Говорят, что только в России можно выбрать приемного ребенка. Вообще-то везде выбирают семью, в которую можно разместить конкретного ребенка. А выбирать живого человека считается неприличным.
Раз уж в России есть возможность на берегу определиться, какого ребеночка забирать в свою семью, то надо бы продумать критерии выбора. Какие могут быть пожелания от будущих мам и пап? Понятно, что сначала надо пройти ШПР, получить документ, собрать справки и подать на Заключение на право стать приемным родителем. И только потом! Искать ребеночка. Но ничего, если этап сбора справок и получения Заключения мы сегодня пропустим.
Можно заранее прикинуть, с какими состояниями у ребенка вы точно справитесь. Нам советовали тренеры ШПР посидеть недалеко от детской площадки, понаблюдать за детьми, и представить, кого из них вы готовы забрать домой, чтобы плохо спать и волноваться за него ближайшие лет 15-20? (Спойлер - я бы никого не забрала с ближайшей площадки!)
В качестве критерия выбора можно принять состояние здоровья приемного ребенка. Всем хочется здорового ребенка, но дети становятся сиротами в результате горя и страдания. После горя у детей нарушается здоровье. Какие нарушения здоровья у членов моей семьи мне легче воспринимать? Допустим, двигательные нарушения проще принять, или со зрением проблемы порешать, или со слухом.
Имеет значение пол и внешность ребенка. Приемные мамы в основном выбирают детей по фотографии. Удивительно, но домой часто привозят буквально свою копию, или, допустим, копию своей бабушки. Приемные дети обычно похожи на кого-то в своей новой семье.
Еще часто смотрят на юридические тонкости. Я вот боялась забирать ребенка, у которого мама отбывает срок. Я все думала, что придется потом ребенка отдавать. На самом деле случаи возврата детей после освобождения кровных родителей единичные.
Если посмотреть на уже существующие приемные семьи, то становится видно "принцип выбора". Есть семья, в которую детей привезли из разных регионов РФ, с севера и с запада. Дети разных национальностей! Но все как один похожи на маму. Очень забавно это выглядит со стороны. Есть семья, в которой по какой-то причине появляются один за другим дети-колясочники. Я вот не могу так( Мне важно, чтобы дети были ходячие. Знаю семью, в которую приняли подряд нескольких детей с синдромом Дауна. Но это вообще не мой путь!
В нашей семье оказались дети-отказники. Все четверо. Нет, такую цель я не ставила, это "случайное" стечение обстоятельств. С первого дня своей жизни наши дети оказались в одиночестве, без своего взрослого. Все прожили так не менее года. Первый год жизни младенца, вокруг которого меняются каждую смену лица, критический! В нашей семье теперь трое детей с аутичным спектром. Я не думаю, что аутичный спектр - это прямое следствие положения отказника. Скорее, ситуация отказника провоцирует неврологические проблемы. Где тонко - там и рвется.
Сейчас пытаюсь вспомнить, что было важным для меня? Когда я перебирала детские анкеты на сайтах, всегда присматривалась к кареглазым детям. Получается, что фактор внешности играет ключевую роль. Плюс для меня было важно, чтобы дети были сохранными интеллектуально. Поэтому я писала во всех анкетах - подбираю ребенка без ментальных заболеваний. Вот они все вместе тут у нас и собрались, дети с ментальной инвалидностью)) Как говорится, сообщи о своих планах!
Еще я пыталась каждый раз забрать ребеночка постарше. Прямо чтобы в школу уже идти с новеньким. И первые два раза привезла домой мальчиков по годику каждому. Ну вот как так?!
То есть выбирай - не выбирай, в любом случае в семье окажется ровно тот ребенок, которому НАДО в эту семью. Время проходит, и понимание наступает - вот мы подставили ручки, и судьба подталкивает к нам того малыша, которому нужнее!
