Найти в Дзене
Cat_Cat

Временное решение пистолетного вопроса

Тезис о том, что нет ничего более постоянного, чем временное, прекрасно подтверждает испанский пистолет "руби", производившийся и принятый на вооружение по принципу "лишь бы шо-то было, дёшево и на время", дабы восполнить нехватку личного оружия у французских офицеров (и не только у них).

С началом Первой мировой войны резко возрос спрос на оружие во всех странах-участницах конфликта. За счёт собственного оружейного производства (по разным причинам) удовлетворить его они не могли, и поэтому для решения этой проблемы в хоть каких-то объёмах, зачастую приходилось обращаться к нейтралам.

Не избежала этой тенденции и Франция. В 1915 г. тамошнее военное руководство, грустным взглядом окинув тот "зоопарк" личного оружия, что находился на руках у офицеров (и отдельных категорий унтер-офицеров и солдат) и поняв, что его всё же не хватает, почесав репы, решило подыскать что-нибудь числом побольше и относительно подешевле. Выбор их пал на изобретённый годом ранее самозарядный пистолет "руби", производившийся в Испании компанией Gabilondo y Urresti.

Пистолет этот представлял собой продукт творческого копипастинга двух конструкций за авторством Джона Браунинга - пистолетов М1903 (ударно-спусковой механизм) и М1906 (общая компоновка и оформление), и изначально создавался для экспорта в США и страны Латинской Америки в качестве служебного.

Впрочем, пресловутый копипастинг был, что называется, не в одну калитку - ушлые жуки из Fabrique Nationale тоже отличились на этом поприще, лихо стырив у конструктора "руби" Педро Кариаги способ крепления ствола к рамке пистолета, изобретённый им. По поводу же реверс-инжиниринга, ставшего основой для детища Кареаги, между ним и господами из Эрсталя состоялся суд, по итогам которого последних ждал жёсткий обломайтунг.

Оружие действовало по принципу свободного затвора с ударно-спусковым механизмом одинарного действия. Ствол крепился к рамке нижними выступами, входившими в поперечные пазы рамки, и мог сниматься при разборке пистолета. Возвратно-боевая пружина располагалась под стволом. Флажок неавтоматического предохранителя находился на корпусе пистолета над спусковым крючком и при включении блокировал его. Снизу пистолетной рукоятки помещалась защёлка магазина и кольцо для страховочного шнура. Масса пистолета составляла 850 г, а длина - от 170 до 210 мм. Пистолет был рассчитан в основном на патрон 7,65×17 mm SR Browning (он же .32 АСР/32 Auto), широко использовавшийся в Европе в качестве боеприпаса для гражданского оружия. Ёмкость его однорядного магазина, однако, составляла не 6-8 патронов, а 9 (впрочем, в некоторых моделях "руби" их число доходило до 12).

-2

После проведённых в мае 1915 г. испытаний, пистолет был немедленно принят на вооружение французской армии под названием "Pistolet Automatique en 7millimetre 65 genre "Ruby", а с фирмой Gabilondo был заключён контракт на выпуск не менее 10000 пистолетов ежемесячно. Но вскоре первоначальный заказ был увеличен, вначале на 30 тысяч, а затем и вовсе на 50 тысяч пистолетов. В связи с этим обстоятельством у Gabilondo возникли трудности с исполнением заказа и поэтому фирма решила привлечь субподрядчиков - Arneria Elgoibaressa y Cia, Echealaza y Vincinal y Cia, Hijos de Echeverria y Cia и Iraola Salaverria y Cia.

Gabilondo исполняла лишь основной заказ (т. е. 10000 пистолетов ежемесячно), фирмы-субподрядчики же, по условиям контракта, обязаны были производить по 5000 пистолетов ежемесячно. Но на всех этих заводах совокупно производилась лишь финальная сборка, а отдельные детали и блоки - стволы, рамки, УСМ, возвратно-боевые пружины и т. д., производились на более мелких заводиках и мастерских без каких-либо единых допусков.

