Каждое новое Учение, помимо того, что поднимает знание о Бытии на новую высоту, задавая тем самым новые задачи науке, освещая более тонкие грани Истины для философии, помимо того, что устремляет дух к более глубокому восприятию красоты бытия, ещё и очищает понятия, применённые в прежних учениях, а также возникшие в результате неверного понимания истин, открытых ранее, но в результате "наслоений" мышления исказившихся.
Прежде, чем, коснуться одного из таких понятий, заметим: тот факт, что со временем возникают искажения смыслов более древних учений, не отменяет необходимости самостоятельно и творчески мыслить. Сияние истин сохраняется не бездумным "твержением" неосмысленных формулировок и понятий, а именно продвижением познания и углублением мышления.
Сознания меняется: каждый день мышление людей подвержено воздействию новых энергий, – и при этой непрестанности движения "материй" бытия, только подвижность мысли не даёт великим истинам подвергаться "запылённости" и искажаться в условиях недостатка глубины мышления.
Особенно это актуально сейчас, когда ускорение всех процессов столь очевидно, а люди "ускоряются", влекомые поверхностными течениями (тенденциями) быстрее, чем мышление углубляет свои вибрации.
"Неподготовленное или малое сознание не может понять всей глубины совершенно нового для него понятия и, пытаясь объяснить его старым сознанием, извращает его иногда до полной неузнаваемости" (Е.И. Рерих. Из Письма от 01.16.1935 г.).
Одним из примеров искажения истины является представление о так называемой "групповой душе". В основе определённой общности находится факт внутреннего сродства, при этом в Живой Этике сказано, что понятие "групповая душа" не имеет отношения даже к "душам" животных, поскольку даже в животном мире проявлена индивидуализация. Наличие инстинкта не отменяет разнообразия проявлений психической энергии.
Так, Е.И. Рерих в этом же вышеприведённом письме говорит, что животные разнятся в своих привычках и особенностях, и тот факт, что животные при сильных воздействиях действуют одинаково, не отменяет явления индивидуализации, ведь и люди при малой степени развитости сознания часто в толпе проявляют "стадное" поведение.
"Если бы животные обладали групповой душой, то откуда всё разнообразие в их характерах? …ведь даже люди малого сознания при всех паниках действуют не лучше стадных животных; будем ли мы утверждать, что они обладают групповой душой?" (Е.И. Рерих, там же).
В таких вопросах снова и снова следует обращаться к знаниям об Основах, в частности, к понятию "монада", без которого не понять ни то, что именуется "душой", "духом", ни важнейшее понятие "духовность".
Монада является основою единства, причём единства всеобщего, как первичное проявление бытия; монада есть "безликий" принцип – основа, не имеющий проявления без шестого принципа, Буддхи. Монада человека – есть единство высших принципов. Пятый принцип – Манас – делает монаду "высшей душой человека", тем Высшим Эго, которое "перевоплощается", "собирая жатву" в виде высших проявлений духа и сознания в каждой личности. Нарастание накоплений вокруг первичного "зерна" и есть длительный процесс роста сознания, "вершина" которого – достижение Бессмертия, самоосознание на уровне, где "пребывает" Духовная Индивидуальность.
Все накопления Индивидуальности неповторимы, уникальны, и в этом разнообразии заключена красота Эволюции и перспективы развития духа в Беспредельности.
Животное обладает лишь четвёртым принципом (Кама), без пятого – интеллекта. Но индивидуализация явлена и на этом уровне. Понятно, что если индивидуальна "душа" животного, где пятый принцип латентен (находится в "скрытом", не действующем состоянии), то тем более неприменимо понятие "души групповой" к человеку, ведь каждое человеческое существо имеет неповторимые накопления – результат множества своих индивидуальных и уникальных "жизней" – "воплощений".
Поэтому Учение советует отказаться от самого понятия "групповая душа", объясняя, что истина – в факте созвучия, а искажение произошло в результате малого знания толкователей и смешения понятий.
"...Некоторые писатели смешали и понятие делимости духа с групповой душой" (Е. И. Рерих. Там же)
Есть глубокие знания относительно Духовного родства человеческих монад на плане "Атома человеческого", это и тайна "половинок" единого Атома, и ещё более глубокая истина о монадах, рождённых под одной и той же Планетою. Об этом скажем в дальнейшем.
Важно понять, что при единстве Жизненного Принципа как такового, разлитого во всей Природе, все явления жизни уникальны. Психическая энергия, проявляемая посредством центров живого организма, проявляет множество разнообразных, неповторимых свойств, а энергия человека, существа обладающего полнотою самосознания и свободою воли, в высшей степени неповторима, как и уникальны все проявления сознания на всех Планах, даже несмотря на тот факт, что малодуховные люди почти бессознательны не только на Духовном Плане после своего воплощения, но даже на Плане Тонком. Закончим выдержкой из книги "Мир Огненный" о "созвучии":
"…покончим со смешанным понятием групповой души. Дух созвучий особенно сильно выражен в животных, когда индивидуальность ещё не осуществлена. Но душа созвучная неправильно названа групповой. …не будем употреблять неверный термин групповая душа и заменим его духовным созвучием. И в людях это созвучие является ценным достижением, оно создаёт индивидуальность. Не будем усложнять то, что может быть принято просто. Необходимо перед дальним путём запастись лишь наиболее нужным. …Запомните простейшие пути Света Агни. …нужно знать пути мысли бывшей, но для будущего запаситесь лампою Агни" ("Мир Огненный" I, 376).
Автор статьи Гореликова М. В.
Дорогие подписчики читатели, благодарим Вас за внимание к нашим статьям, за Ваши отзывы, "лайки" и комментарии! Спасибо!