Найти в Дзене

«Синдром нагибатора» или «Почему в аниме так много Мэри Сью»

Постер к первому сезону аниме "Ми-ми-мишка", одному из сериалов со сверхсильным персонажем на главной роли.
Постер к первому сезону аниме "Ми-ми-мишка", одному из сериалов со сверхсильным персонажем на главной роли.

Думаю, не только мне не нравятся сверхсильные главные герои. Ибо что в них, вообще, интересного? Сто́ит протагонисту получить даром какую-то великую силу, и зрителю сразу становится ясно, чем закончится история. Это уже не просто штамп, а наглый спойлер: если ГГ задаром получил сверхспособности, с которыми и рядом не валялись умения прочих персонажей, он априори победитель демонов, любимчик сильных мира сего, падишах гарема, сношатель Вселенной и т. д.

Ну, не особо интересны такие герои! А раз так, то почему их, вообще, штампуют? Чтобы понять это, нужно оглянуться на Японию – и на нормы поведения в тамошнем обществе. Я уже много раз писал, что там не принято выделяться и привлекать к себе стороннее внимание; более того – даже работать быстрее и лучше начальства считается дурным тоном. А уж о том, чтобы получить повышение не за выслугу лет, а за талант и способности, обычно вовсе не идёт речи! (ведь иначе в глазах коллектива талантливый новичок опустится до уровня презренного выскочки, что нагло попытался отнять право на повышение у кого-то, кто работал ДОЛЬШЕ него; и такое будет считаться неэтичным!). Учитывая это, задайтесь вопросом: как индивид должен развиваться в данном обществе и расти над остальными, если ему даже над собой не дают вырасти? А никак, это просто нереально! Если ты совсем не выделяешься, то и не развиваешься; это подтверждается главным законом природы – естественным отбором! Самки НИКОГДА не предпочитали заурядных, ничем не выделяющихся самцов, а ещё такие самцы никогда не становились вожаками; более того – в обычных условиях они даже не размножались, ибо уступали такое право более видным особям (кстати, актуальная проблема для Японии – с её-то демографическим кризисом!).

Один из постеров к первому сезону аниме "Я убивала слизней 300 лет и прокачалась на максимум". Аниме-сериал наглядно демонстрирует (или высмеивает?), каким образом можно достичь всего, если не выделяться из общества. Дескать, если у вас есть несколько веков в запасе, и вы никуда не спешите, вполне можете добиться максимума через банальную выслугу лет! Мне кажется, или это вправду завуалированная критика японского общества самими японцами? Этакий тонкий троллинг? Разве нет?
Один из постеров к первому сезону аниме "Я убивала слизней 300 лет и прокачалась на максимум". Аниме-сериал наглядно демонстрирует (или высмеивает?), каким образом можно достичь всего, если не выделяться из общества. Дескать, если у вас есть несколько веков в запасе, и вы никуда не спешите, вполне можете добиться максимума через банальную выслугу лет! Мне кажется, или это вправду завуалированная критика японского общества самими японцами? Этакий тонкий троллинг? Разве нет?

