Найти в Дзене
Этноmix

Обязана ли женщина в исламе носить хиджаб?

В последнее в крупных российских или европейских городах стали массово встречаться женщины в исламской форме одежды, почти полностью скрывающее лицо. Многие мусульмане уверены, что так предписано в Коране, однако в действительности это связано с методами распространения радикального ислама, возникшими относительно недавно. Многие страны чувствуют в этом опасность и законодательно пытаются ограничить ношение хиджаба, чтобы избежать усиления радикального ислама. Удивительно, что допустим в Москве женщин в никабах на порядок больше, чем в странах Средней Азии, где он законодательно запрещен.

Сразу оговорюсь, что существуют большое количество разновидностей покрытия головы — хиджаб, никаб, паранджа и другие. В статье для простоты все эти формы будут называться хтджабом. Вопрос в том, как появился хиджаб и обязана ли женщина, согласно Корану скрывать свое лицо. Почему экстремистские джамааты и салафитские шейхи так держатся за хиджаб и навязывают его женщинам? И насколько хиджаб часть ислама?

-2

Во-первых, нужно понимать, что вопреки мнению многих людей, хиджаб – это не религиозное изобретение. Хиджаб носили еще за тысячи лет до появления ислама. Он существовал еще в древние времена, его носили в Византии, в Месопотамии, и даже афинские женщины в эпоху Сократа и Платона имели привычку покрывать свои головы. У туарегов, напротив с древних времен голову покрывали мужчины, а женщины ходили с непокрытой головой. Каждая из древних цивилизаций, которая вводила в практику то, что у нас сейчас называется хиджабом, использовала его по разным причинам.

Туарег в Сахаре
Туарег в Сахаре

Например, в Римской империи замужняя женщина покрывала голову для того, чтобы окружающие знали, что она уже замужем. В то время как у древних греков и персов, если женщина принадлежала к аристократии, то она носила хиджаб как символ знатности своего происхождения. В ассирийской империи, древнейшем государстве с документально подтвержденной практикой ношения хиджаба, относящейся к около 1400 году до нашей эры, то есть за более чем за 2000 лет до появления ислама, существовали законы, которые регулировали нормы одежды для женщин.

-4

Среди этих законов существовало предписание для свободных женщин покрывать свои волосы, то есть носить хиджаб. В то время как для рабы не проституток было запрещено одевать что-либо на голову, не говоря уже о хиджабе, поскольку за несоблюдение им грозили суровые наказания. За такой поступок женщине грозило избиение палками и выливание на голову смолы.

Время шло, и спустя тысячи лет идея покрывать голову распространилась и на соседние цивилизации, в конечном итоге добравшись до аравийского полуострова, региона, в котором зародилась верование, называемое «Ислама», главным источником которого был Коран. А спустя сотни лет правители мусульман придумали еще один источник и назвали его «Хадисами». И теперь вопрос, упоминается ли хиджаб в этих двух источниках?

На самом деле, если мы обратимся к первоисточнику, то слово «хиджаб» там упоминается всего семь раз. И при этом ни в одном из них хиджаб не имеется в виду как покрывало на женскую голову.

-5

Хиджаб используется в значении препятствия, стена, барьер, но ни разу как покрывало. Значит хиджаб в Коране, как средство для покрывания головы не упоминается. Теперь давайте остановимся на втором источнике – хадисах.

Если мы обратимся к хадисам за источником упоминания хиджаба, то самым известным из них, который постоянно вытаскивают для доказательства обязательности хиджаба, будет следующий.

Асма-Бинт-Абу-Бакр вошла к посланнику Аллаха в просвечивающейся одежде и посланник Аллаха отвернулся от нее, сказав, «Асма, когда женщина достигает возраста месячных выделений, ей не годится, чтобы у нее было видно что-либо, помимо этого и этого, указав при этом на лицо и кистиру».

Этот хадис, который каждый раз цитируют поборники хиджаба, называется Хадис Мурсаль, то есть слабый хадис. Потому что передатчик, который сообщает, что он слышал, как Аиша передает этот хадис, родился, когда Аиши уже не было в живых. Он в принципе не мог ничего передать от нее, хотя бы потому, что никогда не встречал ее. Кроме того, все остальные передатчики этого хадиса, то есть те, которые передают от такого-то, которые передают от такого-то и т.д., являются ненадёжными. И это самый известный хадис, который говорит о хиджабе, который приводится как главное доказательство своей необходимости.

