Приветствую всех читателей моего канала! Спешу сообщить, что этой статьей я открываю на своём канале цикл публикаций, посвящённых двум городам на Волге, которые мне довелось посетить этим летом: Самаре и Саратову.
Так что в ближайшие несколько месяцев добрая половина моих статей будет посвящена Поволжью: надеюсь, это не смутит моих читателей - всё-таки мой канал всегда был не только о Петербурге, но и о других городах России.
Ну а конкретно сегодня я хочу предложить вашему вниманию маршрут одного дня по Самаре, в который я постарался уместить все самые интересные места в городе. Длина этого маршрута составит приблизительно 5,5 километров.
Вообще, на мой взгляд, в Самару нужно ехать хотя бы дня на три - это оптимальный срок, за который вы успеете посмотреть основные достопримечательности города. Однако сегодня я покажу вам слегка сжатый маршрут, в который войдёт всё самое интересное, что есть в Самаре из того, что, вы можете успеть увидеть за один день. Ну а в конце статьи я оставлю для вас небольшую подборку достопримечательностей из других районов города, с помощью которой вы сможете дополнить свою поездку и уже самостоятельно распланировать остальные дни в Самаре (если всё же решитесь ехать туда надолго).
Ну и замечу, что сегодняшняя статья будет посвящена исключительно достопримечательностям города Самара (с небольшими историческими справками), тогда как свою собственную оценку городу (со всеми его плюсами и минусами) я постараюсь дать отдельно - в своих следующих публикациях.
Прогулка по Самаре: знакомство с городом
Свой путь я решил начать от речного вокзала: как мне кажется, многие туристы прибывают в Самару по воде, а потому и данная точка будет логичной и удобной (тем более что и вокзал находится почти в самом центре города). Тем более, что во время поездки я проживал неподалёку от речного вокзала, и все свои маршруты строил отсюда же.
Первой достопримечательностью на моём пути станет памятник "Бурлаки на Волге", расположенный прямо на набережной (совсем неподалёку от вокзала). Он представляет собой раму, внутри которой изображены герои одноименной картины Ильи Репина, тянущие на себе корабль. Однако фон с картины на памятник перенесён не был: вместо него эту роль выполняет сама река Волга, виднеющаяся позади памятника, и дополняющая "холст" своими волнами.
Такой интересный и, своего рода, интерактивный памятник был установлен в 2014 году - к 170-летию со дня рождения художника. И надо отметить, что данная картина была выбрана не случайно: дело в том, что пейзаж, изображённый на картине Ильи Репина (ровно как и весь сюжет картины) был списан с села Ширяево, расположенного неподалёку от Самары, в районе Жигулёвских гор. Да и сами бурлаки, изображённые на картине, имели под собой реальные прототипы, с которыми Репин познакомился здесь же - на Самарской земле.
От памятника вглубь города отходит дорога - Ленинградская улица. Эта улица является пешеходной (правда не на всём своём протяжении, а лишь от улицы Куйбышева), за что в народе она получила прозвище "Самарский Арбат".
Скажу вам честно: не советую гулять по Ленинградской улице, если вы не хотите раньше времени разочароваться в Самаре. Я вот допустил такую ошибку, и в первый же день помчался изучать Ленинградскую. И она расстроила меня своей неухоженностью и негостеприимностью: эта улица словно застряла в нулевых, и все современные тренды по благоустройству её не коснулись - оттого тут мало деревьев, мало скамеек и мало инфраструктуры. А потому я принципиально не хочу включать пешеходную часть улицы в свой маршрут: если захотите, сможете прогуляться по Ленинградской в другой день, а знакомиться с новым городом лучше с более приятных и красивых мест.
Однако мы с вами всё же пройдём пару сотен метров по Ленинградской (до революции - Панская) - до улицы Куйбышева, которая, на мой взгляд, напротив - является самой красивой в Самаре.
Из интересного на Ленинградской улице - это дом архитектора Павла Головкина (Ленинградская, 22), построенный им для самого себя в 1910 году. Это здание в стиле модерн станет первым памятником архитектуры на нашем маршруте - и пускай оно не такое уж и выдающееся, но как подготовка к более интересным зданиям оно подойдёт в самый раз!
По соседству с домом Головкина находится куда более известное здание - главпочтамт (Ленинградская, д. 24). Оно тоже является памятником стиля модерн - изначально это здание было выстроено в кирпичном стиле, но в начале 20 века его решили приспособить под современные веяния в архитектуре и перестроили на новый лад.
