Татьяна Усманова: Я заметочку небольшую напишу по следам последней публикации - о том, каким надежным может быть плечо 80-летнего человека.
Как я уже не раз рассказывала, лето в детстве я проводила на даче в Кратово - у родственников. Дом был большой, и они сдавали комнаты на лето, поэтому в нашей семейной компании периодически появлялись новые персонажи. Иногда они становились неотъемлемой частью нашего дачного сообщества, как здесь:
Но не всегда.
В 1960 году у нас снимала комнату настоящая графиня. Бывшая, разумеется. С ней на даче жила внучка, которой было 12 лет. Как её звали, я не помню. На то есть причина. Бабушка, видимо, не одобряла её общение с нами и со мной, в частности, хотя мы были почти ровесницы - мне было тогда 10 лет. У нас была своя небольшая компания детей с соседней дачи, и мы не напрашивались на дружбу с этой девочкой. Она иногда тайно общалась с моей кузиной, которую моя тётя называла "оторви да выбрось". Сами понимаете, так не называют послушную барышню. Но сестра была четырнадцатилетним подростком и мало слушалась свою старенькую бабушку, на которую ее оставили родители. В общем, внучке графине с нами было общаться вредно.
Графиня установила для внучки чёткое расписание. Подъём в 8 часов утра. Завтрак. Занятия школьными предметами. Обед примерно в час дня. Отдых часов до четырёх. Затем полдник, какие- то ещё занятия. Потом ужин и в 9 вечера отход ко сну. И это дачная жизнь?! Может, это и правильное воспитание, но казалось, что девочка так не считает - моя кузина на это намекала.
Сама графиня также не общалась ни с кем из взрослых. Разве что обсуждала с моей тётей какие-то вопросы, касающиеся оплаты и бытовых проблем. Когда она случайно сталкивалась со мною на участке, лицо у неё каменело. Впрочем, может, это было её обычное выражение лица. Да и я к общению не стремилась. Говорила ей только: "здравствуйте" и "добрый день".
Иногда приезжала младшая сестра графини. В отличие от старшей, полной, высокой, что называется, представительной, младшая была женщиной стройной и миниатюрной. Она очень мило общалась с моими тётями. Не чрезмерно, но весьма дружелюбно. Мы знали, что она работает на студии "Мосфильм" и ставит в фильмах о старых временах сцены бала и танцы.
Такие они были разные эти "старые аристократки". Сейчас это поколение уже ушло, и вспоминаем их только мы - люди, которым не меньше семидесяти лет.
Еще об этом поколении: