Найти в Дзене
Индустриальный турист

Самарский модерн: самые красивые здания города начала 20 века

Оглавление

Поволжье славится своей архитектурой: помимо живописных набережных, города на Волге могут похвастаться великолепными особняками и доходными домами, зачастую не уступающим в своей красоте постройкам Москвы и Петербурга! Но особенный интерес в городах на Волге представляют здания в стиле модерн, ибо этот стиль давал архитекторам полный творческий "карт-бланш" и побуждал их к смелым экспериментам, к которым русские зодчие с большим удовольствием прибегали при строительстве новых памятников архитектуры!

И Самара в этом смысле не была исключением. Будучи одним из крупнейших по населению городов на Волге (крупнее были лишь Саратов, Казань и Нижний Новгород), на рубеже веков Самара остро нуждалась в новых жилых и общественных постройках - в городе царил "строительным бум"! А в ту эпоху в русской архитектуре главенствующие позиции занимал модерн - именно поэтому в Самаре вы по сей день можете обнаружить такое большое количество памятников этого стиля.

И сегодня я расскажу вам о семи самых красивых и интересных зданиях Самары в стиле модерн - разумеется, на мой скромный взгляд. Данный топ субъективен, однако тот факт, что все дома в моей подборке являются выдающимися памятниками архитектуры - бесспорен.

Более не смею тянуть - приступим к сути статьи. Здания я расположил в порядке возрастания моей к ним симпатии: от самого простого - к самому прекрасному!

7. Здание почтовой конторы / Главпочтамт

Дата постройки: 1910-е годы (перестройка в стиле модерн)
Адрес: Куйбышева (Дворянская), д. 82, Ленинградская (Панская), д. 24
Архитектор: неизвестно

Начну свой рассказ со здания, которое с первого взгляда сложно идентифицировать как модерн: слишком уж простая у него композиция, да ещё и балконы какие-то в угловой части странные - пристроили их что-ли? К тому же и сам угол здания странно акцентирован по сравнению с остальным фасадом. Может быть, этот дом был кардинально перестроен в советское время?

На деле же всё оказывается куда интереснее. Изначально, ещё в 19 веке, здание представляло собой памятник кирпичного стиля: простейшая композиция без изысканной архитектуры. Разве что башня телеграфа делала эту постройку хоть немного интересной и необычной!

Облик главпочтамта до реконструкции
Облик главпочтамта до реконструкции

Однако в 1910 году здание было реконструировано - остов старого дома сохранился, тогда как внутренняя планировка и фасады были изменены: появился ризалит, отметивший парадный вход в здание, а угловую часть выделили отдельно с помощью плитки и забавных боковых балконов, больше напоминающих современные балконы-"скворечники", которые периодически появляются на жилых домах по инициативе жильцов - и без всяких согласований. Однако здесь такие балконы - часть изначальной авторской задумки!

Облик главпочтамта после перестройки. Можно сказать, что с тех пор здание почти не изменилось
Облик главпочтамта после перестройки. Можно сказать, что с тех пор здание почти не изменилось

Стены почтовой конторы оставили кирпичными - только саму кладку оштукатурили, дабы она не так сильно бросалась в глаза. Зато некоторые фрагменты фасада выделили особенным образом: их облицевали плиткой-"кабанчиком", придав тем самым этому простому по своей композиции зданию модерновый облик. Помимо "кабанчика" на фасаде встречаются и цветные вставки, выполненные из глазурованной плитки - они делают фасад ярче и контрастнее!

-4

Однако самой примечательной частью здания является гигантский шар, украшающий верхнюю часть ризалита. Эта сфера всечена в фасад здания так, словно она только что влетела в его стену и крепко в ней застряла! Считается, что она символизирует земной шар, который человеку удалось покорить благодаря новым видам связи, главными из которых служит почта и телеграф.

-5

Дополняет всю эту картину помещённый под шаром горельеф, являющийся точной копией рельефа "Индустрия" авторства бельгийского скульптора Константина Менье - мастера жанровой скульптуры, любившего изображать в своих работах тружеников и представителей рабочего класса.

И казалось бы - горельеф по своей тематике напоминает советскую эпоху, но нет - это историческое изображение, относящееся к эпохе модерна. А всё потому что во времена модерна стало нормой изображать индустриальные пейзажи и связанные с ними мотивы, так как производством в те времена гордились - это был символ человеческого развития!