А теперь ещё один вопрос: если подобный ОЯШ или среднестатистический клерк, которому промыли мозги коллективистской моралью, дескать «выделяться – плохо!», станет попаданцем в фэнтези-мир, то как он обретёт великую силу, пригодную для убийства Короля демонов или ещё какого Вселенского Зла? Чаще всего – задарма, не особо напрягаясь; ибо в противном случае пришлось бы развиваться с нуля, а это противоречит правилу «не выделяйся!» (ведь развитие по иной методике практически невозможно!). Так что остаётся вариант – стать нагибателем с самого начала, по воле богов или, в худшем случае, просто сюжета. Конечно же, такие герои всё равно стараются не выделяться и скрывают истинную силу – возможно, не могут избавиться от рабских установок в голове; а может – сами подсознательно осознаю́т, что получили сверхсилу нечестно и тем самым смешали с грязью личные достижения других персонажей, выбившихся в люди благодаря долгому и упорному труду. Да, нередко нагибатели сами занимались долго и упорно, пока не стали героями собственного сюжета; например, так много работали в офисе, что аж умерли от переутомления – а потом переродились в ином мире. Вот только… тут одно с другим никак не связано: человек, которому вбили в голову откровенно лживую мораль, однажды обрёл всё – и едва ли потому, что много работал; ведь в данном случае конкретные действия абсолютно не связаны с полученным результатом; в этом суть! Знаете, на что это похоже? На ОКР, когда совершаемые действия и желаемый результат не имеют никакой практической связи. Ну, или на мораль из авраамической религии, в стиле «будь смиренным, и тебе воздастся (хотя это НИКАК не гарантируется, т. е. не доказано…)». Дело в том, что м/у действием и результатом должна быть связь; например, если хочешь свободы – надо стремиться к свободе, а не оставаться корпоративным рабом до сáмой смерти, дабы обрести желанную свободу уже в другой жизни. В противном случае сопереживать персонажу не получается: с чего, вообще, он стал любимцем богов, т. е. чем таким отличился в прошлой жизни, окромя неспособности делать выводы и брать судьбу в свои руки? (иными словами, ЗА ЧТО ему даруется великая сила от тех же богов – вопрос открытый). Пусть и не по всем параметрам, но в качестве примера подойдёт аниме «Избранный богами».

Конечно, авторы порой сами понимают, какую чушь творят, и пытаются как-то исправиться, дескать «да, герой у нас сильный, но в сравнении с другими персонажами – посредственность». И неважно, что при этом его сопоставляют с какими-нибудь богами, древними Создателями Мира или первородным Злом, что старше и сильнее не только нашего героя, а всех его предков вместе взятых! Ведь в сравнении с другими представителями человеческого вида и прочими эльфами / дварфами / зверолюдами этот герой всё равно имба; так что сопоставление с богами и подобными им существами отнюдь не честное. К примеру, подобное было в аниме «Приключения аристократа в ином мире».

Бывает и другой финт ушами. Главгерой попадает в иной мир, где получает не самые выдающиеся способности, но (!) вместе с ними обретает право развиваться, не стесняясь выделяться из общества. Дескать, вокруг и так куча крутых персов; а раз так, то нужно не отставать от них, чтобы нашего героя не сочли арбузой обузой! Однако порой авторы перегибают палку в попытке сделать главгероя «как можно меньшей выскочкой». Например, так было в аниме «Великий клирик». ГГ переродился в ином мире, получил от бога скромный подарок в виде очень небольшой прибавки к характеристикам; но развивался сам, притом – успешно! Тем не менее, автору показалось, что ГГ слишком уж некрасиво выделяется даже среди незаурядных жителей фэнтези-мира, и надо бы это исправить. Как? А просто принизить достижения самого́ героя! Дескать, сколько бы ГГ ни тренировался, всё равно он рохля в сравнении с бой-бабами из элитного отряда; да и собственного учителя ни разу не одолел в поединке. Но, понимаете ли, в чём дело… При всём этом ГГ смог зачистить подземелье с монстрами, которое даже самым элитным паладинам не давалось! Это ОЧЕНЬ нелогичный момент, учитывая, как сюжет пытается «усреднить» способности героя. Дескать, никто не мог полностью зачистить подземелье – даже элитные воины, коим ГГ постоянно уступал; а сам он смог (логика, алё!!!). Ну, в общем, японское раболепие снова в действии.