Самой интересной деталью этого здания служит гигантский глобус, размещённый в верхней части фасада: он символизирует доступность связи для людей по всему Земному шару, в те времена достигнутая почтой и телеграфом.
Здание главпочтамта находится на углу Ленинградской улицы и улицы Куйбышева. Нас интересует последняя, а потому мы сворачиваем с Ленинградской, так и не достигнув её пешеходного участка, и продолжаем наш путь по одной из самых живописных улиц Самары, на которой нас будет ждать много интересного!
Улица Куйбышева (до революции - Дворянская) во все времена была главной магистралью исторического центра Самары - и если сейчас на ней, в основном, располагаются музеи, рестораны и прочие объекты туристической инфраструктуры, то до революции эта улица была ещё и главной с деловой точки зрения: на ней располагались здания практически всех банков города, а также находилась одна из самых фешенебельных гостиниц Самары.
Мы с вами держим путь по нечётной стороне улицы, так что наш взор обращён на чётную сторону, на которой стена к стене находится сразу два здания дореволюционных банков. Первое из них - здание Русского банка внешней торговли (Куйбышева, 90), построенное в 1914 году петербургским архитектором Петром Балинским.
Я бы хотел уделить особое внимание Петру Ивановичу. Дело в том, что помимо целого ряда важных социальных объектов в Петербурге (Балинский занимался строительством больничных учреждений), Петр Иванович был автором первого в истории России проекта метрополитена!
В 1893 году он разработал проекты наземного метро (по аналогии с метрополитеном Нью-Йорка) для Петербурга и Москвы. И он даже смог найти инвесторов для этого проекта, однако первое метро так и не было создано: власти были против столь дерзкого проекта. И слава богу! Представьте, как выглядел бы исторический центр Петербурга, опутанный наземными путями метро!
Но мы немного отвлеклись. Помимо социальных проектов, Балинский также плотно сотрудничал с Русским для внешней торговли банком: в 1890 году он построил для банка здание на уже Большой Морской улице в Петербурге (самой фешенебельной улице Северной столицы тех лет - эта улица имеет много общего с улицей Куйбышева), а в 1914 году он возвёл здание филиала банка в Самаре!
Второе же здание принадлежало Волжско-Камскому коммерческому банку (Куйбышева, 92) - одному из крупнейших банков дореволюционной России, организованному во всё том же Петербурге, но имевшем целую сеть филиалов во всех крупных городах нашей страны. Самые известные филиалы этого банка находились в Москве (Ильинка, д. 8), Нижнем Новгороде (Рождественская улица, д. 27) и в Самаре.
По фасаду здания сразу можно понять, что перед нами очень богатый и успешный банк: здание выстроено в стилистике неоклассицизма, с большим количеством позолоченного декора и с использованием мрамора в облицовке - в общем, дорого и богато!
В наши дни в здании банка располагается Самарский областной художественный музей - он переехал в здание на улице Куйбышева в 1989 году. Среди его экспонатов работы Маковского, Ярошенко, Айвазовского, Бурлюка, Поленова и многих других выдающихся русских художников!
Скажу честно - сам я этот музей не посещал, но если у вас будет время и желание, то можете в него зайти: и коллекцию музея посмотреть, и интерьерами полюбоваться.
Ну а мы переходим дорогу, дабы насладиться красотами нечётной стороны улицы Куйбышева. Здесь нас ожидает ещё два памятника архитектуры. Расскажу о них по порядку.
Гостиница "Бристоль-Жигули" (Куйбышева, 111) была построена архитектором Михаилом Квятковским в 1908 году, однако гостиница на этом месте находилась с 1897 года - она именовалась "Гранд-Отель". Таким образом, данную гостиницу можно назвать не только одной из самых роскошных в дореволюционной Самаре, но и вообще одной из первых гостиниц города!
А вот что касается её архитектуры, то я бы не стал уделять ей особого внимания. Часто "Бристоль-Жигули" добавляют в топы самых красивых зданий Самары в стиле модерн (к слову, я такой же свой топ тоже составлю, но несколько позднее - в будущих публикациях), и я с таким подходом полностью не согласен.
Дело в том, что весь модерн гостиницы Бристоль-Жигули заключается в её декоре: архитектор Квятковский богато украсил её фасады растительными мотивами, а также добавил на фасад маскароны. Но это не сделало здание интересным композиционно: подобный модерн некоторые исследователи именуют "декоративным" или "фасадным". То есть, архитектор берёт простое здание со скучной компоновкой фасадов и добавляет на них лепное украшение. По итогу такое здание выглядит скучным и однообразным.
