Песни культовых вестернов, до боли знакомые американцам и нам. Часть 4.
Сегодня мы продолжим обзор популярной ковбойской песни знакомой советскому и российскому кинозрителю. Имя Дмитрия Темкина сегодня мало кому известно, а когда-то именно благодаря ему на советский экран попал настоящий американский вестерн «Золото Маккены». Музыка Дмитрия Темкина звучит в десятках американских картинах. Он писал композиции для лучших американских режиссеров старого Голливуда: Альфреда Хичкока, Фрэнка Капры, Говарда Хоукса и Джорджа Стивенса.
Кинематографическая карьера Темкина началась в 1929 году. Уже в начале тридцатых он был одним из самых успешных композиторов Голливуда. Причем популярность ему принесли вестерны — картины в сугубо американском жанре. Нередко композитора спрашивали, как ему, выходцу из небольшого украинского города, удается так точно и проникновенно передавать дух равнин американского Запада. Темкин отвечал: «Степь, она и есть степь». Причем английское слово steppe он предпочитал более распространенному в речи американцев prairie.
Он старался использовать народные инструменты, гитару, банджо и губную гармошку, его ритмы напоминали музыку американских индейцев. Ко всему прочему Темкин ввел в саундтреки к вестернам мелодический свист, который на долгое время стал ассоциироваться у всех с Диким Западом.
Пели в вестернах и до этого, и архетип поющего ковбоя сложился еще в 1940-е, но Темкин открыл золотую жилу. Продюсеры вдруг поняли, что с помощью хитовых песен можно продавать фильмы и, наоборот, раскручивать музыкантов при помощи фильмов. 30 % картин к началу 1960-х начинались с заглавных песен, и большинство из этих фильмов были вестернами. Теперь помимо симфонической героической музыки обязательным элементом вестернов была песня.
Многие из них причем написал сам Темкин, у которого был особый талант к созданию запоминающихся мелодий. «Перестрелка в О. К. Коррал», «Рио Браво», сериалы «Сыромятная плеть» и «Опытный стрелок» — ко всем этим лентам Темкин написал композиции, которые были в первую очередь простыми хитовыми песнями. Вслушайтесь в них -- чувствуется русский дух?! Чем вам не «Степь да степь кругом!»
В 50-е – начале 60-х Темкин достиг вершины карьеры, беспрецедентной славы кинокомпозитора. За шесть лет с 1952 по 1958 год он получил четыре «Оскара» – ни до, ни после никто и близко не подошел к этому достижению. При всём при этом у Темкина никогда не было долгосрочного контракта с какой-либо студией. Причина – статус свободного художника позволял ему подписывать договора на более выгодных условиях.
С его легкой руки песня ковбоя стала визитной карточкой вестернов. Вестерн — это не только мужественный ковбой с «Кольтом», умчавшийся в закат на резвой лошади. Это ещё и песня о том, как хорошо скакать по открытой прерии, оставляя за собой могилы негодяев, посмевших обидеть сироток из воскресной школы.
Хит-парад ковбойских шлягеров и песен из зарубежных вестернов. Продолжение. Начало.
9. «Rawhide» (Dimitri Tiomkin – Ned Washington).
Эта песня была мною услышана, когда я увидел отличный музыкальный фильм «Братья Блюз» 1980 г. Там есть очень смешная сцена в ковбойском баре «Кантри-бункер Боба», где братья-блюзмены Элвуд и Джейк Блюз решают выступить.
В американских комедиях очень часто обыгрывается тема баров со своей сложившейся публикой и внутренней субкультурой, куда попадают неофиты, вспомните хотя бы культовую «Голубую устрицу» из «Полицейской академии». Здесь братья пытаются играть блюз перед ковбойской публикой, предпочитающей «кантри и вестерн», как сказал хозяин бара. Я впервые увидел, как знаки неодобрения и одобрения выражаются в летящих на сцену бутылках.
Потом спустя много лет я узнал, что это была культовая заглавная песня из ковбойского сериала «Rawhide» («Сыромятная плеть»), шедшего на телеэкранах Америки с 1959 по 1966 годы. Казалось бы, что можно выжать из довольно унылой (в реальности) жизни погонщиков скота — но материала хватило на семь долгих лет, а сам сериал стал культовым (впрочем, тогда и слова такого не знали).
