Найти тему
LiveLib

Самые яркие экранизации романов легендарного смельчака и романтика Эрнеста Хемингуэя

    Самые яркие экранизации романов легендарного смельчака и романтика Эрнеста Хемингуэя
Самые яркие экранизации романов легендарного смельчака и романтика Эрнеста Хемингуэя

Ровно 125 лет назад в окрестностях Чикаго на свет появился один из величайших и плодовитых авторов XX столетия — Эрнест Хемингуэй . Творчество этого писателя, путешественника и журналиста повлияло не только на ход развития мировой литературы, которое было отмечено Нобелевской премией, но и нашло отражение в мировом кинематографе.

Уильям Фолкнер или Фрэнсис Скотт Фицджеральд пользовались своей репутацией, написав произведения непосредственно для фильмов. Хемингуэй же никогда этого не делал. Но он был не прочь продать права на экранизацию одной из своих книг или рассказов. В соответствии с тем, как писатель изображал сверхмужественных героев, самые знаменитые актеры того времени выстраивались в очередь, чтобы олицетворять их: Хамфри Богарт, Грегори Пек, Тайрон Пауэр и Спенсер Трейси.

Являетесь ли вы поклонником творчества писателя или просто интересуетесь американской литературой и историей, здесь каждый найдет что-то для себя.

В заголовках указан рейтинг «Кинопоиска».

«Старик и море», 1958 год, 7.2 И открывает нашу подборку фильм американских режиссеров Джона Стёрджеса и Фреда Циннемана, который является экранизацией одной из самых популярных работ Эрнеста Хемингуэя. За эту повесть автор получил Пулитцеровскую и Нобелевскую премии. Перед съемками этого фильма исполнитель главной роли Спенсер Трэйси лично летал на Кубу, чтобы заручиться одобрением самого автора. При этом, посмотрев фильм, Хемингуэй остался недоволен. Он даже заявил, что Спенсер Трэйси похож не на бедного кубинского рыбака, а на обеспеченного пожилого актера (каковым тот в действительности и являлся). Как бы то ни было, за роль в фильме «Старик и море» Трейси был номинирован на премию «Оскар».

Поскольку «Старик и море» — это самая важная и узнаваемая работа писателя, режиссеры разных стран выпустили множество экранизаций. Вот некоторые из них...

«Старик и море», 1990 год, 7.2 Снял фильм британский режиссер Джад Тейлор, а актер, сыгравший старика Сантьяго, Энтони Куинн — почетный артист Голливуда, имеющий за плечами два «Оскара».

«Старик и море», 1999 год, мультфильм, 8.1 Прекрасный мультфильм российского режиссера Александра Петрова создан в технике рисования маслом по стеклу, что делает его таким живым и воздушным. Говорят, сам режиссер рисовал кадры с помощью пальцев, не используя кисти. А еще мультфильм стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX.

«Прощай, оружие!», 1957 год, 6.4 Еще одно знаменитое произведение Хемингуэя — «Прощай, оружие!» . Важным в этой истории является то, что начало основано на жизни самого писателя. Он был ранен во время Первой мировой войны, когда работал водителем скорой помощи, потом влюбился в медсестру Красного Креста. То, что произошло в реальной жизни, было не так романтично, как в книге. Отец медсестры не принял отношения и заставил дочь бросить его.

Роман нашел отклик в сердцах сразу нескольких американских режиссеров, но в итоге кресло досталось Чарльзу Видору. Интересно, что исполнитель главной роли Рок Хадсон для участия в съемках отказался от ведущих ролей в фильмах «Сайонара» (1957) и «Бен-Гур» (1959), а позже почему-то назвал этот шаг самой большой ошибкой в своей жизни. А вот другой актер — Витторио де Сика, сыгравший майора Алессандро Ринальди, был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.

Еще ранее, в 1932 году, режиссером Фрэнком Борзейги был снят одноименный фильм «Прощай оружие» (6.7), главную роль в котором сыграл великий Гэри Купер. Правда, самому Хемингуэю экранизация не понравилась — он счел ее чересчур романтичной. Но это не помешало автору и актеру крепко дружить, более того, последний позже еще снялся в одной экранизации автора — «По ком звонит колокол».

«По ком звонит колокол», 1943 год, 7.1 Собственно, вот и сам фильм. Это достаточно редкая адаптация Хемингуэя, очень близкая к роману, снятая Сэмом Вудом. Среди актеров первого плана, помимо Гэри Купера, играла также знаменитая Ингрид Бергман. Есть информация, что Хемингуэй не просто одобрил выбор актеров, а даже при написании романа держал в голове их образы как идеально подходящие. Длинная книга превращается в такой же длинный кинематографический рассказ. Подчеркивание романтики войны испортило обе киноверсии «Прощай, оружие». Но здесь история любви Роберта и Марии дает необходимый обнадеживающий проблеск для повстанцев. Из всех произведений Хемингуэя «По ком звонит колокол» лучше всего демонстрирует веру в необходимость сражаться на той стороне, в которую вы верите, даже если это кажется безнадежным делом.

