Найти тему

Как и почему мы тупеем?

Оглавление

Сын подарил мне хорошие наушники, а жена хороший телефон. И вот что из этого вышло. Точнее, вошло, потому что озарение не выходит, а входит, технически так будет точнее.

Музыка

Вечером я слушал музыку в хорошем качестве. Точнее, в отличном. ("Вот бы в юности так!) Потом отложил в сторону телефон и наушники ("Делу время, потехе час") и взялся за книжку, которую читаю вторую неделю.

Интересная книжка (если я нахожу для нее время в столь жаркую для нас предэгешную пору). Книжка, если говорить коротко, о даосской практике, причем не "вообще", а написанная Мастером, то есть "в частности", конкретно, с интересными мне деталями.

Короче, выключил я музыку, вынул наушники из ушей, вставил их в специальную коробочку-аккумулятор, закрыл коробочку, отодвинул её в сторону, пододвинул ближе книгу и взялся за чтение.

Тут "оно" и случилось. Вошло в меня. Накрыло.

Хорошая камера у нового телефона. А в остальном картинка не относится к теме статьи :)
Хорошая камера у нового телефона. А в остальном картинка не относится к теме статьи :)

Озарение

Читать я умею хорошо, прочитанное понимаю.

А когда не понимаю с первого прочтения, то знаю, что с этим делать (изучаю технологии обучения уже лет сорок). Но в этот раз случилось нечто удивительное - я не смог понять прочитанное, даже поверхностно не смог (хотя никакого смысла читать именно эту книжку поверхностно не было).

* * *

Подзываю сына и говорю ему.

"Я тебя на этот раз ни в чем убеждать не хочу, а хочу поделиться своим опытом". И рассказываю ему про случившееся. Сын выслушал и говорит:

- "И какой вывод? Музыка разжижает мозги?"

- "Нет,- отвечаю, "вывод другой".

Слушая музыку, человек делает это (говоря совсем простым языком) одной частью мозга, используя одни механизмы обработки информации, а когда читает - другие.

А мозг - штука весьма и весьма энергозатратная, поэтому, в соответствии со всеми законами физики (даже не психологии или физиологии), на переключение режимов требуется (как на любые переходные процессы) особенно много энергии.

Любому автолюбителю известно, что двигатель, в основном, изнашивается не во время езды по шоссе, а во время перегазовок, включения - выключения.

И если у человека нет существенного мотива для переключения режимов, то он и не будет их переключать. А продолжит слушать любимую музыку "в прекрасном качестве. И в скором времени привыкнет к такому способу использования ума (пусть мозга).

Отупение

Технически это и называется "отупением".

Человек, не способный менять точки зрения, способы восприятия, переключать режимы мышления называется "тупым", это если очень мягко.

А тверже ... Вы сами знаете, как мы называем таких людей, особенно, в детстве, когда еще не стеснены социальными шаблонами общения.

Такой человек не получает "когнитивной нагрузки" (которая, как пишут, требуется даже волнистым попугайчикам), достаточной для развития и эффективного функционирования. Поэтому человек и не развивается, а деградирует - ровно по той же причине, по которой атрофируются мышцы у человека, который не занимается хотя бы физкультурой.

Одно "но"

Такой же эффект возникает при просмотре "видосиков".

Но с еще одним "но" - очень неприятным, разрушительным для мышления.

- "Ты ведь уже немного знаешь, что такое интегрирование и дифференцирование?",- спросил я сына.

Интегрирование - это объединение в целое. Интегральные процессы - это целостные процессы.

А дифференцирование - это разделение целого куска информации информации на более мелкие с целью обнаружения особенностей, не заметных при "общем взгляде".

(В мышлении это называется "различением" или "интеллектом")

Так вот, общаемся мы, люди, дискретно с последующим восстановлением смысла, то есть интегрируя полученные и предварительно "продифференцированные" куски информации.

Так мы улавливаем, а точнее сказать, - создаем смыслы. То же самое относится к чтению которое состоит из кусков, символов, из которых мы "вылепливаем" смысл.

(Есть давняя работа Пригожина, которую я прочитал лет сорок назад: "О дискретности и непрерывности сознания" - так, кажется, она называется).

Но зачем уму напрягаться, тратить столь дорогую энергию, если мы уже получили готовый, цельный видеообраз?

К тому же, как утверждаю педагогические авторитеты, это и приятнее, и интереснее - "игровой подход" называется по-научному (не к ночи будь они помянуты вместе со своим духовным предводителем, отцом-основателем современной российской педагогики-педологии Выготским).

- "Так где подвох?",- спросил сын.

"А ты сам подумай. Нравится, когда тебе говорят "как надо", что правильно, а что нет, "втирают всякую дичь" - пичкают готовыми шаблонами, которые "только так!"?

Очень ты настроен в такие моменты на восприятие, понимание, осмысливание (то есть сначала на дифференцирование, а потом на интегрирование) информации?"

"А-а-а ...",- протянул сын. "Я даже, кажется, что-то понял и принял к дальнейшему рассмотрению. Именно поэтому цифровое телевидение качественнее аналогового?".

Рассмотрение, понимание

Вот именно, к рас-смотрению, без которого понимание настолько же вероятно, как возникновение гениального романа при случайном подбрасывании пригоршни букв.

Мы можем получить готовое объяснение, готовый образ (вспомним, как современные инновационно - развивающие педагоги-педологи обожают "презентации", раскрашенные во всевозможные цвета радуги). Но это будет НЕ НАШ образ, не собранный человеком из кусочков абстрактной информации, символов-букв-звуков.

Это будет чужеродное включение, не воссозданное человеком, следовательно, бесполезное и вредное, как и всякое инородное включение. Которое, кстати, в отличие от занозы, практически невозможно извлечь. Невозможно - без знания особых техник, которым ни в школе, ни в университете - нигде не учат.

Следовательно, человек, которого приучили потреблять информацию инновационно - изначально совершенно нормальный человек - вскоре станет тупым. Без возможности реабилитации.

Технически это и есть процесс отупения - напичкивание человека готовыми образами, не осмысленной, не реконструированной, не созданной самостоятельно информацией.

* * *

Мы видим катастрофическое увеличение потоков информационного шума при одновременном катастрофическом снижении уровня понимания массовым потребителем.

Это и есть ключевое противоречие развития, между двумя полярностями которого лежит непроходимая для большинства пропасть.

* * *

Образование, как таковое, меня перестанет интересовать полностью через три недели.

Но описанный принцип полностью относится к человеческой психике, к развитию человека, к решению кажущихся неразрешимыми проблем. Которые вполне разрешимы.

-2

=====================================

Приглашаю вас в группу ВК. На комментарии отвечаю.

=====================================