К слову, не нужно путать наглого читера с по-настоящему сильным героем, который честно обрёл свою силу (ещё и не принижаемую самим автором произведения!); ведь бывает и другая ситуация, когда главгерою позволяют нормально развиваться, что удачно выделяет такую историю среди похожих сюжетов. Возьму для сравнения два аниме: любимая мной «Реинкарнация безработного» и нелюбимый «Фармацевт из параллельного мира». И в том, и в другом случае протагонист переродился в ином мире, сохранив память из прошлой жизни, что стало этаким бустом к развитию обоих героев. Вот только ГГ «Реинкарнации» вместе с памятью сохранил и психологические травмы из прошлой жизни, с которыми пришлось бороться ради саморазвития; а «Фармацевт» сохранил исключительно полезные знания и переродился интеллектуальной элитой. Далее – ГГ «Реинкарнации» обрёл сильные магические способности путём упорных тренировок; а «Фармацевт» сразу заполучил сильнейшую магию, т. е. к гениальному уму прибавились читерские магические способности, приобретённые просто так, со старта! Наконец, главный герой «Реинкарнации» пусть и стал сильным магом (без какого-либо нереалистичного принижения его способностей!), но на протяжении всей истории был обычным смертным, которому многие живые существа всё ещё могли надавать по щам, а то и убить (порой – даже не особо напрягаясь!); к тому же моральные недостатки героя (с которыми сам он боролся, дабы расти над собой!) делали его реалистичным. А что же «Фармацевт»? А ничего – самый умный, самый способный, самый востребованный и самый… картонный; ведь ему даже рост над самим собой не особо нужен, ибо он и так Мэри Сью.

Также предлагаю обратить внимание сразу на три аниме-сериала: «Укротитель зверей, изгнанный из отряда героя», «Меня выгнали из отряда героя» и «Князь тьмы выгнал меня из своей армии». Вам не кажется, что в самих названиях данных тайтлов есть что-то общее? (да, вам не кажется!). Каждое из этих аниме показывает неприятную японцам ситуацию, когда индивид не соответствует откровенно завышенным требованиям коллектива. Казалось бы, в Японии такого быть не должно, но… это есть! Требования коллектива, знаете ли, разными бывают! Например, школьная система обязывает детей держать планку успеваемости, которая довольно высока; НЕ ВЫДЕЛЯТЬСЯ здесь – значит, не ронять планку! Учитывая чудовищную учебную нагрузку в японских школах, едва ли хоть кто-то из учеников сможет выполнять задания «лучше, чем надо»; да и родители требуют от детей учиться как можно лучше. Такая система муштрует подрастающие поколения, заставляя их ценить моменты, когда можно работать вполсилы. Так что выделяться из общества – это палка о двух концах; с одной стороны, такое позволит развиваться, но с другой – раз уж ты столь энергичный, тебя могут тупо завалить работой! И три вышеуказанных тайтла напоминают о том же: от каждого тамошнего протагониста требовали развиваться сверх меры, дабы он соответствовал завышенным требованиям коллектива (чего, в итоге, не смог); неприятно? Ещё бы! О школе напоминает; как вспомнишь, так вздрогнешь (бр-р…). Самый надёжный вариант, как избежать таких завышенных требований во взрослой жизни (от которых можно и сломаться!), – это быть тише воды, ниже травы! И сами главгерои данных аниме словно понимают это: стараются жить спокойно и звёзд с неба не хватают. Такая вот мораль, вернее – уловка, полезная для поддержания диктатуры японского коллективизма, которому не нравятся «всякие выскочки».

Ещё могу отметить, что японцы – довольно азартная нация. У них популярны всякие розыгрыши, лотереи, казино и игровые автоматы. Чего уж там – они умудрились снять целый аниме-сериал про настольную игру в го, длиной в 75 эпизодов! (хотя, казалось бы, что там можно снимать в таком объёме на тему настольной игры?). Речь о «Хикару и го». Видите ли, азартные игры тоже позволяют обрести что-то (порой – многое!) без предварительного развития и нередко с минимальными вложениями; это идеально подходит для общества со своеобразными ограничениями на саморазвитие. А некоторые игры, вроде той же го, ещё и требуют развитого мышления; т. е. там не то что разрешено, а необходимо развивать навыки, ибо иначе не выиграть! А если добавить к этому ещё и чемпионаты с денежными призами, играть становится даже интереснее! Иными словами, это отдушина для японцев, которые в своём развитии нередко ограничены общественными «рамками приличия»; в играх, вроде го и сёги, таких рамок НЕТ: там выигрывает наиболее искусный – все знают это, и никто не спорит! Ну, и в видеоиграх, что не менее популярны у японцев, также нет ограничений на развитие собственных навыков и прокачку персонажей; это должно лишний раз способствовать востребованности такого досуга.

