Найти тему

«Читерские способности из другого мира» или «Кому, вообще, это должно быть интересно?!»

Ну... вот я и скатился. А ведь как здорово всё начиналось... лет “-дцать” назад: «Сейлор Мун», «Сакура – собирательница карт», «Покемон», «Принцесса Мононоке», «Унесённые призраками»... Эх, вот были времена! Да, тогда и анимешек было в разы меньше, чем сейчас; не спорю! Но и шанс наткнуться на что-то НАСТОЛЬКО плохое, как упомянутый в названии статьи сериал, был близок к нулю. А что теперь? На дворе 2020-е, и вышло аниме «Читерские способности», по мотивам одноимённой лайт-новеллы. Что с нами стало, люди?! Когда именно человеческая история свернула не туда?! Ведь когда-то смотреть аниме считалось элитным занятием! А теперь анимешники вынуждены довольствоваться такими вот объедками, за неимением лучшего. Ну, в какой момент аниме превратилось из развлечения в истязание? В какой же момент среди нас закрепилось убеждение «пока ты не навернёшь ведро помоев, не посмеешь назвать себя анимешником»?..

Конечно, оправдания найдутся. Дескать, творческий кризис индустрии: всё хорошее, что можно было снять, уже было снято, и остался лишь самый шлак, который экранизируют только потому, что лучшие сюжеты не успевают появляться. Но ведь... даже вместо такой истории можно было придумать что-то получше!

Что именно не так с данным тайтлом? Да, в общем-то, всё:

Главгерой – школьник, имеет лишний вес и из-за этого страдает от издевательств. Причём, не только от одноклассников, но и от членов семьи. Да, избыточный вес запросто может стать причиной для издевательств; но, блин, не в такой концентрации, как в этом аниме! Там всё выглядит так, словно бо́льшая часть окружения ненавидит ГГ просто потому, что он толстый. Хотя в реальном мире хватает пухляшей, которые не испытывают дискриминации по этому поводу. Ну, ладно: допустим, в Японии более токсичное общество. К тому же в нездоровой эмоциональной атмосфере вправду трудно похудеть! Ведь когда еда становится одним из НЕМНОГИХ источников гормонов счастья, не то что отказаться от неё, а даже просто уменьшить количество приёмов пищи и потребляемых калорий чрезвычайно трудно! Считается, что стресс способствует похудению; но это не работает, когда человек НЕ МОЖЕТ отказаться от еды – в этом случае стресс, наоборот, способствует набору и сохранению веса. Так что хоть в чём-то главгерой заслуживает сочувствия, ведь выкрики в стиле «сам виноват; похудей, тряпка, и всё наладится!» тут не сработают. Но идём дальше:

В один переломный момент ГГ находит проход в другой мир и понимает, что может неплохо так прокачиваться на ликвидации тамошних монстров, а затем, к утру следующего дня становится красавцем-гигачадом – ну, просто потому, что приобретённые в ином мире скиллы сработали. Что мы, в итоге, имеем? ГГ всю жизнь был никем, а потом в одночасье обрёл всё: и внешку, и физуху, и возможность кадрить девок благодаря этому. Мораль? Нету её. И правильно – зачем показывать долгий и упорный рост персонажа над собой, изнуряющие битвы с монстрами и выживание в условиях жёсткой нехватки еды? ГГ и так много страдал, пожалейте его чуть-чуть! Хотя... быть может, есть вредная псевдо-мораль в стиле «терпи, и всё улучшится само собой».

Кстати, моральный рост тоже не показан. Я очень сомневаюсь, что после ТАКОГО отношения окружающих хоть кто-то продолжил бы верить в идеалы того самого общества, которое его презирало и унижало! И да – одного родного дедушки, т. е. единственного персонажа, что был добр к ГГ и учил того нравственности, тут явно не хватило бы! Скорее уж – сам ГГ признал бы дедушкины убеждения не годящимися для жестокого, реального мира. Даже Рудеусу Грейрату пришлось стараться, чтобы расти над собой после всей той дизморали, что он нахватался в прошлом.