Естественно, что при таком подходе к производству разные партии пистолетов очень отличались по качеству, Но французы, что характерно, не жаловались и исправно скупали оружейные поделки испанцев.

Причины этому были просты - во-первых, на кону стояли большие деньги и испанцы очень старались работать более-менее качественно, во-вторых, все субподрядчики проводили свою приёмку, а затем их продукция проходила приёмку уже в Gabilondo, сотрудники которой и доставляли очередную партию оружия на передаточный пункт в г. Байонна.

Но поскольку нужда французской армии в личном оружии по-прежнему была велика, к производству пистолетов "руби" помимо фирмы Gabilondo и её подрядчиков были привлечены ещё около 45 фирм, и поставляемые ими пистолеты могли отличаться от т. н. "официальных "руби" (выпущенных в количестве 250000-300000 единиц) как калибром, так и длиной ствола и ёмкостью магазина.

Когда же стало известно, что многие пистолеты "руби" имеют невзаимозаменяемые магазины, французы прибегли к клеймению крышек всех магазинов к пистолетам этого типа (клеймо представляло собой двухбуквенный код, присваивавшийся в зависимости от названия фирмы-приизводителя - АК, АЕ, ВН и т. д.).

Потребители были пистолетом в целом довольны. Процесс сборки-разборки оружия осваивался легко. Маленькая отдача (за счёт применения слабого патрона) хорошо отражалась на точности, а небольшие размеры и приличная для пистолетов тех лет ёмкость магазина делали "руби" очень удобным для траншейной войны, чьи условия предполагали близкие столкновения с противником, так что этим пистолетом были вооружены не только офицеры и сержанты, но и солдаты из числа артиллеристов, пулемётчиков, связистов, танкистов и санитаров.

Также, в 1916 г. российское военное ведомство, "принимая во внимание острую нужду в означенном оружии" договорилось с французами о поставке партии в 100000 единиц "7,65-мм пистолетов Браунинга" для Русской Императорской Армии. Сколько именно пистооетов пистолетов было действительно поставлено в Россию, подсчитать нельзя, но пистолеты "руби" применялись как РИА, так и обеими сторонами Гражданской войны.

Недостатками пистолета были слабое останавливающее действие пули, ненадёжный предохранитель, плохое качество сборки и невзаимозаменяемость деталей, причём самыми надёжными из всех "руби" были пистолеты, выпущенные фирмой Gabilondo и партнёрами. "Руби" от других производителей печально славились плохим качеством деталей, включая их плохую закалку и подгонку, в результате чего такой пистолет после недолгой эксплуатации мог переходить в режим автоматического огня, исключающего огонь одиночный (а то и вовсе развалиться во время стрельбы).

Производство пистолета "руби" было свёрнуто в 1919 г. В общей сложности за время Первой мировой войны французской армии были поставлены около 750000 пистолетов "руби" (из них на долю Gabilondo и партнёров приходится 250000-300000 пистолетов, остальные выпущены мелкими компаниями).

-3

При этом к 1920 г. после сдачи оружия на складах оказалось 580000 единиц этих пистолетов, которые французы стали сбагривать в различные страны - Югославию, Финляндию, Румынию, Грецию, Италию, Бельгию и Польшу. В последней пистолет "руби" широко использовался в войнах против Советской России и Литвы. В самой Испании нераспроданные партии "руби" нашли себе применение во время гражданской войны 1936-1939 гг.

Позже, уже во время Второй мировой войны бойцы сил Сопротивления (как в самой Франции, так и в других странах) использовали "руби" в борьбе против немецких оккупантов. Впрочем, этот пистолет использовался также войсками режима Виши и немцами, состоя у них на вооружении.

В общем жизнь у пистолета, являющегося, по сути, ширпотребом не самого высокого качества и использовавшегося лишь "временно", оказалась весьма долгой и насыщенной.

Автор: Рустам Ахмедов

Хобби
3,2 млн интересуются