Наконец, не постесняюсь признаться: на момент написания этой статьи я ВООБЩЕ не понял, откуда растут ноги у такого японского коллективизма! Социализм, как политическое воплощение коллективизма, в Японии никогда не существовал; там была монархия, а потом народу навязали демократию. Т. е. в плане политического развития эта азиатская страна мало отличалась от какой-нибудь европейской, где коллективизм давно не в приоритете. Быть может, религия постаралась? Вряд ли. Ведь основной религией японцев является синтоизм, и что-то я не припомню в нём пропаганды настолько упоротого коллективизма; напротив, синтоизм – весьма либеральное учение, с большой свободой действий! В этом плане оно дружелюбнее любой авраамической религии, в которых коллективистские взгляды порой продвигались свирепо, и которые всё равно не смогли победить европейское или американское стремление к индивидуализму. Второй по распространённости религией в Японии является буддизм, и да – его учения более сочетаются с японским коллективизмом, по типу «чем меньше выделяешься, тем лучше». Ну, даже в аниме «Пушистый рай» отец главгероини (несмотря на то, что события разворачиваются в другом мире!) втирает ей очевидную буддийскую мораль, дескать «каждое действие влияет на окружающий мир, по типу кругов на воде: чем чаще касаешься воды, тем больше кругов, и тем меньше гармонии, к которой нужно стремиться; а ты, наоборот, чаще оказываешься причиной кругов (ай-яй-яй, японский коллективизм, требующий от индивида не выделяться из общества, снова негодует!)». Быть может, это увлечение буддизмом так повлияло на японское общество? Да что-то маловероятно. Само собой, буддизм распространён в Японии, но по числу последователей и храмов уступает синтоизму; к тому же он никогда не имел там той же власти, что и христианство в Европе, которое и продвигалось более яростно, и свои позиции держало более ревностно, и по проценту верующих среди населения выигрывало – а всё равно основательно сдало позиции в XX веке, когда многие выходцы из христианских семей не то что заповеди и посты уже не соблюдали, а даже в церковь не ходили. В общем, западные люди смогли отвоевать себе свободу у гораздо менее сговорчивой религии; а у японцев с их куда более либеральными синтоизмом и буддизмом до сих пор не получается отказаться от тех традиций, что мешают нормальной жизни. Тогда, может, дело в социальных особенностях, дескать – рабочий день в Японии не короток, да и учебный тоже, из-за чего японцы постепенно пришли к выводу, что не надо лишний раз выделяться, если не хочешь, чтобы тебе подкидывали дополнительную работу? (или школьные задачки). Опять же – вряд ли! Ведь коллективистское правило «не выделяйся!» распространяется не только на работу и учёбу, но и на другие сферы жизни. Например, в аниме хватает героев, что работают на себя и выполняют сторонние заказы, а всё равно пытаются не выделяться! (хотя с чего бы, если у них НЕТ «злого начальника», что заваливал бы «выскочек» работой?). Ещё пример – японская школа; там могут затравить просто за всё, что угодно, главное – чтобы жертва хоть чем-то выделялась из коллектива; и очень часто это не имеет никакого отношения к учебному процессу. В общем, такой «стадный инстинкт» не объяснить желанием человека избежать чрезмерной учебной нагрузки или дополнительной работы. Странно это. Пишите в комментариях свои версии, почему в Японии коллективизм имеет такую большую власть над обществом; потому что здесь мои полномочия всё. Ни политикой, ни религией, ни социальными особенностями я не смог объяснить это.

Один из постеров к аниме-сериалу "Пушистый рай"
Один из постеров к аниме-сериалу "Пушистый рай"