Но тогда напрашивается вопрос, почему в арабских обществах сегодня так распространен хиджаб?

Причина тому всего один коранический аят. Слово «хиджаб» там даже не упоминается, и даже сегодня, спустя 1400 лет, люди спорят о его толковании. Аят звучит так.

Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют на показ своих прекрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди.

Что же стоит за этим аятом? Еще задолго до ислама женщины, жившие в условиях пустыне, одевали платок на голову, чтобы защитить свои волосы от солнца, пыли и ветра.

-6

Со временем покрывало вошло в традицию. Но несмотря на то, что они закрывали голову, они все же не покрывали декольте. А упомянутый аят требовала женщин вместо того, чтобы покрывать голову, чтобы они покрывали верхнюю часть груди. И пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди. Означает, пусть тем покрывалам, которым они покрывают свои волосы, они покроют свою верхнюю часть груди. И как всегда люди разошлись с толкованием. Некоторые посчитали, что нужно убрать покрывало с головы и одеть его на грудь, а кто-то понял, что нужно покрыть грудь в дополнение к покрыванию головы.

Паранджа в Бухаре
Паранджа в Бухаре

Какова же главная причина, по которой женщин заставляли одевать хиджаб?

По одной простой причине, чтобы отличать свободных женщин от наложницы рабыни. Раньше женщины одевали хиджаб для того, чтобы люди отличили ее от рабыни. А если она не одета в хиджаб, то они сразу понимали, что она невольница. Но это еще не все. В Сирийской империи, если невольницы позволяли себе одевать хиджаб, то за это они несли наказание. Кроме того, их наказывали не только за покрывание головы, но даже за то, что они пытались прикрывать грудь.

Салафитский проповедник Ибн Таймия (1263, Харран, — 1328, Дамаск) сказал «хиджаб для свободной женщины, но не для рабыни». Как-то было с унной правоверных во времена пророка и его последователей «свободная должна быть покрыта, а рабыня — открыта». Когда же тесть Мухамеда, Умар Бин аль-Хаттаб (586, Мекка — 644, Медина) выявлял, что рабыня покрывается, то бил ее и говорил «Неужели ты посмела уподобить себя свободным, подлое существо. А в другом хадисе, для другой рабыни, он сказал, ты посмела уподоблять себя свободной женщине, я даффар. Слово даффар имеет значение гниль, падаль.

Невольничий рынок
Невольничий рынок

То есть хиджаб был маркером свободной женщины, поэтому рабынь за попытку одеть его наказывали. А он, мар Бин аль-Хаттаб, хорошо следил за тем, чтобы ни одна рабыня не смела покрывать себя. Однажды он ударил невольницу из дома Анаса за то, что она отделала хиджаб. Он приказал открыть ей голову и не вести себя как свободная женщина, вдобавок обматерив ее. правила нужны были лишь для того, чтобы окружающие, видя покрытую женщину, знали, что она свободна. Почему? Чтобы ее не домогались. А что с рабынями? Ну, рабынь домогаться – это нормально, в отличие от того, чтобы установить законы, которые наказывали бы домогатели, вне зависимости от того, предстоит ли они к свободной или к рабынь.

А теперь, если вам интересно, как эту историю оправдывают шейхи, то это просто сказочный бред и отборная сафистика. И это действительно искусство, потому что так выкручиваться нужно еще уметь. Главный аргумент заключается в том, что Умар Бин аль-Хаттаб бил невольниц, если видел в покрывавшем голову, потому что когда они работают в доме, они не могут носить хиджаб или покрывать полностью свое тело. Почему? А потому что тогда они не смогут хорошо убираться в доме. Почему? Потому что покрывала на ее голове будет мешать ей работать!!!