Один из постеров первого сезона аниме "Реинкарнация безработного". Главный герой - Рудеус Грейрат. К слову - вам не кажется, что постер "Читерских способностей", вышедших в 2023-м, самую малость похож на постер "Реинкарнации безработного" из 2021-го? (да, на постере, вообще, указан 2020-й - но все мы знаем, насколько нестабильным был тот год; так что в переносе премьеры нет ничего странного).
Один из постеров первого сезона аниме "Реинкарнация безработного". Главный герой - Рудеус Грейрат. К слову - вам не кажется, что постер "Читерских способностей", вышедших в 2023-м, самую малость похож на постер "Реинкарнации безработного" из 2021-го? (да, на постере, вообще, указан 2020-й - но все мы знаем, насколько нестабильным был тот год; так что в переносе премьеры нет ничего странного).

Чем же занялся наш нынешний герой с читерскими способностями? Стал жить на 2 мира; и там, и там защищает добро и справедливость. В ином мире делает это копьём и мечом, а в Японии... придерживается ТАМОШНИХ законов: раскидывает хулиганов приёмами дзюдо и сдаёт японским копам (хм, где-то я уже видел что-то похожее). Даже его СОБАКА, что родом из другого мира, априори знает, кого можно грызть насмерть, а кого – так, слегка потаскать. Но вот вопрос: а с какой стати главгерой захотел ревностно защищать нормы того самого закона, который его самого не мог защитить? По-моему, с такой предысторией и новоприобретёнными способностями впору стать антигероем, вроде Карателя. Вот только произведение, транслирующее столь радикальные выводы, не понравилось бы японской «нравственной повесточке» (о которой я уже много писал). К тому же такое произведение могло бы и развить мысль, дескать «раз уж в нашей государственно-общественной системе столько “биомусора”, может – это с Системой что-то не так, а наличие “биомусора” является лишь следствием проблемы?». О, да; это стало бы ещё одной крамольной идеей, которую, ну, никак нельзя транслировать обществу. Не говоря уже о том, как данное аниме относится к бунтарям; с его точки зрения любой бунтарь – априори агрессивный “биомусор”, стремящийся выделиться из серой массы общества просто потому, что злой. Притом – самое смешное, что в реальной Японии именно те, кто НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ из общества, чаще оказываются задирами; и задирают они именно тех, кто хоть как-то выделился (дескать, чтоб знали место!); но “плохие” – конечно, бунтари (ога, верим). Ну, по крайней мере, актуальная проблема травли задирами показана в самих «Читерских способностях» – и не только там. Произведения, рассказывающие о травле в коллективе, пытаются делать общество менее агрессивным, показывая задирам, как те смотрятся со стороны. Однако... это не работает! А всё потому, что японцам с детства прививают ксенофобию: их учат НЕ ВЫДЕЛЯТЬСЯ из коллектива; и, соответственно, в ИХ понимании все, кто выделяется, ассоциируются с вредоносными для общества элементами! Именно поэтому в ранобэ / манге / аниме так часто ставится знак равенства м/у понятиями «бунтарь» и «преступник». И именно поэтому главные герои, обретшие могущественные способности, стараются не выделяться из коллектива и беспокоятся, как бы их великая сила не стала причиной лишних конфликтов (в общем, делают всё, лишь бы их не сочли вредоносными элементами). А теперь вопрос: почему же задиры, воспитываемые в таком обществе, не должны травить толстого одноклассника, который не соответствует эстетическим нормам коллектива и даже не торопится худеть?! Естественно, задиры не додумаются задаться вопросом, почему человеку трудно сбросить вес в условиях постоянного стресса (ведь в противном случае они не стали бы задирами!). Иными словами, буллеры остаются буллерами именно потому, что не чувствуют угрызений совести за свои действия (дескать, чё этот жирный одним своим видом нас провоцирует?!), и все обвинения в свою сторону считают вопиющей несправедливостью! Именно поэтому произведение, выставляющее буллинг отвратительным явлением, но НЕ РАССКАЗЫВАЮЩЕЕ, почему сами буллеры неправы, не изменит точки зрения оных! (эх, а меня ещё пытались переубедить, что японцы могут в психологию; да-да, конечно...). Ко всему прочему, от отвратительного удовольствия буллинга вправду трудно отказаться, когда на ком-то НАДА снимать стресс, что копится из-за чрезмерной учебной нагрузки; именно поэтому без кардинального улучшения школьной системы буллинг НЕ ПОБЕДИТЬ! (но это уже другая тема).