Но достаточно критики - давайте лучше перейдём к следующему зданию, по отношению к которому у меня будет лишь похвала. Я говорю о лютеранской церкви Святого Георга (Куйбышева, 117), построенной в 1865 году в стилистике русской неоготики.
Церковь Святого Георга стала первым храмом для неправославных христиан в Самаре. Основную часть средств для строительства здания выделил купец и главный городской думы Егор Аннаев, отец которого был немцем. Сам Егор Никитич был католиком, и храм этот он задумывал как римско-католический костёл, однако после восстания в Царстве Польском в 1863 году, католицизм в Российской империи впал в немилость, и церковь в итоге сделали лютеранской.
Надо отметить, что архитектура храма получилось очень удачной: можно сказать, что церковь Святого Георга - это небольшой "немецкий уголок" в Самаре.
Ну а мы продолжаем наш путь по улице Куйбышева. И следующим интересным зданием на нашем пути станет Особняк Те Клодта (Куйбышева, 139), известный в наше время в качестве Детской картинной галереи.
В народе этот сказочный особнячок прозвали "пряничным домиком" за свой оригинальный и самобытный облик. Очевидно, что при проектировании этого здания архитектор Щербачев вдохновлялся немецкой архитектурой - особенно сильно это сказалось на облике башни, которая и вовсе уж выдержана в духе неоготики!
Следующий объект нашего с вами интереса - дом промышленности, построенный в 1936 году по проекту архитекторов Сухова и Клочкова. Это здание можно назвать одним из самых выдающихся памятников конструктивизма в Самаре!
К сожалению, этот прекрасный памятник архитектуры давно заброшен: в начале 2010-х годов здание покинули последние арендаторы, и с тех пор оно так и стоит без дела и постепенно ветшает. В 2018 году (в связи с чемпионатом мира по футболу) здание отреставрировали снаружи, но внутри оно осталось нетронутым. Остаётся надеяться, что этот памятник архитектуры смогут сохранить - ведь он действительно ценен как для города, так и для всей России!
Полюбовавшись конструктивизмом, мы с вами выходим на участок улицы Куйбышева, который я бы назвал "петербургским уголком", так как на нём находится сразу два здания, которые словно выдернули из Северной столицы и перенесли в Самару. Видимо поэтому данное место стало для меня одним из любимых в городе!
Первое здание - особняк Александра Наумова (Куйбышева, 151), построенный в 1905 году архитектором Щербачевым (автор особняка Те-Клодта, а также ряда других зданий в Самаре - эту фамилию мы сегодня ещё повстречаем не раз) в классическом стиле с примесью неоренессанса.
На выбор стиля, вероятнее всего, повлияли взгляды владельца здания: Александр Наумов был самарским губернским предводителем дворянства, был видным политическим деятелем и выдающимся чиновником - постоянный карьерный рост привел его к должности Министра земледелия Российской Империи, которую он занимал с 1915 по 1916 годы.
Забавный факт: среднее образование Наумов получил в Симбирской классической гимназии, и, по иронии судьбы, все годы учёбы Александр Николаевич просидел за одной партой с Владимиром Ульяновым - будущим основателем Советского Союза. И, несмотря на своё отрицательное отношение к большевикам (после Октябрьской революции Наумов был вынужден эмигрировать во Францию), к Ленину он относился уважительно, и в своих мемуарах отмечал его острый ум и высокую работоспособность ещё в школьные времена!
Ну а касательно архитектуры здания - оно действительно очень "петербургское": правда в Северной столице подобные здания строили чуть раньше, в конце 19 века (именно тогда был пик моды на неоренессанс). Видимо, до Самары эти тренды дошли с небольшим опозданием.
Ну а по соседству с особняком Наумова находится ещё одно чисто петербургское здание, вызывающее у меня особую симпатию - уж очень оно похоже на архитектуру моего родного города!
Это и не удивительно, ведь здание Крестьянского банка (Куйбышева, 153) было спроектировано петербургским архитектором Александром фон Гогеном: одним из самых выдающихся мастеров петербургского модерна, подарившего Северной столице такие шедевры как особняк Кшесинской, музей Суворова Соборную мечеть, особняк Варгуниных (ныне дворец бракосочетания на Фурштатской). И это далеко не весь послужной список фон Гогена - он был очень плодотворным и одновременно с этим очень занятым зодчим, так что удивительно, что у него дошли руки до строительства зданий в Самаре!