Главную песню «Rawhide» («Сыромятная Плеть») за кадром спел Фрэнки Лэйн. Это получилось очень близко и к ковбойской теме и передало необузданный дух американского Запада, что сделало песню мощным узнаваемым символом.
Этот культовый трек, написанный успешным кинокомпозитором и продюсером Дмитрием Темкиным на стихи Неда Вашингтона, передал суть перегона скота с его ритмичным битом, щелчками кнута и мощным вокалом Лэйна, вызывающим образы пыльных троп и катящихся повозок. Он символизирует трудолюбие и дух приключений американского ковбоя, находя отклик у зрителей разных поколений. Звучащие слова «Поспешай», «Погоняй», «Поддавай», «Хлещи» стали культурным языковым кодом в Америке, как у нас фразы из фильма «Брат».
В ней легко можно услышать близкие нам мотивы типа «С Одесского Кичмана», заметно структурное и ритмическое сходство. Это вполне объяснимо, учитывая происхождение автора Дмитрия Зиновьевича Темкина, который неоднократно подчеркивал, что американские прерии с ковбоями напоминают ему степи с казаками. Выходец из Кременчуга, который в 1921 году эмигрировал сначала в Париж, затем в США, сделал Голливуде завидную карьеру в качестве композитора.
Еще бы, выпускник Санкт-Петербургской консерватории (класс Глазунова), концертирующий пианист, приятель Джорджа Гершвина, подрабатывал тапером на киносеансах в Петрограде – импровизировал за роялем на просмотрах немых лент. И таким образом дебютировал в киномузыке. Один из отцов саундтрека как понятия, композитор, фактически его специально создавший – именно Тёмкин ввел в саундтрек песню, как лейтмотив. 17 номинаций на Оскар (4 получил).
Короче говоря, автор музыки к вестернам – многие фильмы этого жанра без его воистину музыкального сопровождения сильно бы проиграли (по иронии судьбы, вестерн, к которому Тёмкин не писал музыку, но явился продюсером – «Золото Маккены» – оказался довольно слабым и провалился в прокате США).
Главную роль хорошего парня-скотовода в сериале играл тогда мало кому известный Клинт Иствуд. Зрители млели, а вот самого Иствуда образ «ковбоя в белой шляпе» постепенно достал. Едва подвернулась возможность, он с радостью свалил — сниматься у неведомого американской публике итальянского режиссёра где-то в Европе. Но после съёмок у Серджио Леоне Иствуд вернулся в Голливуд суперзвездой, а «Плеть», как это часто и бывает, внезапно стал той самой классикой, которая обеспечила молодому таланту дорогу к славе.
Поступок, между прочим: в «Сыромятной плети» Иствуд только за одну серию получал 120 тысяч долларов, а тут согласился на 15 тысяч за весь фильм.
Исполнение песни Фрэнком Лэйном привнесло в «Rawhide» аутентичность и энергию, превратив песню в гимн решимости и стойкости. Глубокий, звучный голос певца сделал изображение в песне проблем и приключений Дикого Запада искренним и убедительным.
К моменту выхода сериала её насвистывало полстраны. Композицию «Сыромятной Плети» записывали симфонические оркестры, фолк и хэви-метал группы, калипсо и рокабилли-коллективы. Сам Лэйн в течение своей карьеры записал и другие версии «Rawhide».
«Riders In The Sky»
«The Chaps»
Leon Kennedy
Настоящий ковбой ребенка не обидит, а нальет ему пива
10. «A Cowboy’s Work Is Never Done» («Трудам Ковбоя Нет Конца») (Salvatore Phillip «Sonny» Bono).
На русский язык эта фраза может быть переведена самым разным образом – «Неугомонный Ковбой», «Не Завершен Ковбойский Труд», «Ковбою Всегда Есть Чем Заняться», «Ковбой Без Дела Не Сидит», «Работа Ковбоя Бесконечна». Всем родившимся в СССР она известна прежде всего по любимому показательному номеру советского популярного фигуриста Игоря Бобрина «Ленивый Ковбой» («Спящий Ковбой»). Именно с него началась моя большая любовь к телевизионным трансляциям фигурного катания. Любители фигурного катания во всем мире в 70-80-х отлично знали это имя и его самые известные номера – «Чарли Чаплин», «Гарсон», «Мушкетер» и др.