Выходило, что рабыни Умар Бин аль-Хаттаба, которых он использовал, когда они обслуживали поломников или других гостей приходивших в дом, не только голова была не покрыта, но еще и была оголенная грудь. Каких только удивительных историй вы не понаслышитесь, но никто ни разу не скажет, что это было неправильно. Также вы не услышите, чтобы хотя бы кто-нибудь признавал эти хадисы сомнительными или недостоверными. Поставив себя на их место, вы поймете, что вы в ловушке, потому что если вы скажете что-то неправильное, то тогда выходит, что исламская мораль может быть подвергнута сомнению, потому что те люди, которых ставят в пример шейхи, ну никак не подходят в качестве образцов морали.

А с другой стороны, если вы признаете, что хадисы, которые воспринимаются как фундамент ислама недостоверные, то тогда снова получается, что основы ислама подрываются.

Итак, замыкается круг. Получается, что ничего другого, кроме как юлить и заговаривать зубы, не остается. Но во времена написания Корана было нормально, что к свободным женщинам и к рабыням относились по-разному. Даже то, что называется «ауратом», у свободной женщины и у рабыни не одинаково. По исламу, интимная зона у рабыни – расстояние от пупка до колен Впрочем, у мужчин аурат такой же, как и у рабынь - от пупка до колен. То есть если рабыня покроет зону от пупка до колен, в то время оставаясь голой выше пупка, то ее молитва будет считаться действительной, в то время как у свободной женщины – нет, потому что аураты их различаются, ей нужно будет покрыть оставшуюся часть тела, потому что Аллаху не все равно молится ли перед ним рабыня или свободная.

-10

Стоит ли упоминать, что рабыни выставлялись на рынках полностью голыми? Перед покупкой люди видели их со всех ракурсов, чтобы понимать, насколько хорошо их можно использовать в "работе по дому". Доходило до того, что сын Умар Бин аль-Хаттаб, когда хотел приобрести очередную рабыню, осматривал ее со всех углов, при этом лапал за бедра, ягодицы и просовывал руки промеж ног. Не хочется углубляться во все то лицемерие, когда ратующие за хиджаб шеихи, вопят «сестра, одень хиджаб, сестра, где твоя сдержанность, где же твои манеры», в то время как во времена настоящего халифата, к которым они жаждут вернуться, женщин голыми выставляли на рынках.

Работорговля была легальна в Саудии вплоть до 1962 г., а запрещена она была только потому, что надавила ООН, признавшая рабство преступлением. Всего лишь 60 лет назад в Саудовской Аравии существовали невольничьи рынки. женщин выставляли голыми на продажу, рядом с Каабой, у ворот Дарибы. Поэтому практика покрывания головы хиджабом не имела ничего общего с нравственностью и моралью, как это втирают в наши дни радикальные проповедники-саудиты. Потому что распущенные волосы, не имеет никакого отношения к нравственности.

Если бы нравственность стояла во главе угла, то хиджаб бы тогда предписывался бы каждой женщине без исключений, вместо того, чтобы избивать рабынь за его ношение. На самом деле, хиджаб – это просто способ деления на свободных и рабынь.

-11

Но в наше время, когда эпоха невольничьих рынков уже позади, а законы, которые были актуальны для эпохи написания Корана, уже не имеют смысла. А значит, если практики рабства уже не существуют, получается что хиджаб тогда не играет никакой роли?

Но почему хиджаб наши дни играет такую роль?

Еще недавно хиджаб не имел такого значения. Второе рождение он получил лишь в начале прошлого века после так называемого исламского возрождения в период когда в арабских странах начали распространяться исламистские организации, которые поставили свои цели установления шариата, а в их авангарде стояли египетские братья-мусульмане.

Хасан аль Банна (1906 — 1949)
Хасан аль Банна (1906 — 1949)

Основатель братьев-мусульман и их первый глава Хасан аль Банна (1906 — 1949) сказал, что процесс захвата ими власти в Египте не случится иначе, как с исламизацией Египта. А первым шагом в исламизации Египта является исламизация женщины. В 1939-м Хасан Альбанна написал в одной своих статьях:

Женщине нет необходимости учиться и осваивать науки. Женщина создана для дома, поэтому обучайте их тому, что нужно для дома.