6. Цирк-театр "Олимп" (ныне - Самарская филармония)

Дата постройки: 1907 год (снесено в 1974, выстроено в новых формах в 1988 году)
Адрес: улица Фрунзе (Саратовская), д. 141
Архитектор: Платон Шаманский

Здание Самарской филармонии, бывшее в прошлом цирком-театром "Олимп", тоже нельзя назвать обычным. Я долго думал - стоит ли вообще включать это здание в этот рейтинг? Ведь в данном случае перед нами не совсем модерн: историческое здание цирка-театра было снесено в советское время, а затем воссоздано в изменённых формах.

Таким образом, Самарская филармония необычный для России пример "неомодерна" - переосмысление старого здания через призму позднесоветской архитектуры. Но, так как итоговая постройка сохранило в себе большую часть деталей исторического сооружения, я всё же решил рассказать вам о нём - тем более, что в наше время здание филармонии считается одним из главных символов Самары!

-6

Цирк-театр был построен в 1907 году архитектором Платоном Шаманским. На момент строительства здание стало крупнейшей концертной площадкой Самары: вместимость зала Олимпа составляла 1100 человек! На сцене театра выступали и театральные артисты, и деятели из других сфер: выдающиеся поэты, певцы и музыканты.

Помимо всего прочего, здание также обладало прекрасной архитектурой: богатый декор, представленный в виде лепных украшений, маскаронов, и целых скульптурных групп, дополняли оригинальные оконные проёмы разных форм, но одного настроения, выраженного в текучести и пластичности форм. Истинный модерн!

-7

Увы, в советское время цирк-театр Олимп был безвозвратно утерян. В 1974 году было принято решение реконструировать здание, но в итоге его и вовсе снесли.

Впрочем, всё не так ужасно, как могло бы быть: на месте цирка-театра было выстроено новое здание - пускай не точная копия, но очень похожее на своего предшественника. Главные изменения коснулись композиции: боковые части дома выросли, сравнявшись с центральной частью здания.

-8

Что же до декора, то его как раз-таки постарались максимально сохранить: на фасаде здания остались те самые оригинальные трёхчастные циркулярные окна, которые играли роль ключевого акцента в старом здании. Правда в новой постройке их дополнили вертикальные простенки-пилястры, придавшие зданию филармонии ориентированность по вертикали.

-9

Никуда не делась и скульптура, обрамлявшая главный вход в здание - её воссоздали в точности! Да и в целом угловую часть, игравшую роль доминанты в облике старого здания, воссоздали в новом здании филармонии с точностью до деталей, за счёт чего и складывается впечатление, что перед нами всё же старое здание, просто перестроенное.

-10

5. Особняк общественного собрания

Дата постройки: 1911-1914
Адрес: улица Куйбышева (Дворянская), д. 167, улица Шостаковича (Столыпинская), д. 1
Архитектор: Дмитрий Вернер

За немного непривычным для нас названием "Особняк общественного собрания" фактически скрывается здание, игравшее роль клуба или дома культуры: оно предназначалось для собраний служащих казенных и общественных учреждений в нерабочее время. То есть, в этом доме люди могли проводить вместе свой досуг.

Автором проекта особняка народного собрания стал архитектор Дмитрий Вернер - мастер самарского модерна, подаривший этому зданию облик, сохранившийся до наших дней!

-11

Красота особняка народного собрания заключается в деталях - общая композиция дома достаточно проста и незамысловата: скруглённый угол оформляет главный вход в здание, а боковые части выполнены в более простых и традиционных формах. Но особый интерес представляет декор фасада, а в особенности - его облицовка: нижняя часть - руст, середина - штукатурка красного цвета, верхняя - жёлтовато-зелёная плитка болотных оттенков.

-12

Хотя общее настроение у композиции особняка и у его малых архитектурных форм всё же имеется - это мотив плавных, гнущихся линий. Скруглённому главному входу и цилиндрическому куполу на крыше вторят округлые сандрики, оконные переплёты и и ажурные кованные ограждения. Таким образом, особняк народного собрания пронизан "природными" изгибами. за которые мы с вами и любим стиль модерн!