Ироническая песня «A Cowboy’s Work Is Never Done» -- последний хит дуэта Сонни и Шер, попавший в 10-ку лучших американского чарта вышел на их предпоследнем 4-м альбоме «All I Ever Need Is You» 1972 г. Мультипликационное видео к песне передаёт её сюжет — воспоминания о детских играх в ковбоя.
Песня исполнялась в авторском телевизионном шоу дуэта «The Sonny and Cher Comedy Hour». Юмористический посыл песни можно кратко передать бородатой шуткой «Вдруг завтра война – а я уставший!»
Для своего номера Игорь Бобрин взял кавер-версию Оркестра Рэя Конниффа с пластинки «Love Theme From The Godfather» 1972 г. На мой взгляд, лучшая оркестровка песни. В этом же исполнении использовалась режиссёром Роланом Быковым в фильме «Чучело» (в сцене «передачи платья» главной героини).
В СССР пользовалась популярностью кавер-версия «A Cowboy’s Work Is Never Done», выпущенная в 1979 году ВИА «Здравствуй, Песня» на одноимённом миньоне. На ярлыке пластинки название композиции было указано как «Песенка О Ковбое» авторства «Сони и Шер». На обложке и ярлыке альбома «Мы Любим „Диско“», выпущенного тем же ВИА в том же году, композиция значилась как «Ленивый Ковбой» с примечанием «автор неизвестен». По-видимому, это изменение связано с популярностью номера «Сонный Ковбой» выдающегося советского фигуриста Игоря Бобрина, с которым он выступил в Токио в 1978 году.
Becca Williams & Louis Barabbas
Юрий Бовинский
Patti Fay Mims & Roger Hicks
Когда поют ковбои -- клоуны молчат
11. «Пой, Ковбой, Пой» («Sing, Cowboy, Sing») (Dean Reed, Jiří Svoboda).
Олдскульный гэдээровский фильм с нашим все Дином Ридом. Почему я так отзываюсь о знаменитом американском певце, выбравшим социализм? Потому, что он стоит для меня в одном ряду с Высоцким. Оба были у нас в Иркутске и Сибири, пели перед простыми трудягами на БАМе и золотых приисках, легко давали концерты в самых неподходящих, полевых условиях.
Легко разговаривали и отвечали на концертах. Были простыми в общении и нравились, как мужикам, так и девушкам. Как и Высоцкий Дин Рид также посвятил пару песен нашим краям. Его принимали везде на высоком правительственном уровне, почти как Фиделя Кастро, который тоже был у нас. И тоже подарили медвежонка, но он не стал брать.
Дин Рид был для советского человека пропагандистским символом «правильной» Америки, как Анжела Дэвис, доктор Хайдер и Саманта Смит. Этого человека не надо было покупать – он сам искренне верил в идеалы социализма и любил СССР, хотя предпочел для комфортной жизни ГДР.
Там он и снимал свои фильмы. «Пой, ковбой, пой» 1981 г. стал полноценным авторским фильм для Дина Рида – он выступил в роли сценариста и режиссера, исполнителя песен и главного актера. Наверно, это единственный комедийный фильм-мюзикл студии ДЕФА про ковбоев.
Уже через год после премьеры приключения двух бродячих артистов, музыканта Джозефа и клоуна Бенджамина забавляли советских школьников незамысловатыми шутками и ужимками дуэта американца Дина Рида и чеха Вацлава Нецкаржа. Многие ходили на него несколько раз, я тоже его тогда видел, но совсем не запомнил.
Сейчас пересмотрел взрослыми глазами и понял – не надо портить детские воспоминания серьезным подходом старого перца. Всему свое время. Это легкая незатейливая пародия на вестерн, не требующая взыскательного критика. Пусть таким же добрым и веселым останется в нашей памяти. Кстати, сцены драк в салунах во всех фильмах похожи -- и здесь, и в «Человеке с бульвара Капуцинов».