Здание крестьянского банка является настоящим шедевром северного модерна - стиля, характерного исключительно для Санкт-Петербурга и Финляндии. Удивительно, что фон Гоген решил подарить городу на Волге дом в столь нехарактерном для этого региона стиле. Возможно поэтому самарцы не были довольны строительством крестьянского банка - в своё время даже Столыпин называл его "вьючным верблюдом", сравнив с "чистокровной арабской лошадью" - соседним особняком Наумова. Оценка эта, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики.
И со временем к самарцам пришло осознание, что данное творение фон Гогена является одним из красивейших зданий в Самаре. Тем приятнее видеть на его щипце герб Самары - фон Гоген всё же решил отобразить в его облике местные черты, что явно пошло на пользу зданию.
Ну а мы продолжаем наш путь. Слева от нас пролегает прекрасный Струковский сад - одна из лучших зелёных зон Самары, в которой вы можете отдохнуть и подышать свежим воздухом, после чего продолжить наш с вами маршрут.
После "Петербургского уголка" нас ожидает самое сердце Самары - площадь Чапаева, на которой находятся сразу две знаковые достопримечательности. Поговорим о них по порядку.
Для начала рассмотрим памятник Чапаеву, который, собственно, и подарил название площади - его установили здесь в 1932 году. Его авторами стали скульптор Матвей Манизер (наиболее известная его работа - скульптурное оформление станции метро Площадь Революции в Москве) и архитектор Иосиф Лангбард (автор театра оперы и балета, дома офицеров и дома правительства в Минске, а также дома советов в Могилёве).
Этот памятник интересен своей динамичной композицией: вся скульптурная группа словно находится в постоянном движении - так и кажется, что сейчас она сорвётся с постамента и понесётся вперед, в бой!
Вопрос на засыпку для моих читателей из Петербурга - знаете ли вы, где в нашем городе находится точная копия этого памятника, привезённая в Ленинград много лет назад по личному указанию Кирова, и сохранившаяся до наших дней? Жду ответов в комментариях).
Ну а пока перейдём ко второй достопримечательности - к Самарскому академическому театру драмы имени Горького, являющемуся одним из главных символов города и, можно сказать, его визитной карточкой!
Здание театра было построено в 1888 году в популярном на тот момент русском стиле: на фасаде присутствуют привычные для этого стиля черты вроде бегунков или декоративных вставок в кессонах (отсылка на архитектуру Ярославля). Ну и характерные башенки, напоминающие по своей форме шатры - тоже отсылка к старинному русскому зодчеству.
Интересна и история этого театра: так, в 1895 году на его сцене был показан спектакль на основе пьесы Максима Горького "Фома Гордеев" - это был первый спектакль, поставленный по творчеству Горького. Так что можно сказать, что самарский театр дал Горькому дорогу в мир театра!
На сцене самарского театра выступали многие выдающиеся актёры своего времени: Николай Меркурьев, Юрий Толубеев, Вера Ершова, Вениамин Смехов и многие другие. И по сей день самарский театр славится своими спектаклями - так что если приедете в Самару надолго, то обязательно посетите местный театр!
Ну а мы продолжаем наш путь. Пройдя площадь Чапаева насквозь, мы выходим на улицу Фрунзе (в прошлом Саратовская) - она идёт параллельно улице Куйбышева, так что в каком-то смысле мы начинаем движения обратно - в ту сторону, откуда пришли. Но не волнуйтесь - мы пройдём так буквально два перекрёстка, после чего продолжим наше движение на север!
По пути нам встречаются выдающиеся памятники архитектуры, среди которых я хотел бы отметить особняк Новокрещеновой (Фрунзе 144), построенный в 1909 году архитектором Квятковским в стиле модерн. Думаю, тут мои комментарии излишни - просто полюбуйтесь его изящными фасадами, украшенными фигурной лепниной!
Ну а самая красота ждёт нас на пересечении улиц Фрунзе и Красноармейской (ранее Алексеевская) - я говорю о особняке Курлиной (Фрунзе, 159), который можно по праву называть самым красивым зданием Самары в стиле модерн!
Автором особняка является архитектор, фамилию которого я упомяну сегодня только один раз, хотя для Самары он сделал очень и очень много (просто его постройки разбросаны по городу и не вписываются в единый маршрут) - Александр Зеленко был главным архитектором Самары в один из самых стремительных периодов его развития (с 1897 по 1900 годы). И именно Зеленко популяризовал стиль модерн в Самаре, превратив её из обычного губернского городка в бурно развивающийся город с красивой, а главное - современной архитектурой!