-13

Ну и не могу пройти мимо так понравившейся мне декоративной детали, играющей роль замкового камня на сандрике оконного проёма второго этажа. Здесь перед нами предстаёт непонятное существо с откровенно мистическим обликом - мне оно напоминает знаменитого петербургского мефистофеля авторства архитектора Лишневского: такой же пугающий и немного хитрый, а главное - ну очень красивый элемент декора!

-14

4. Особняк Сурошникова

Дата постройки: 1910-1914 годы
Адрес: Пионерская улица (Воскресенская), д. 22, улица Алексея Толстого (Казанская), д. 41
Архитектор: Фёдор Шехтель (проект), Александр Щербачёв (реализация)

Присутствует в самарском модерне и небольшой московский след, представленный в виде постройки, спроектированной главным архитектором московского модерна - Фёдором Шехтелем! Однако надзор над строительством вёл другой архитектор - Александр Щербачёв. А это значит, что он мог также вносить правки в проект прямо в процессе строительства.

Но обо всём по порядку. В 1909 году купец Василий Сурошников покупает участок с небольшой двухэтажной усадьбой на углу Воскресенской и Казанской улиц. Разумеется, он сразу же решает перестроить существующее здание, увеличив его объёмы и сделав фасад более интересным. Проект он решает заказать не у абы кого, а у одного из самых востребованных и талантливых архитекторов своего времени - Фёдора Шехтеля!

-15

Фёдор Осипович работал преимущественно в Москве, однако и в других городах России встречаются его работы, а в особенности - в Поволжье, откуда был родом сам Шехтель! Так что за работу на самарского купца он взялся с удовольствием, тем более, что от Сурошникова ему поступило сразу два заказа: особняк в центре города, выполненный в камне, а также небольшая загородная дача в окрестностях Самары, на берегу Волги (не сохранилась).

Правда вот самим строительством занимался местный талант - архитектор Щербачёв, построивший в Самаре несколько десятков зданий, и лишь пару из них - в стиле модерн. Так что очевидно, что основа проекта особняка Сурошникова всё же была заложена Шехтелем, тогда как Щербачёв вносил в проект лишь мелкие правки.

-16

Тем более, что в особняке Сурошникова присутствуют отдельные элементы архитектурного почерка Шехтеля, отсылающие нас к другим постройкам мастера. Так, общие формы особняка (сочетание разноразмерных параллелепипедов, из которых как бы составлено здание) вкупе с облицовкой цветной плиткой-"кабанчиком" отсылают нас сразу к нескольким работам Шехтеля: к особняку Рябушинского на Малой Никитской и к особняку Дерожинской в Кропоткинском переулке.

То же можно сказать и про отдельные элементы особняка. Самым выразительным из них служит балкон, который напоминает увеличенный во много раз крепостной машикуль - только более плавный и тягучий! И тут мне сразу же вспоминается Ярославский вокзал, фасад которого изобилует похожими плавными изгибами.

-17

Но в целом особняк Сурошникова - это полностью самодостаточная постройка, пускай и имеющая некоторые черты, схожие с московским модерном, но всё же обладающая уникальным и неповторимым обликом. Видно, что Шехтель вложил много сил в эту постройку - и итог получился прекрасным!

-18

3. Особняк Новокрещеновой

Дата постройки: 1909 год
Адрес: улица Фрунзе (Саратовская), д. 144
Архитектор: Михаил Квятковский

Тройку призеров моего субъективного топа открывает особняк Новокрещеновой, примечательный своим удивительным декором и интересной (я бы даже сказал - неповторимой) игрой оконных проёмов!

Все мы знаем, что главной отличительной чертой стиля модерн служит единение с природой, выраженное как в обилии растительных мотивов в декоре, так и общей пластикой элементов фасада - плавные изгибы домов в стиле модерн как бы вторят природному началу, ведь в природе не бывает острых углов и чётко выверенных столбов (аналогов колонн): природа всегда пластична. И особняк Новокрещеновой в этом плане служит настоящим образцом стиля модерн!

-19

Особняк Новокрещёновой можно разделить на две части, каждая из которых обладает своим смысловым акцентом. Левая часть фасада выделяется небольшим балкончиком с пластичной оградой, напоминающей по своей форме подтекший воск со свечи! И от этой ограды в сторону щипца уходят два пилона, соединяющие балконное пространство с карнизом здания, а также дробящее гигантский оконный проём второго этажа на три части, создавая тем самым диоклетиановое (или термальное) окно.