В фильме прозвучали три песни авторства Дина Рида и Джири Свобода (Dean Reed, Jiří Svoboda): Дин Рид спел «Thunder And Lightning» («Гром И Молния») и «Suzane», а Вацлав Нецкарж (Václav Neckář) поёт заглавную — «Heigh Cowboy».
Семеро ковбоев пошли крестьян спасать... и вот их осталось трое
13. «The Magnificent Seven» (Elmer Bernstein).
Самый первый вестерн, увиденный советским зрителем в 60-х годах – «Великолепная семерка» режиссера Джона Стёрджеса. Мне его нахваливал мой отец наравне с другими фильмами его детства – «Тарзан», «Багдадский вор» и «Бродяга». Советская молодежь впервые взглянула на классический вестерн страны потенциального противника. Обалденного цвета джинса, пистолеты, шляпы, боевые ножи -- вот она, ковбойская романтика. Эти герои были как из другого мира -- смелые, прямые, умевшие постоять за себя и не дать в обиду слабого.
Этот замечательный вестерн прокатился по СССР по инициативе Никиты Хрущёва, который 13 июня 1962-го в беседе с американскими журналистами обратил на него внимание и даже похвалил его. Правда, он имел в виду «внутренний конфликт людей труда и людей паразитического образа жизни», но в результате советский народ получил редкую возможность посмотреть отличный боевик.
После снятия Хрущёва картину убрали с широкого проката в Советском Союзе -- но по финансовым соображениям её ещё долго втихую крутили в провинциальных кинозалах. Сейчас же этот фильм считается безусловной классикой жанра, по праву входя в пятёрку лучших вестернов всех времён.
Поразительно, но факт! Один из любимых фильмов советского и французского народов (67 миллионов зрителей в СССР, 7 млн. посещений во Франции) совершенно не покорил американскую публику.
Я его увидел уже в 80-х, и для меня он уже не был таким мощным на фоне леоновских вестернов. Запомнился мужиком, умело кидающим ножи и главной музыкальной темой. Потом когда я смотрел некоторые культовые западные фильмы 80-90-х («Назад в будущее», трилогию Индианы Джонса), то часто ловил себя на мысли, что уже слышал там что-то похожее на тему «Великолепной семерки».
Последний великий саундтрек к классическому вестерну — это музыка к «Великолепной семерке», написанная Элмером Берстайном, который получил номинацию на «Оскар» за нее. Тема из «Великолепной семёрки» обрела свою собственную жизнь.
«Время от времени — это случается нечасто — вы натыкаетесь на что-то действительно волнующее», — сказал однажды в интервью Бернстайн, скончавшийся в 2004 году. «Я помню, как был очень взволнован, когда нашел этот вступительный ритм. Это было похоже на прилив энергии».
В 1961 году джазовый гитарист Эл Кайола достиг 35-го места в Hot 100 со своей кавер-версией песни в сопровождении оркестра.
Английский композитор Джон Барри, наиболее известный как создатель темы из фильмов о Джеймсе Бонде, выпустил кавер-версию песни «Theme from The Magnificent Seven» с элементами сёрф-гитары вместе со своей группой «The John Barry Seven» в 1961 году.
В 1963 году сигареты Marlboro начали использовать эту тему в своей телевизионной рекламе. Дико популярная рекламная кампания «Marlboro Man» закончилась (по крайней мере, на телевидении), когда в 1971 году рекламу сигарет запретили в эфире.
Песня Артура Конли о любви к соулу 1967 года «Sweet Soul Music» (которая заняла 2-е место в Hot 100) начиналась с риффа духовых инструментов, заимствованного из заглавной песни.
Шутка для киноманов: как удачно бы тема из «Великолепной семерки» звучала, когда Джеймс Бонд накинул серапе и вскочил на лошадь в фильме 1979 года «Лунный гонщик».
Bruce Springsteen and «The E-Street Band» использовали эту песню во время своего выхода на нескольких концертах “Wrecking Ball Tour» 2012 года. Здесь это вступление к хиту Спрингстина 1978 года «Badlands».
Композитор Саймон Фрэнглен и Джеймс Хорнер создали совершенно новую музыку для ремейка «Великолепной семерки» 2016 года, но записали новую аранжировку темы Бернстайна для финальных титров. «Мы поместили Элмера в фильм», — сказал Фрэнглен CBC Music. «Мы поклонились мастеру».