Для Мити критично было ждать семью, время поджимало. В Доме ребенка Митя терял вес, терял навыки. В больнице в ноябре 2013 Митя ходил с поддержкой, а в январе 2014 уже с трудом стоял. Я подписала согласие в середине января, а 31 января мы приехали домой. В феврале Мите была назначена операция, врожденное нарушение планировалось вернуть к анатомически верному состоянию. Когда мы с Митей легли в больницу по его направлению, хирург на второй день вызвал меня и сказал, что оперировать не будет. Будем все вместе ждать, чтобы Митя набрал вес, чтобы окреп. Не знаю, что сыграло роль, почему остановились медики. Неужели потому, что я на тот момент была журналистом?! Потом выяснилось, что причина нарушения развития внутренних органов намного глубже, простой подгонкой под анатомический атлас не обойтись.
С Сеней получилось вообще интересно. Я ооооооочень не хотела забирать малыша. У нас в издательстве шли хорошие проекты, люди получали зарплату. Я как главный редактор должна была вести работу и не останавливаться. Маленького ребеночка ну никак не хотела забирать! Искала от 5 лет и старше. В итоге домой приехали с Семеном. Издательство мы закрыли, конечно, меньше чем через год, Для Семена было крайне важно срочно попасть в семью, еще пара месяцев и все, смог бы он заговорить, неизвестно. Прогнозы неврологов для Семена были очень грустными. Скорее всего, другая семья просто не могла бы так быстро перестроиться в пользу малыша, как мы. Тоже случай оптимальный с точки зрения выбора семьи для ребенка.
Про Свету и говорить нечего. Ей была нужна семья, желательно без особых амбиций к успехам приемных детей. Папа Андрей вообще первые года три не замечал, что у Светы есть грубые ментальные нарушения. Ходит по дому хорошенькая маленькая девочка, не говорит, ну и ладно.
Настю мы забрали и вовсе не познакомившись лично. Исключительно по фото в интернете. Я конечно, пролистала блог мамы Светы, почитала про Настю. Но в реальности все оказалось совсем по-другому. Зато Настя встроилась в нашу семью как своя собственная! Я не помню адаптацию к Насте ни с моей стороны, ни со стороны Андрея. Да, самой Насте было сложно. Да, мальчикам требовалось время приспособиться к Насте. Адаптация была, конечно, семья изменилась не просто по составу, как это бывает с появлением младенца. Настя принесла свое понимание и свои потребности, удивительным образом близкие с привычками нашего папы Андрея))
Понимаете уже дорогие читатели, к чему я вас веду? Не было нашего "выбора"! Была необходимость выживания у детей. И как только мы выражали готовность подхватить новенького, нам тут же "выдавали" как раз того ребенка, которому требовались именно мы. В нашем случае дети приходят так, что наша семья сохраняет свой настрой, режим, расписание, все то, что называется "дом".
А тут немного отвлечемся от серьезных мыслей)) В качестве развлечения пишу дальше: еще я всегда думала - вот появится новенький, а у нас уже есть дети. А как же новенький будет привыкать? А как же старенькие будут привыкать? А как угадать, кого можно взять, а кого нельзя? А как это все устроено? На мой вопрос я неожиданно получила ответ в блоге писательницы и сценаристки Лилии Ким. Она рассказала про корейскую систему "векторных отношений", которая запускает привязанность и энергообмен между людьми. Когда я выписала нашу семью с точки зрения "вектора", то сильно удивилась. Оказывается, мы тут все не просто так. Цепочка "вектора" уже есть, сама по себе, без нашего осознанного участия. Последовательность такая: Змея - Обезьяна - Крыса - Лошадь- ? - Дракон - Кот. Причем в семьях наших родителей, и у Белянчиковых, и у Куликовых цепочка примерно такая же. Тот один, который у нас "пропущен", он есть в моей родительской семье)) Расхожие суждения про "бурные векторные отношения" у нас не просматриваются. Есть взаимопонимание, да. Зато видно, что кто-то друг без друга дня провести не может, а вместе и десять минут спокойно посидеть не получается! Да, это ведь смешно, наша семья сложилась чуть ли не по гороскопу)) Какая разница, по какому принципу к нам попали наши дети, лишь бы всем было комфортно и все были здоровы по мере своих возможностей.