Примечательно и оформление щипца, роль карниза которого играет лепной растительный декор, изображающий кувшинки - довольно необычный цветок для стиля модерн!

-20

Кувшинки оплетают и левую часть фасада, акцентированную одноэтажным эркером с очень необычным оконным проёмом, форму которого даже сложно описать - проще показать её на фотографии! Аналогично и с расстекловкой - здесь она выполнена в очень оригинальных формах.

-21

Не менее оригинально выглядит и окно в боковой части эркера. Интересно, что с противоположенной стороны улицы его почти не видно, и рассмотреть данное окошко можно лишь с тротуара перед особняком. Однако архитектор Квятковский уделил этой детали очень много внимания. И вот благодаря таким, казалось бы, незначительным деталям особняк Новокрещёновой и является выдающимся памятником архитектуры!

-22

2. Здание крестьянского банка (ныне - корпус СамГТУ)

Дата постройки: 1910-1911
Адрес: улица Куйбышева (Дворянская), д. 153
Архитектор: Александр фон Гоген

Второе место я отдал одному из самых красивых и, одновременно с этим, одному из самых необычных зданий Самары в стиле модерн - Крестьянскому земельному банку, построенному в 1911 году по проекту выдающегося архитектора-петербуржца Александра фон Гогена.

Собственно, "петербургский" след виден в этом здании невооружённым взглядом: здание крестьянского банка выстроено в стилистике северного модерна - регионального подвида стиля модерн, характерного для архитектуры Финляндии и архитектуры Санкт-Петербурга (и совершенно нехарактерного для Поволжья).

-23

Основной мотив здания крестьянского банка - полная асимметрия его фасада. В первую очередь, она выражена в оригинальной игре форм эркеров: в левой части фасада эркер маленький (на один этаж) и прямоугольный, но с круглым окном, тогда как в правой части дома всё наоборот - скруглённый эркер с прямоугольными окнами!

-24

Фон Гоген уделил много внимания формам окон: у здания крестьянского банка можно насчитать порядка десятка их видов - все они выполнены в разных формах и с разной расстекловкой! Есть и совсем необычные для самары окна - они выполнены в виде узеньких бойниц: на втором этаже эти окна разделены между собой полуколоннами, а на щипце - фасадной стеной.

-25

Благодаря всему этому здание крестьянского банка обладает неповторимым обликом, которым Самара может однозначно гордиться! Более того, этим зданием очень приятно и интересно любоваться: можно на протяжении долгого времени изучать каждую его деталь - благо помимо разнообразия окон фасад здания также украшен небольшими декоративными вставками.

-26

Но всё же некоторые черты отчётливо выдают в этой постройке её "петербургский след": взять хотя бы тот же эркер в левой части фасада - эта деталь наиболее нарочито нарушает асимметрию фасада. И при этом её формы (квадрат с круглым окном посредине) почти полностью повторяют аналогичные эркеры памятников архитектуры северного модерна в Петербурге - например, эркер доходного дома Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны.

-27

Аналогичная история и с выразительной башней здания крестьянского банка - она отсылает нас, в первую очередь, к финской архитектуре, а именно к зданию телефонной компании в Хельсинки и к дому Лаллукки в Выборге - у обоих этих зданий форма башни буквально идентична! Похожие по форме башни (с такими же толстыми простенками-башенками, разбивающими окна на "бойницы") встречаются и в Санкт-Петербурге: вспомним доходный дом Захарова в Семенцах или доходный дом Мельцера на Большой Конюшенной.

Однако насколько необычно такая башня смотрится за тысячи километров и от Петербурга, и от Финляндии - на берегах Волги!

-28

Впрочем, фон Гоген добавил в свою чисто северную постройку и немножечко местного колорита - чтобы мы не забывали, что это здание всё же находится на Волге. Я имею в виду барельеф, изображающий герб Самары - козу. Ну должно же что-то быть в этом здании из местных черт!

-29

1. Особняк Курлиной (ныне - музей модерна)

Дата постройки: 1903 год
Адрес: улица Фрунзе (Саратовская), д. 159
Архитектор: Александр Зеленко

Первое место в рейтинге я решил отдать зданию, которое являет собой квинтэссенцию модерна: мало того, что оно было построено настоящим мастером модерна Александром Зеленко, и мало того, что фасады здания идеально гармоничны и лаконичны. Ко всему этому нужно принимать и тот факт, что с 2012 года в этом здании размещается первый и единственный в России музей модерна! И благодаря этому факту в особняке Курлиной мы можем буквально окунуться в мир модерна - сначала с помощью фасадов, а затем и с помощью интерьеров, полностью обставленных на манер особняка в стиле модерн начала 20 века!

