Может ли умереть наша душа, наша личность? – И да, и нет. Ведь у каждого из нас есть две души, высшая, бессмертная, и низшая, которая не просто может умереть, но умрёт обязательно. Что же такое наша личность, и смертна ли она? И являемся ли мы этой смертной личностью, или же бессмертной Индивидуальностью? – Вопрос непростой, но в этом можно разобраться.
Наша низшая душа на самом деле не обладает самосознанием, её природа "рефлекторна", а всё в ней, что проявляет "индивидуальность", исходит от бессмертной части, "от духа". Не имея возможности выразиться на земном и астральном плане без посредства низшей души, и пронизать её своим огнём (что бывает у очень высоко развитых людей, Святых, Архатов), высшая душа практически "спит" на низших планах, но при этом в попытке выразиться "одаряет" низшую душу своим сознанием, порождая иллюзию самости и индивидуального существования – как если бы перчатка вообразила себя рукой, движущейся и совершающей действия.
Всё в нас, что хочет жить и не хочет умирать, распадаться – это на самом деле чувства нашей бессмертной части, которая познакомилась с идеей смерти благодаря причастности к низшим телам (которые, кстати, постоянно находятся в процессе распада, и держатся более-менее слитно, пока духовная часть их держит). Всё лучшее в нас не умрёт, умрут только, говоря образно, "налипшие на руку частицы земли" низших тел. Они нужны для проявления, но всего лишь проводники.
Кроме того, всё лучшее, что мы испытываем в этой жизни, всё мало-мальски причастное духу будет "взято с собой" после смерти, всё, включая даже мелкие детали и подробности некоторых земных обстоятельств, "картинок", как об этом писала Е.И. Рерих, и как это символически показано в одной из последних книг Махабхараты (когда Юдхиштхира, живым взошедший на Небо, настоял взять с собой пса, сопровождавшего Пандавов).
Земная личность – это иллюзия, в которой пребывает наша бессмертная Индивидуальность, отождествляя себя с маской личности, которую поневоле носит. Развивая личность в сторону одухотворения, дух может поднять свою «маску» почти до своего уровня. При деградации маски-личности, живёт только она, а дух, пока он есть, придаёт ей иллюзию самосознания. Личность совсем неразвитых людей распадётся, почти не передав своему духу накоплений; личность развитого человека – это в большей степени очарованная Майей Индивидуальность, и вся она не умрёт.
Е.П. Блаватская в книге "Ключ к Теософии" пишет:
"…логос в человеке как раз и есть то Вечное Я, которое проходит перевоплощения и сохраняется навсегда. Но как может мимолётная и внешняя тень – временное одеяние божественной эманации, которая возвращается к тому источнику, из которого она вышла – быть тем, что "воскресает в нетленности"?
…Кроме Платона, той же идеи придерживался ещё и Пифагор. Он описывает душу, как самодвижущуюся единицу (монаду), состоящую из трёх элементов – нус (дух), френ (ум) и тумос (жизнь, дыхание или нэфеш каббалистов), соответствующих нашим атма-буддхи (высшая духовная душа), манасу (Я) и кама-рупе в соединении с низшим отражением манаса.
То, что древнегреческие философы обычно называли душой, мы называем духом или духовной душой; это буддхи, проводник атмы (которая есть верховное божество Платона, Агатон)".
Е.П. Блаватская пишет также о том, что Пифагор, как и другие древнегреческие философы, считали, что человек от животных отличается наличием божественной части души (нус, атма-буддхи), тогда как другие, смертные части души, или их аналоги, есть и у животных – речь идёт о низшем манасическом отражении (инстинкте) и о кама-рупе.
Семеричное строение человека, знание о котором пришло к нам из Индии, согласно утверждению Е.П. Блаватской было известно и в Древней Греции. Так, Сократ и Платон говорили о том, что человек состоит из следующих частей: 1) Агатон, т.е. Божество, дух (Атма), 2) психе, или душа (Буддхи), 3) нус, т.е. разум (высший Манас), 4) френ, или ум (низший манас) и 5) тумос, животная душа (кама-рупа). Кроме этого здесь надо упомянуть 6) эйдолон, так называемую "тень", двойника, о котором говорили древние Мистерии (линга шарира), и 7) физическое тело.
Эти воззрения древнегреческих философов были восприняты ими в том числе и от египетских жрецов; но так как все эти Знания были частью Мистерий, разглашение тайны которых каралось смертью, ни древние египтяне, ни древние греки не вдавались в подробности, говоря о строении человека лишь в самых общих словах и не расшифровывая сущность понятий.
Благодаря трудам Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих, в которых подробно освещаются эти вопросы, мы сегодня имеем возможность узнать очень и очень многое о себе самих и о мире вокруг нас.
Василевский А.В.