«Снега Килиманджаро», 1952 год, 6.7 «Снега Килиманджаро» — еще один из знаменитых рассказов Хемингуэя. По сюжету, когда писатель по имени Гарри Стрит (актер Грегори Пек) умирает от гангрены во время охоты в Африке, он вспоминает все ошибки, которые совершил в своей жизни. В версии фильма, созданной режиссером Генри Кингом под чутким руководством продюсера Дэррила Ф. Занука, эти сожаления расширены, чтобы создать историю о потерянной любви Синтии Грин, которую играет сама Ава Гарднер. Пек играет писателя, «двойника» Хемингуэя (его успешный дебютный роман называется «Потерянное поколение», намекая на цитату Гертруды Стайн из «И восходит солнце»), которого в судьбоносном путешествии сопровождает жена Эллен (Сьюзен Хейуорд). Она помогает добиться очень не похожего на Хемингуэя голливудского финала. Недовольный этой редакцией, автор отказался смотреть фильм, назвав его «Снега Занука». В целом экранизация получилась достойной и была номинирована на «Оскар» за операторскую работу, которая запечатлела захватывающие дух пейзажи Кении, Египта и Французской Ривьеры.

25 статуэток «Оскар» за лучшую мужскую книгороль Угадайте, сколько раз премия «Оскар» за лучшую мужскую роль доставалась актеру, сыгравшему в фильме по книге? Пятьдесят. Отберем из этих актеров двадцать пять, в которых мы точно не сомневаемся и которые точно расширят ваш кругозор. Читать дальше

«И восходит солнце», 1957 год, 6.7 А далее у нас идет экранизация не самого известного романа автора от режиссера Генри Кинга. Путь фильма на киноэкраны был долгим. Сначала в 1934 году права на экранизацию романа приобрела актриса Энн Хардинг. Она намеревалась самолично сыграть леди Брет Эшли, а в роли Барнса видела Лесли Говарда. Далее в 1944 году права собиралась перекупить актриса Констанс Беннетт — она тоже прочила себя на главную роль. По каким-то причинам сделка не состоялась, и в марте 1949 года Энн Хардинг продала права режиссеру Ховарду Хоуксу. Хоукс и руководство кинокомпании 20th Century Fox, на которую он тогда работал, собирались пригласить на главные роли Монтгомери Клифта и Маргарет Шеридан, но в 1952 году режиссер ушел с киностудии, чтобы начать самостоятельную карьеру, и лишь в 1955 году согласился продать права на экранизацию своим бывшим коллегам. В итоге главные роли достались Тайрону Пауэру и уже упоминаемой нами Аве Гарднер. Сам Хемингуэй, как обычно, картину не оценил. Говорят, он выскочил из зала уже через 25 минут после начала просмотра. Критиковал фильм он ужасно, но единственное, что счел в фильме неплохим, — это игру Эррола Флинна, воплотившего персонажа Майкла Кэмпбелла.

«Убийцы», 1946 год, 7.3 «Убийцы» снят по одноименному рассказу Хемингуэя. Автор однажды объяснил свою прозу, сказав, что «Величие айсберга связано с тем, что только одна восьмая его часть находится над водой». Фильм заполняет эти невидимые семь восьмых и рассказывает о том, как двое мужчин входят в закусочную, готовые убить человека, известного как Швед (Берт Ланкастер). Частый главный герой Хемингуэя Ник Адамс бежит, чтобы предупредить его, но бывший боксер смирился со своей судьбой.

Фильм начинается точно так же, как рассказ, но затем в суровых черно-белых тонах в течение следующих 90 минут продолжается повествование о предыстории Шведа через расследование страховой компании, которое возглавляет Джим Риардон. Это одна из немногих экранизаций Хемингуэя, которой он действительно был доволен. И, возможно, это неспроста: когда фильм вышел на экраны, он завоевал такую популярность в Нью-Йорке, что кинотеатры не закрывались круглые сутки (таков был наплыв зрителей), а фильм очень быстро побил все прежние рекорды кассовости. Кстати, главную героиню также сыграла небезызвестная Ава Гарднер.

«Иметь и не иметь», 1944 год, 7.2 Был спор о том, что режиссер Говард Хоукс не сможет снять фильм по якобы «худшей» книге Хемингуэя «Иметь и не иметь» . Хоукс преуспел, отказавшись от всего сюжета, включая классовое неравенство, отраженное в названии книги, начав с нуля.

В обеих версиях главный герой Гарри — капитан рыбацкого судна, вынужденный заняться преступлением. Но на этом сходство заканчивается. Уильям Фолкнер написал сценарий, и большая часть диалогов была импровизирована. Как только вспыхнула тлеющая химия между актерами Хамфри Богартом и Лорен Бэколл, создатели фильма мудро сместили акцент «Иметь и не иметь» на быстро развивающийся роман между персонажами Гарри и Мэри. Мы говорим о настоящей голливудской химии, которая заставляет дрожать экраны. Фильм имел полный успех в прокате. Сначала студия Warner Bros. пыталась скрыть отношения между 44-летним Богартом и 19-летней Бэколл, ведь в 1940-х это не считалось правильными отношениями. Однако пара поженилась и прожила вместе двенадцать лет. Что по всему этому поводу думал сам Хемингуэй — неизвестно.

Экранизаций по произведениям великого американского смельчака и романтика снято немало: одни стали шедеврами, другие зрители и критики встретили прохладно. В любом случае говорить и писать о наследии Хемингуэя можно бесконечно.

Расскажите, какие экранизации вы смотрели и помогите ответить на самый главный вопрос: что же всё-таки лучше — книга или фильм?

Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Бомба замедленного действия» Левиафан Марина