Хасан аль Банна видел для них лишь кухню и хиджаб. И это практически то же самое, чего добивался Хамас, потому что, как известно, они являются отделением египетских братьев-мусульман.

И как только Хамас получил влияние в Палестине, первое к чему они стали призывать – к установлению шариата, и первым их достижением стало одевание женщин в хиджаб. Они развернули широкую кампанию по насаждению хиджаба и принудили женщин сидеть дома.

Палестинка
Палестинка

И ровно то же самое происходило и после исламской революции в Иране, когда Хамейни получил контроль над Ираном, первое, что он сделал, одел женщин в покрывала и установил бичевание наказанием за несоблюдение.

Иранки в хиджабе
Иранки в хиджабе

Хиджаб или платок распространился только когда начали появляться исламистские организации, которые сделали хиджаб символом шариата и религии. Просто взгляните на арабских женщин 70-х и 80-х годов. Вы где-нибудь видели, чтобы на них был хиджаб?

Иранки в 1979 г.
Иранки в 1979 г.

Это просто было не принято. Платок встречался только в сельской местности как часть культуры. Даже студентки аль-Азхара в 60-х годах не носили хиджаб. Но зато носили короткие юбки и в таком виде ходили в университет и занимались напротив шейхов аль-Азхара. И это считалось нормой. Даже у шейхов Аль-Азгара ни их жены, ни дочери не носили хиджаб. И среди них были такие люди как Шейх Аль-Бакори, один из лидеров братьев-мусульман, или Шейх Мустафай Сма'ил, или Шейха Захаби, даже Абдар Рахман Ат-Тач, бывший глава Аль-Азгара, не его жена, не дочь, не носили хиржаб.

То же самое касается основателя братьев-мусульман Хасан Аль-Банны, не дочь, не его жена, не носили хиржаб. И даже второй глава братьев-мусульман после Хасана Альбанны, Хасана Рубейби, который выдвинул условия президенту Абден-Насару, чтобы тот одел всех женщин в хижаб, также не следил за тем, чтобы его дочь и жена покрывались.

Университет аль-Азхар, основан в Каире династией Фатимидов в 988 г.
Университет аль-Азхар, основан в Каире династией Фатимидов в 988 г.

На протяжении последних 100 лет хиджаб выступал лишь как политический инструмент. Как мерило успеха исламизма в стране и инструмент исламизации женщины, которая является первой ступеней в исламизации всего общества, которая встав на их сторону, откроет им путь во власть.

Но все это не имеет никакого отношения ни к религии, ни к благому нраву, ни к морали. И лучшим доказательством тому служит тот факт, что ни жены, ни дочери египетского народа, включая руководителей аль-Азхара и даже самих братьев-мусульман, не носили хиджаб.

За хиджабом стоит определенная история и определенные цели. На сегодняшний день хиджаб, является скорее, социальным маркером и инструментом, которым пользуется муж, покрывающий свою жену, чтобы чувствовать себя ближе к Богу, инструмент, который использует брат по отношению к сестре, отец по отношению к дочери, чтобы почувствовать свою мужественность. Люди на улице воспринимают отсутствие хиджаба как оправдание домогательствам.

-17

Стоит ли упоминать, что исламские страны – лидеры по количеству изнасилований во всем мире, в то время как хиджаб и никаб здесь чуть ли не обязательны? Стоит ли упоминать, что страна с самыми жесткими правилами в отношении никаба является одновременно страной с самым высоким уровнем изнасилований, при том, что большая часть этих инцидентов совершается даже не на улице, а дома, их же родственниками?

Так или иначе, хиджаб все равно рано или поздно канет в лед. Так уж устроена человеческая природа, что она эволюционирует и не стоит на месте, это лишь вопрос времени. Вот только хочу вам сказать, что есть очень много людей, которые теряют шанс жить своей жизнью, просто потому что они бесприкословно починили свой разум шейхам, обычаям и традициям. Когда вас не станет, общество поменяется, ровно так же как взгляды, традиции и обычаи тоже поменяются. Вот только вас уже не станет. И уже не вы будете жить своей жизнью и следовать своему разуму. Многие же по-прежнему живут в постоянном страхе, что что-то сделают не так, если будете думать самостоятельно.

Читайте также: