Найти в Дзене

Возможно ли управлять вниманием?

Оглавление

И был третий день, и была третья попытка, и вновь автор захотел сложные вещи выразить простым языком, потому что увидел он, что это хорошо. А что увидели читатели - покажут комментарии.

Есть вещи действительно фатальные, например, старение и то, чем оно заканчивается. А есть такие, которые кажутся фатальными, не являясь таковыми.

Но отличить первое от второго сходу не получится. Нужно лезть глубже поверхности явления. И лучший способ в рамках обозначенного предисловия - "не умничать!" - это метафоры. А метафоры - это всегда примеры, картинки из реальной жизни. А глубокие теории должны соответствовать глубине практики, чтобы не дурить понапрасну головУ (с).

Я обещал быть проще, но не обещал быть оригинальным, поэтому для начала известный анекдот в моей интерпретации.

"Девушка и утюг"

У девушки Н. была паранойя. Ей казалось, что она забыла выключить утюг.

И ничего она не могла с этим поделать. Пытаясь вспомнить - выключила ли? - девушка Н. обнаруживала в голове только страшилки.

Известный феномен.

Смешно, да. Но не девушке Н., которую сотрудники в офисе встречали вопросом: "Утюг не забыла выключить?" А девушка Н. итак была "вся на нервах". Не до глупых шуток.

Пойди она к психологу, тот посоветовал бы ей перед уходом на работу завести привычку, чтобы собрать рассеянное внимание. Например, придумать какой-нибудь "манок", чтобы объективизировать процесс, помочь вниманию за него зацепиться ....

Девушка Н. так и поступила.

... И был первый день после посещения психолога, и опять встречали девушку Н. доброжелательные сотрудники с вопросом: "Утюг выключила?", но в этот раз девушка Н. ответила неожиданно для всех: "Выключила!"

Доброжелательные сотрудники растерялись: "А точно выключила?"

- "Точно!"- отвечала девушка Н.

- "А почему ты так уверена, может все-таки забыла?"

- "Вот почему",- произнесла девушка Н. и вынула из сумочки свой утюг.

Как говорится, если не Магомет, так гора.

* * *

Этот метод работает с утюгом, а с дверным замком нужно придумывать что-нибудь оригинальнее и не столь энергозатратное.

Смутные чувства

Учиться лучше не по книжкам, а у жизни. Поэтому вот пример из жизни автора, настоящий пример от настоящего человека.

... Хожу я вчера по избе, туда, сюда

(Это было другое "вчера", потому что в другое "сегодня" я статью только в черновик набросал, а пишу её в третье "сегодня", которое для вас будет "вчера", потому что опубликуют статью "завтра", которое для вас будет "сегодня". А не написал я статью сразу потому, что три дня занимался дровами - фотоотчет см. ниже).

Хожу я, значит, по избе, слоняюсь из угла в угол, делаю то одно, то другое - но чувствую: "Все не то... Это уже было!". Чувство, что "что-то" не то. А что именно не то - не знаю.

Оцените ситуацию, узрите за шутливым стилем изложения глубокую истину.

Что значит "Знать"? Равносильны ли понятия "знать" и "осознавать", "быть способным выразить словами"?
  • Если да, то что это за чувство?
  • Если нет, то очевидно что "знание" - это не слова и не объяснения.

И это действительно глубокая истина, о которой стоит поразмышлять. На своих примерах.

Итак, "почему я не иду в баню, побриться перед консультацией, как планировал",- спрашиваю я себя без слов. "Что из угла в угол перемещаюсь без цели?"

И тут меня осенило: новое лезвие в станок не вставил!

Вспомнил - и меня отпустило. Буквально. Даже не буду спрашивать риторически - было ли у вас такое. Ни у одного человека не бывает так чтобы такого не было, ибо это глубокий феномен, образчик того, как работает наш ум.

Что такое внимание

Ну не определения же заумные тут писать, честное слово?..

Скажу лишь, что понятия "намерение" и "внимание" - две стороны одной медали, выделенные условно, искусственно, исключительно для того, чтобы можно было об "этом" разговаривать.

Это примерно, как разграничивать два взаимодействующих физических тела, двух упершихся рогами баранов и спрашивать: какое из них первее давит, а какое сопротивляется первому?

Нас же в школе научили, что такое третий закон Ньютона?

