Скорбь охватывает душу, когда у человека в жизни возникают очень резкие и сильные перемены, представляющие собой ту или иную форму потери. Это объединяет всех скорбящих, но конкретные причины в каждом случае скорбящего человека особенные. У людей совершенно разные строй психики, здоровье, история грехов и покаяния, финансовое и имущественное состояние, разные близкие люди, история жизни.
В христианстве есть представление о скорби как инструменте высокого и тонкого духовного делания. В таком случае молитва скорбящего должна быть благодарением за саму скорбь, само состояние желательным. Можно догадаться, что кроме самой скорби такие аскеты параллельно чувствуют некую радость. Это подобно тому, как мученикам за имя Христово было в радость претерпевать истязание за нежелание отречься от истины.
Чуть дальше мы рассмотрим, как такие христиане приходят к этому духовному деланию.
Постичь парадоксальную радость от скорбей дано лишь единицам, а нормальное состояние человека – это душевное здоровье. Не стоит кидаться в сторону от нормального состояния души в поисках скорбей ради мнимого духовного плода.
Скорбь вполне может быть наказанием за неправильную внешнюю или внутреннюю жизнь, поэтому кроме молитв нужно совершить пересмотр самого себя. С внешней жизнью все просто: грубые грехи (блуд, пьянство, воровство, несправедливая трепля нервов другим людям) видны явно, и совершенно ясно, что нужно хотя бы сделать их невидимыми – свести до уровня страстей, а потом искоренять эти страсти.
Но главная причина трудности с исправлением внутренней жизни заключается в том, что абсолютно всегда человек, страдающий тонким грехом, находится в ощущении, что у него все в порядке. Но вот только может прийти какая-нибудь скорбь, которую такой человек посчитает несправедливой. Тем не менее, это именно Бог посетил такого мнимого праведника, и для того правильным началом избавления от скорби будет благодарственная молитва за нее. Об этом мы и говорили выше.
Если есть хороший духовник, скорбящему стоит сходить к нему, чтобы он обличил его в тонких грехах. Если такого священника нет в жизни христианина, стоит постоянно молиться, чтобы Бог открыл глаза на тонкие страсти, а потом проверить себя на предмет укоренения в уме ересей, а в сердце – немилости, гордости или нездоровой привязанности к какому-то человеку. Ересь проверяется вдумчивым перечитыванием любого катехизиса. Немилость лечится понуждением себя к милостыне, посещением больных и другими добрыми делами.
Для исцеления гордости стоит спровоцировать обстоятельства, в которых скорбящий с большой вероятностью почувствует равнодушное или даже оскорбительное отношение к себе. Общественный транспорт в час пик очень даже подходит для этого. Когда христианин в процессе данного духовного делания почувствует свою ненужность или презренность, нужно молитвенно возблагодарить Бога за это.
Сильно заметная привязанность к определенному человеку может означать, что в сердце начались человекоугодие или блуд. Лечится это понуждением себя к одиночеству (или преимущественному общению с родней) и молитвой. Это, по сути, духовное упражнение по уподоблению себя в некоторых свойствах монашествующим, жизнь которых с христианской точки зрения является одним из образцов святости.
Итак, повторимся: каждый христианин должен усвоить одну фундаментальную для понимания технологии спасения духовного реалию – если ты не делаешь грубый грех, это еще не значит, что твоя душа в порядке. Никто никогда не видит свой тонкий грех, потому что таково устройство человеческой души, но Бог может открыть каждому глаза на самого себя. Настоящий праведник отличается от мнимого именно тем, что постоянно подозревает собственное сердце в "нелегальном" ("подпольном") производстве страстей.
Молитвенность – это нормальное состояние человека, поэтому вообще любая молитва, совершенная в истинной вере, будет утешать скорбящего.
Господь Иисус Христос претерпел множество скорбей, которые заслужил не Он, а мы своими грехами. Поэтому любая молитва к Богу-Сыну обязательно облегчит скорбь.
В продолжение этой мысли, в скорбях можно и нужно обращаться к Деве Марии, которая перенесла тяжкие душевные страдания, когда видела родного Сына на кресте. За слово истины претерпел скорбь и казнь святой Предтеча: обязательно поможет и его молитвенное ходатайство. Ради имени Христова через великие испытания и мучения прошли святые апостолы и мученики. Будем в скорбях молиться и им.
В нашем молитвослове содержится молитва к Ангелу-Хранителю. Наличие такой молитвы – рекомендация Церкви каждодневно обращаться к личному доброму невидимому попечителю и защитнику.
В нашем Символе веры есть слова о вседержительстве Бога. Вера в этот фундаментальный догмат, который в числе прочих и делает нас православными, всегда утешит унылого, отчаянного и скорбящего христианина. Ведь если все, кроме нашей внутренней свободы, в руках всемогущего Бога, – это осознание не может оставить в душе место для скорбей.