Настоящий Джанго -- это чисто итальянский спагетти-вестерн без всяких BLM
14. «Django» (Luis Bacalov -- Franco Migliacci, Robert Mellin).
Помните, мы в детстве все время спорили, кто сильнее – тигр или лев, слон или кит, танк или самоходка. Классический спагетти-вестерн уверенно доказал, что пулемет однозначно круче десятка кольтов и сабель. А началось все с брутального вестерна Серджио Корбуччи «Джанго» 1966 г., где главный герой Джанго (Франко Неро) таскал за собой гроб на веревочке.
А в том гробу лежал пулемет неизвестной системы похожий на митральезу. С таким аргументом в кармане в гробу Джанго решал все споры на раз-два-…двадцать два (именно столько стволов я насчитал в его пулемете).
Мне повезло увидеть этот фильм в эпоху видеосалонов – именно поэтому он оставил у меня такое яркое и свежее впечатление. И поэтому я не очень огорчился, когда посмотрел тарантиновский «Джанго освобожденный» 2012 г., где роль главного героя исполнил негр Джейми Фокс, я повторю еще раз это нетолерантное слово НЕГР. И весь фильм был посвящен уничтожению нехороших рабовладельцев и кроме имени ничего больше не связывало его со старым Джанго. Для меня навсегда единственным «Джанго» останется тот старый вестерн с Франко Неро и пулеметом, каким бы примитивным, грубым и грязным не были в нем картинка и сюжет.
А в самом начале фильма звучала запоминающаяся тема-песня «Джанго» -- спетая на английском языке Рокки Робертсом (Rocky Roberts). Итальянская версия песни, выпущенная только в альбоме саундтреков и как сингл, была исполнена Роберто Фиа.
Мощная песня – в итальянской версии она звучит гораздо эпичнее и ярче, прям как у раннего Джанни Моранди!
Два смешных ковбоя -- это Троица!
15. «They Call Me Trinity» («My Name Is Trinity», «Lo Chiamavano Trinita'») (Franco Micalizzi -- Lally Stott).
А закончить свой хит-парад я хочу фильмом Энцо Барбони «Меня зовут Троица» 1970 г., хорошо известным нашему зрителю. Отличная комедия, открывшая зрителю блестящий актерский дуэт Теренса Хилла (Троица) и Бада Спенсера (Малыш, Бамбино), который проработал целых 16 лет и породил плеяду комедий. Здесь все было на своем месте -- шутки, драки, симпатичный герой.
Комедия обязана быть остроумной, а потому «Меня зовут Троица» может похвастаться этим – шутки и смешные диалоги сыплются здесь, как из рога изобилия. Но не только этим славен фильм, сколь и сценами массовых драк.
Казалось бы, какой вестерн не обходится без оружия, но здесь герои предпочитают работать кулаками, особенно лихо это обходится у Бамбино, которого не берет ни один удар, даже стол, раскрошенный на куски об его голову, зато смачная пощечина от этого увальня или размашистый удар по голове сразит какого угодно врага наповал.
Сцену драки в салуне потом была спародирована в нашем «Человек с бульвара Капуцинов» 1987 г. Учитывая, что «Меня зовут Троица» уже был пародией на классические вестерны и спагетти-вестерны, то суриковская лента стала пародией в квадрате.
Заглавная песня была написана Франко Микалицци и Лалли Стотт. Ее поет Дэвид Кинг, который в итальянских саундтреках фигурирует как «Annibale». Также песня вошла в официальный саундтрек фильма «Джанго освобождённый» (Django Unchained) Квентина Тарантино (Quentin Tarantino).
Меня зовут Троица.
Он парень, о котором говорит городишко
С неостывающим пистолетом.
Не пали вокруг, чтоб он на тебя время не тратил.
Он шутников гоняет.
Можно подумать, что он сонны и вялый,
Убивающий время.
Но не сомневайся, ты убедишься в обратном,
Когда он применит оружие.
Он выше на голову всех на Западе.
Всегда крут, он лучший.
И выживает с кольтом 45-го калибра.
Вот кто этот парень, который въезжает в город
В солнце прерий.
Ты пожалеешь, если будешь с ним шутить,
Как только достанет свой пистолет.
P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.