая часть гаджетов».
Царев убеждён, что военные вынуждены пользоваться интернетом и социальными сетями на фронте из-за отсутствия других возможностей:
«Лишили армию связи, ничего не предоставив взамен. Нет сомнения, что основная причина запрета в том, что через смартфоны бойцов и командиров зачастую утекала неприглядная правда, вызывающая раздражение военного руководства».
Он убеждён, что ни один здравомыслящий военный не станет выполнять этот закон. «Зачем обманывать самих себя? Мы же помним девиз: „Можно ошибаться, но нельзя обманывать“».
Военкоры говорят, что в зоне СВО без смартфона будет трудно.
Политолог Алексей Живов опасается, что новая норма закона позволит арестовать любого военнослужащего, который подаст жалобу, независимо от того, прав он или нет:
«Пожаловался, использовал „гаджет“, добро пожаловать в „яму“ или штурмы. А там уже, если выживешь, передумаешь жаловаться навсегда. Принятие и распространение этой нормы в армии даст недобросовестным командирам неограниченную власть над подчиненными».
Военный блогер Роман Алехин делает ещё более смелые прогнозы:
«Если убрать гаджеты, у нас не будет разведки, корректировки, карт и навигации, нормальной связи. Это приведет к перерасходу снарядов, потерям личного состава, у нас будет мощнейшая демотивация, а также бунт в тылу».
Эксперт канала «Военный осведомитель» говорит, что ни один закон не работает сам по себе, выявляя и наказывая нарушителей.
По мнению эксперта, ни один здравомыслящий командир не будет пытаться наказать своих бойцов за использование смартфонов. Ведь эти устройства необходимы на современном поле боя для выполнения множества важных задач:
«Это выстрел себе же в ногу. Однако принятый в текущей форме закон при этом позволит недобросовестным командирам расправляться с неугодными подчиненными или „жалобщиками“ уже и с правовой точки зрения, используя наличие гаджета (которые есть буквально у каждого) как формальную причину для воздействия.»
В Государственной Думе обещают провести проверку.
Когда-то у военных не было проблем с гражданскими гаджетами — они просто не существовали.
По мнению Сергея Маркова, кремлёвского политолога, военные используют телефоны не для развлечений, а потому что у них нет качественной военной связи. Он считает, что гражданские телефоны нужны не только для ведения боевых действий, но и для того, чтобы жаловаться на серьёзные ошибки начальства. Ведь часто жалобы не доходят до вышестоящих командиров.
«В реальности закон приведет только к тому, что телефоны будут прятать, а за жалобы сразу садить на гауптвахту. Неправильно это. Ясно, что закон не от Госдумы, а от МО. Поэтому сейчас имидж Белоусова в глазах военкоров и военблогеров проходит проверку. Медовый месяц может резко закончиться. Все надеются, что этот закон не от министра, а от бюрократии и будет изменен министром. Наверное, у закона есть сторонники. Но пока никто не признался».
Закон принят и через два месяца вступит в силу. Российские законодатели, которые видят его недостатки, предлагают свою помощь в решении спорных вопросов.
Депутат Государственной Думы Евгений Попов отметил, что каждый случай необходимо рассматривать индивидуально:
«По гаджетам на фронте. Давайте так. Если есть случаи, когда „по беспределу“ у бойцов конфискуют устройства, которые используются для боевой работы, пишите мне. С каждым случаем будем разбираться».
Его поддержал сенатор Совета Федерации Андрей Александрович Клишас:
«Практика применения этого закона должна быть под контролем обеих палат Федерального собрания».
Отойди на полкилометра от линии фронта и звони.
Военнослужащим, попавшим в зону проведения специальной военной операции (СВО) в рамках частичной мобилизации, было запрещено использовать смартфоны. Разрешалось иметь только кнопочные телефоны, с которых нельзя выйти в интернет.
В недавней публикации американского журнала Forbes, посвящённой использованию гаджетов в российско-украинском конфликте, были приведены данные шведской компании по кибербезопасности ENEA. Её эксперты опубликовали подробный отчёт об отслеживании телефонных разговоров на фронте и на основе этого составили рекомендации.
Они советуют всем, кто находится в зоне боевых действий, не брать с собой на передовую сим-карту. Для использования сотовых телефонов они рекомендуют отойти от боевых позиций минимум на 500 метров.
По данным отчёта, противник способен прослушивать любые сделанные звонки и анализировать весь телефонный трафик в зоне боевых действий. Аналитиков удивляет, что солдатам вообще разрешено носить с собой смартфоны.
В качестве ответа на этот вопрос они предлагают психологический вариант: запрет негативно повлияет на настрой военнослужащих, и в любом случае его невозможно будет осуществить полностью.
Эксперты приводят опубликованные в СМИ свидетельства о поведении солдат на передовой:
«Большинство бойцов стараются спать, когда у них есть такая возможность, а когда просыпаются, то сидят под маскировочными сетями, пьют кофе и коротают время за своими телефонами».
Эксперты напоминают, что есть и другие причины, по которым военные нуждаются в телефонах:
«Современный смартфон — это мощный и компактный компьютер, а также устройство связи, возможности которого расширяются благодаря встроенной спутниковой локации».
В отчёте армии США за 2023 год упоминается приложение Liveuamap, которое в режиме реального времени отображает информацию о военном конфликте.
Forbes пишет, что для российских военных было создано приложение, способное по звуку выстрелов определять местоположение артиллерийской установки противника.
Также сообщается, что ВСУ используют систему Sky Fortress, состоящую из тысяч стационарных смартфонов. Система позволяет отслеживать российские беспилотники.