А некоторые, кто окончив школу, не переставал учиться, продолжал рассматривать жизнь с разных сторон, поняли, что если закон есть - то он есть везде. Просто формы разные принимает.

Как в песочнице, где дети пекут пирожки. Формочки разные, а песок один, и принцип "хлебопечения" тоже един.

Вспомнив, что "Знание" - это не только слова, можно понять, что есть минимум два вида внимания-намерения. То, которое внутри, и то, которое осознано, выражено словами.

Поэтому если мы чего-то "не знаем", то есть не можем выразить словами, вспомнить, это не значит, что этого нет. Это значит, что намерение, "единственная действующая сила во Вселенной" (с) действует независимо от того, осознаем ли мы его, способны выразить словами, или нет.

* * *

Пример с баней и бритвенной принадлежностью - отличная иллюстрация этого принципа. Для меня отличная. А вам стоит поискать свои примеры, понаблюдать за собой.

Намерение удерживало меня в избе, не позволяя идти в баню, требуя взять новое лезвие. Требовало "сделать то, не знаю что, пойти туда, не знаю куда".

А вы думали, что все эти сказочки да прибауточки - они ложь, для веселья, а не для мудрости?.. Все принципы жизни давно известны, давно сформулированы, - бери не хочу, как говорится.

Если, конечно, "руки доросли", как говорила моя мама, правда она говорила это в определенных ситуациях, добавляя отрицательную частицу "не" между существительным в именительном падеже "руки" и глаголом совершенного вида "доросли".

* * *

Зависшие куски внимания

Это самое простое определение, метафора, которые я могу дать в статье, которую обещал написать не умничая.

Эти начатые, но не незавершенные циклы намерения, не воплотившиеся в реальные действия, делают человека странным, нерациональным, не очень счастливым - нереализованным (вот оно откуда - "нереализованный!..) существом.

Все (подчеркнуто двумя чертами) - все проблемы человека, и далеко не только т.н. "психологические", но и т.н. "соматические", а также энергетические и все прочие имеют единственную причину - накопившиеся за время жизни незавершенные циклы намерения, зависшие на острых углах прошлого куски внимания, в результате чего в настоящем этого самого внимания осталось шиш да маленько, а намерение разрывает человека в разные стороны, как лебедь, рак и щука.

А еще лучше - как в старом советском фильме злого волшебника "разорвало" на четыре стороны. Буквально так и показано, как из одного злого мужика-колдуна получилось четыре, и они разбежались на все четыре стороны. Колдовство такое, проклятие.

(Не понимаю до сих пор, почему "все четыре" - сторон много больше, даже если говорить метафорически. Ну да ладно).

Управление вниманием

Можно пойти туда, не знаю куда, можно даже найти и принести то, не знаю что. Но невозможно управлять тем, чего нет. Необходимо сначала "это" получить в управление.

Все "лобовые", прямолинейные методы управления вниманием (даже внимательностью, чтобы не приходилось утюг в сумочке таскать на работу) - бесперспективны.

Все эти методы ... Впрочем, давайте я прямо сейчас наберу в поисковике: "как тренировать внимание".

И - о чудо! Все те же "упражнения" и даже слова те же самые ...

"11 простых упражнений ...". "6 способов повысить ..." Все эти разноцветные циферки, которые нужно найти в порядке возрастания, все эти "Помоги белочке найти дорожку к домику".

А вот это мне понравилось больше всего. Читать по понятным причинам не стал, но заголовок хороший, надеюсь отражает суть того, что я имею в виду: "Как я чуть не сошла с ума. 5 лучших упражнений ...".

Суть в том, что ни одно из этих "патентованных средств" не работает, хотя видимость создает "на отлично!" Как не сработал "контрабандный" краситель волос у Предводителя дворянства, ибо произведен был в Одессе на Малой Арнаутской улице.

Невозможно тренировать внимание, которого нет здесь и сейчас. Все, что могут подобные методы - укрепить человека в мысли о его "неспособности".

Единственный способ "тренировать внимание" - завершить циклы намерения из прошлого, которые продолжают действовать в настоящем, оттягивая внимание человека. Что выглядит как "невнимательность, рассеянность".

Цель любой (подчеркнуто) работающей практики - вернуть человека в настоящее время, завершив циклы намерения из прошлого, действующие сейчас.

Ибо никакого прошлого не существует.

-2

=====================================

Приглашаю вас в группу ВК. На комментарии отвечаю.

=====================================