К слову, забуллить можно почти за всё, что угодно; так что в рамках этой темы нельзя говорить ни о каком "праведном гневе недовольного большинства". Например, девочки могут затравить сверстницу просто за то, что она красивее их.
К слову, забуллить можно почти за всё, что угодно; так что в рамках этой темы нельзя говорить ни о каком "праведном гневе недовольного большинства". Например, девочки могут затравить сверстницу просто за то, что она красивее их.

Хотя знаете что? Может, главгерою данного аниме следовало бы насовсем переселиться из токсичной Японии в новый и более интересный, иной мир? Тоже вариант! Вот только ОН ЕЩЁ ШКОЛЬНИК, а японская «повесточка» не одобряет, когда ОЯШи бросают школу; так что ни-ни! Иными словами, «повесточка» крепко держала данное произведение за причинное место – а в таких условиях, в принципе, ничего путного не могло выйти. Даже если у этой истории изначально был какой-то потенциал, т. е. она задумывалась более самобытной (пока в дело не вмешалась «повесточка»), мы этого уже не узнаем. Остаётся лишь судить по шлаку, который, в итоге, увидел свет.

А некоторые ещё спрашивали меня в комментариях – что ж плохого, если аниме предпочитает транслировать подобные мысли, вроде неприятия бунтарских настроений, а также уважения к японским законам и доверия системе образования? Да вот оно что – наглядный пример! Аниме становится БЕЗЫДЕЙНЫМ, неспособным на креатив; потому что весь креатив в нём заменяется штампами, однотипными мыслями, безопасными для правительства и больших дядек, которые спонсируют индустрию!!! Ни первым, ни вторым не нужен современный аналог «Завтрашнего Джо», способный стать причиной новых социальных потрясений и последующих скандалов в индустрии.

Да-да! Отчасти из-за этого выходит всё больше шлака, помоев, проходняков – называйте, как хотите; главное, теперь вы знаете: творческий кризис аниме-индустрии во многом создаётся искусственно! С тем же успехом в каких-нибудь СШП вы могли бы предложить кинокомпании сценарий фильма о похождениях брутальных бургундских рыцарей в 15-м веке, а кинокомпания сделала бы из этого нечто ЖУТКОЕ – с главгероями-рыцарями, один из которых негр-гомосексуал, другой – сын того негра-гомосексуала, страдающий от лёгкой формы аутизма, третий – азиат-бисексуал, четвёртый – сильная, независимая женщина ближневосточной наружности, и все они борются за права евреев! Но вернёмся к нашим баранам:

Знаете, КТО добивает это аниме? Злодеи. Они максимально глупы; в ином мире это глупые монстры, а в Японии – не менее глупые хулиганы / задиры. И в каждом из миров ГГ находит себе тяночку, а делает это при одинаковых обстоятельствах: за счёт победы над монстрами или хулиганами; ноль креатива! Коне-е-ечно, зачем злодеи со сложной мотивацией, на фоне которых убеждения доброго, но глупого ГГ выглядели бы откровенно ущербными? Нельзя же делать злодеев излишне привлекательными, дабы школьники (а то и взрослые дяди) вдохновлялись философией отрицательных персонажей и подражали злодейским поступкам! (Йохан Либерт не в счёт – в прошлой статье я писал, что этот злодей максимально нереалистичен; а значит – неопасен для идей «повесточки»).

Ну, и японская поп-культура. «Читерские способности» – очередное аниме, которое едва ли не обожествляет её (и действительно – стали бы продукты поп-культуры огрызаться на неё саму?!). В одной из прошлых статей я уже намекал, что это своеобразный опиум для тамошних граждан, из-за которого они не очень-то хорошо живут (мягко говоря). Японская массовая культура раздута сверх всякой меры: в ней работает огромное количество людей, и все они... обеспечивают общество исключительно развлечениями. Хотя если бы большинство тамошних работников (включая деятелей рекламы, которая тоже часто связана с развлечениями!) ушли на жизненно-важные для страны и народа предприятия (т. е. отправились помогать другим людям, которые УЖЕ заняты обеспечением общества ресурсами!), то оказалось бы, что для лучших производственных показателей и приличной зарплаты нужно работать откровенно НЕМНОГО. А если таких предприятий на всех не хватает, надо открывать новые, в т. ч. те, что уже закрылись, например, из-за финансового кризиса 90-х. Всё дело в банальном, правильном распределении “человекоресурсов”; это же так просто! Таким образом и рабочий день станет короче, и зарплаты увеличатся; а значит – у людей появится больше времени и денег на семью, поэтому деторождение тоже вырастет; глядишь, Япония не только выберется из нынешнего демографического кризиса, но и полностью оправится от последствий финансового кризиса 90-х за счёт таких нововведений! Даже любимая нами индустрия аниме благодаря этому может обрести второе дыхание – т. к. аниме станут выходить в разы реже, студиям придётся конкурировать за счёт качества, а не количества: придётся хорошенько думать, прежде чем экранизировать различный шлак, которым индустрия уже переполнена; т. е. приоритет будет отдаваться самым лучшим сюжетам. А ещё – побольше внимания станет уделяться картинке и анимации; ибо, повторюсь, это будет конкуренция за счёт качества, а не количества! Но большим шишкам массовой культуры всё это невыгодно; вот они и продолжают рекламировать свою отрасль через свои же продукты, привлекая больше потребителей и новых работников (ещё раз – опиум для народа!). И вследствие этого появляются всякие «герои-рационалы, перестраивающие королевство», или попаданки, учащие аристократию альтернативного мира премудростям правления, притом что они даже в своей, проблемной Японии не смогли исправить бардак!!! Что ещё добавить? Знаете такое аниме, как «Восточный Эдем»? Там ТОЖЕ ситуация не лучше, хотя сюжет более остросоциальный – поднимаются проблемы государственно-общественной системы современной Японии. Но при этом... никаких выводов НЕ ДЕЛАЕТСЯ! Концовка слита; аниме оказалось беззубым! А почему, как думаете? Да потому, что это продукт индустрии, которая ни за что не станет стрелять себе в колено, т. е. выставлять себя одним из ГЛАВНЫХ виновников общественных проблем; и до тех пор, пока об общественных проблемах будет рассказывать та самая индустрия, которая абсолютно не заинтересована в решении этих проблем, самого́ решения ТОЖЕ не будет показано: ни в «Восточном Эдеме», ни в «Эхе террора», ни где бы то ни было ещё! Именно поэтому аниме будет показывать не особо умных героев, вроде Лайта Ягами, и называть их особо умными, дабы зритель ВЕРИЛ, что это умный герой, на которого следует равняться (ну, а те общественные проблемы, которые он не исправляет, априори слишком сложны даже для гения, потому едва ли решаемы!). Как я уже писал, легко управлять глупыми людьми, если те не считают себя глупыми.

Что ещё о проблемах сюжета «Читерских способностей»? В тамошнем ином мире есть РПГ-шная система очков опыта, навыков и параметров персонажа, ачивок, даже призов, выпадающих из убитых монстров, а также привязанных к предметам описаний! Знаете, то, что «Sword Art Online» ввёл моду на становление РПГ-шных условностей полноценной частью сюжета, ещё не значит, что это можно пихать всюду. Сам сюжет «SAO» объясняет наличие в нём РПГ-условностей. Если иное произведение НЕ МОЖЕТ объяснить, какого Белиара там забыли элементы РПГ-игр, притом, что это даже не игра, а ранобэ / манга / аниме, то... возможно, данному произведению вовсе не нужны эти элементы, изначально придуманные для удобства ИГРОКОВ, а уж никак не персонажей художественных произведений! Понимаете, в чём главная проблема так называемых ЛитРПГ? (Азредак бы их побрал!). У их авторов слишком часто ЕСТЬ понимание само́й РПГ-системы, но НЕТ понимания, почему она, Гро-Горот её за ногу, должна работать в придуманной ими реальности!!!

Подытожу. «Читерские способности» – это откровенно плохое произведение, которое страдает как от нагло влепленных в сюжет «повесточкиных» хотелок, так и от собственных, индивидуальных проблем. Был ли у него потенциал? Даже если так, весь потенциал оказался похоронен под удобными для «повесточки» шаблонами. Радует хотя бы, что это произведение не слишком замарало собой многострадальный и любимый мной жанр исекая. Ведь исекаи – это истории о попаданцах; а в «Читерских способностях» попаданца нет: тамошний главгерой – полноценный путешественник м/у мирами. Он даже начинал не как попаданец, а как путешественник-исследователь, у которого всё сразу было под контролем. Иными словами, я сомневаюсь, что это творение, вообще, можно назвать исекаем.