-30

Особняк Курлиной построил архитектор Александр Зеленко - человек с огромным талантом и богатейшим воображением! Александр Устинович подарил Самаре пять выдающихся памятников архитектуры (четыре из них - в стиле модерн), после чего он переехал в Москву, где построил ещё два шедевра: особняк Лоськова и детский сад Сетлемент.

Я бы назвал архитектуру Зеленко сказочной: Александр Устинович любил превращать свои постройки в некое подобие волшебных замков и крепостей! Впрочем, такое пристрастие к "сказочному" появилось у Зеленко уже в Москве, тогда как в Самаре он строил более простые и лаконичные здания. И особняк Курлиной можно отнести к их числу.

-31

Композиция фасада и его декор близки к идеалу: они в меру скромны, и в меру красивы - словно Зеленко нашёл ту самую грань, при которой здание выглядит особенно лаконично, но при этом совершенно не скучно!

Из декоративных узоров особняка Курлиной - небольшая растительная вставка над угловым окном первого этажа, монохромная тёмно-зелёная плитка под карнизом и, собственно, ажурная ограда самого карниза, превращённая в данном случае в полноценное произведение искусства!

-32

Также не могу пройти мимо парадного входа в особняк - привычная для всех знатоков стиля модерн буква "Омега" (или замочная скважина) так и манит к себе гостей! Ну ведь действительно - в такую дверь хочется зайти!

-33

И особняк Курлиной в наши дни представляет нам такую возможность! Разве что билеты в музей придётся купить, и войти с другой стороны - парадный вход в наши дни закрыт.

А внутри вы сразу поймёте, что Зеленко уделил интерьерам особняка не меньше внимания, чем его экстерьерам! Взять хотя бы великолепную по своей красоте люстру в гостиной особняка, представленную в виде огромного переплетающегося соцветия с уже знакомыми нам кувшинками!

-34

Также мы можем полюбоваться витражом, который в прошлые времена закрывал вид в будуар из внешнего мира: получается, что и дамская комната была хорошо освещена, и владелицу особняка никто лишний раз не тревожил своими взглядами. А какой красоты сам витраж!

-35

Также в музее модерна можно полюбоваться ещё и мебелью в стиле модерн, сохранившейся со времён, когда особняк ещё принадлежал Курлиным. И не думайте, что всё это имеет мало отношения к архитектуре: отнюдь, все эти хорошо сохранившиеся элементы составляет в нашем мозгу полную картину особняка Курлиной: от узоров на стенах до рабочего места хозяина дома!

-36

В общем, особняк Курлиной - несомненный топ-1 среди всех зданий в Самаре! И, на мой взгляд, только ради одного этого дома имеет смысл посетить Самару: где ещё вы найдете столь лаконичный и красивый особняк, внутри которого сохранилось почти всё его убранство? Прекрасная работа архитектора Зеленко, и очень важная и кропотливая работа людей, создавших музей модерна и поддерживающих его в хорошем состоянии!

-37

Заключение

На этом мой рассказ подходит к концу. И знатоки архитектуры, хорошо знакомые с самарским наследием, могут задаться вопросом - а почему я не рассказал про знаменитую дачу Головкина, прозванную в народе "домом со слонами"?

Причина проста: в момент моего пребывания в Самаре это здание было на ремонте, и полюбоваться им не было никакой возможности. А жаль, ведь это здание могло потеснить многих в моём рейтинге. Но увы - будем ждать завершение его реконструкции, которая, несомненно, очень нужда даче Головкина - ещё пару лет назад здание находилось едва ли не в руинированном состоянии, а проход на его территорию был закрыт. Может быть, в скором времени ситуация изменится в лучшую сторону!

Спасибо, что прочитали мою статью. Надеюсь, я смог рассказать и показать вам что-то новое.

P.S. У меня в планах есть ещё пару статей о Самаре, над которыми я буду работать далее. Ну а пока что могу предложить вашему вниманию мои предыдущие публикации об этом городе: