Найти в Дзене
Optime

Астронавты StarLiner застряли на орбите: что делается для их возвращения на Землю

Оглавление

5 июня 2024 года американские космонавты Бутч Уилмор и Суни Уильямс стартовали на космическом корабле Starliner компании Боинг к Международной космической станции (МКС). Предполагалось, что они проведут на орбите 8 дней и уже к празднику 19 июня вернутся на Землю. Целью полёта было показать готовность корабля к сертификации, чтобы, наряду с Crew Dragon Илона Маска, стать вторым кораблём, используемым NASA для полётов к МКС. Но всё пошло не по плану.

Бутч Уилмор и Суни Уильямс. Фото NASA.
Бутч Уилмор и Суни Уильямс. Фото NASA.

Что произошло

Первая стыковка Starliner с МКС не получилась - отказали 5 из 28 двигателей коррекции. Четыре из них специалисты Боинга отремонтировали и 6 июня стыковка наконец состоялась. Через неделю экипаж должен был вернуться на Землю, но дополнительно обнаружились пять утечек гелия, который используется для создания давления в топливной системе. И к тому же не закрылся полностью топливный клапан.

МКС. Фото NASA.
МКС. Фото NASA.

Так как корабль явно функционировал не в штатном режиме, NASA и Боинг решили задержать возвращение космонавтов домой до выяснения причин неисправностей. Впоследствии дата возвращения неоднократно переносилась. Текущая предполагаемая дата возвращения экипажа - середина августа 2024 года. Но скорее всего и она будет перенесена.

Стыковка StarLiner. Фото Boeing.
Стыковка StarLiner. Фото Boeing.

Сейчас инженеры на Земле ведут удалённое тестирование двигателей коррекции Starliner и пытаются разобраться, что не так с гелием. Параллельно на юго-западе США проходят испытания двигатели коррекции, аналогичные тем, что отказали в космосе.

Стыковка. Фото NASA.
Стыковка. Фото NASA.

Дополнительное ограничение накладывают аккумуляторные батареи Starliner, которые сертифицированы на 45 дней полёта. Но сейчас они подзаряжаются от энергосистемы МКС, и специалисты уже говорят о 72 днях возможного пребывания космического корабля на орбите. Теоретически Starliner рассчитан на 210 суток полёта.

Стыковка. Фото Boeing.
Стыковка. Фото Boeing.

Представители Боинга и NASA пытаются делать хорошую мину при плохой игре и заявляют, что “экипаж не застрял на МКС”. Отказавшие маневренные двигатели находятся в невозвращаемой части космического корабля. Поэтому необходимо выяснить причины отказов до возвращения экипажа, говорят руководители Боинга.

StarLiner. Фото Boeing.
StarLiner. Фото Boeing.

Что не так со StarLiner

Нынешний полёт является третьим полётом космического корабля в космос. Первые два были беспилотными. Во время первого запуска из-за проблем в программном обеспечении Starliner не вышел на нужную орбиту и не смог достичь МКС. После этого инженеры Боинга внесли в конструкцию корабля многочисленные исправления и после нескольких переносов пуска космический корабль в мае 2022 года наконец-то пристыковался к международной космической станции. Но при этом отказали некоторые двигатели коррекции и произошла утечка гелия.

Старт StartLiner. Фото NASA.
Старт StartLiner. Фото NASA.

То, что сейчас корабль Боинга “застрял” на орбите, грозит корпорации репутационными потерями. Тем более, что и в авиастроении работа компании сопровождается различными скандалами. А то, что возвращение корабля на Землю постоянно переносится, говорит о том, что у него более серьёзные проблемы, чем те, о которых говорят представители NASA и Боинга. Некоторые сторонние специалисты предполагают, что для ремонта Starliner потребуются выходы астронавтов в открытый космос.

Стыковка Crew Dragon. Фото NASA.
Стыковка Crew Dragon. Фото NASA.

И всё это на фоне серьёзных успехов космических кораблей, созданных компанией Маска. Первоначально НАСА предполагало, что изделия Боинга станут основными средствами доставки астронавтов на орбиту и Боингу было выделено гораздо больше финансирования, чем Маску. В реальности рабочей лошадкой стали корабли Crew Dragon.

Запасные планы эвакуации

Если Starliner будет признан непригодным к доставке астронавтов на Землю, то их можно будет эвакуировать другими космическими кораблями. Сейчас к МКС впервые в истории пристыкованы сразу три космических аппарата - Starliner, Crew Dragon и Союз. Проблема в том, что все они запланированы для возвращения других экипажей. Корабль Crew Dragon летает с четырьмя астронавтами, но теоретически он рассчитан на семь человек. Так что туда можно перенести кресла-ложементы двух космонавтов и увеличить экипаж до шести человек. Но кресла на разных кораблях хоть и похожи, всё-таки имеют некоторые отличия. Так что и тут могут быть проблемы.

МКС с тремя космическими кораблями и двумя российскими грузовиками. Фото NASA.
МКС с тремя космическими кораблями и двумя российскими грузовиками. Фото NASA.

Первый штатный полёт Starliner к МКС с астронавтами на борту запланирован на февраль 2025 года. Но вероятнее всего сертификацию Starliner к этому сроку завершить не удастся и астронавтов доставит Crew Dragon.

Бутч Уилмор и Суни Уильямс. Фото NASA.
Бутч Уилмор и Суни Уильямс. Фото NASA.

В свете всех этих трудностей многие специалисты предлагают NASA отказаться от услуг компании Боинг и все заказы передать компании Маска. В ответ руководство NASA заявляет, что это временные трудности и что все планы по пилотируемым полётам остаются в силе.

Бутч Уилмор и Суни Уильямс. Фото NASA.
Бутч Уилмор и Суни Уильямс. Фото NASA.

Наука
7 млн интересуются