Особняк Курлиных - программная работа Зеленко, лучше которой он в Самаре более ничего не построит (да и не факт что его работы в Москве опережают этот особняк по своей красоте).
Но самое главное достоинство этого здания - это тот факт, что в наши дни в нём размещается единственный в России музей модерна! Так что вы можете полюбоваться особняком Курлиных не только снаружи, но ещё и внутри - благо все интерьеры здания восстановлены и в наши дни выглядят так, словно время остановилось, и вот-вот вы увидите перед собой главу семейства - купца Александра Курлина, читающего газету за столом в своём кабинете (который тоже восстановлен до мелочей)!
Ну а помимо интереснейшей экспозиции, представленной разными атрибутами жизни богатых людей времён модерна (от столовых приборов до мебели), вы также можете просто насладиться интерьерами здания - тут вам и оригинальная входная дверь круглой формы, и невероятно красивая лепнина, украшающая потолок в гостиной особняка, и милый будуар Сандры Курлиной.
В общем, если хотите по-настоящему окунуться в атмосферу модерна - обязательно посетите этот музей. На меня он произвёл огромное впечатление!
Вдоволь насладившись модерном, продолжаем наш путь вперёд. По соседству с особняком Курлиной располагается ещё один символ Самары - Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Фрунзе 157), также именуемый в народе просто костёлом. Прекрасное здание, выстроенное в лучших традициях неоготики архитектором Александром Щербачёвым (да, всё тем же - автором целого ряда зданий на нашем с вами маршруте) в 1902 году.
Но не будем задерживаться - пойдём дальше, тем более что нам пора и ускориться, иначе с такой длинной прогулкой можно и до заката не успеть!
Далее на нашем пути встречается ещё один перекрёсток, доминантой которого служит здание Филармонии (Фрунзе, 141), построенное в 1988 году на месте утраченного памятника архитектуры - цирка-театра Олимп.
В этом и кроется загадка - почему это советское здание выстроено в стилистике модерна? А всё просто: изначально на этом месте находился цирк-театр (между прочим, главная концертная площадка начала 20 века, с которой выступали Маяковский, Блок, Собинов и другие выдающиеся деятели тех лет), который в 1974 году решили реконструировать. Как оказалось в итоге, под реконструкцией понимался полный снос здания и строительство на его месте нового - в похожих формах, но с изменением объёмов и композиции.
Для наглядности привожу старое фото - можете сравнить его с новой постройкой и сделать выводы самостоятельно.
На этом, по идее, можно было бы и заканчивать наш маршрут, однако впереди нас ждёт ещё два очень важных символа Самары, упустить которые было бы просто неправильно. Так что давайте не будем останавливаться по пути, рассматривая небольшие достопримечательности!
Мы с вами замыкаем основную тройку "мест для зрелищ" Самары: театр драмы увидели, филармонией полюбовались - остался театр оперы и балета имени Шостаковича (Куйбышева, д. 1), расположенный прямо посредине крупнейшей площади не только Самары, но и всей Европы - площади Куйбышева.
Ну а что сказать про театр оперы и балета: его архитектура, мягко говоря, отличается от его "собратьев по ремеслу". А всё потому что здание было построено в 1938 году - в самый расцвет сталинского неоклассицизма, а его авторами были два выдающихся мастера этого стиля - Ной Троцкий и Николая Каценеленбоген (оба - мастера из Ленинграда, приглашённые в Самару только ради этой работы).
И, честно говоря, эта постройка мне не особо нравится. Несмотря на то, что я являюсь поклонником творчества Ноя Троцкого, эту работу я признаю откровенно неудачной: мало того, что подобная архитектура не подходит для здания театра (уместнее в таком доме смотрелся бы райсовет), так ещё и исполнена она довольно странно - из-за гигантской площади здание театра кажется каким-то непропорциональным, что явно не идёт ему на пользу.
Однако, театр оперы и балета признаётся в качестве одной из главных достопримечательностей Самары, и увидеть его всё равно должен каждый - в том числе и для того, чтобы сформировать своё собственное мнение по этому вопросу!
Финальный рывок я предлагаю сделать в сторону Площади Славы, до которой придётся идти 15 минут. Но, на мой взгляд, оно того стоит, так как с этой площади вы сможете полюбоваться закатом - идеальное завершение насыщенного прогулочного дня!
Ну а кроме закатов на площади вас будет ожидать ещё один символ Самары - монумент Славы, построенный в память о работниках авиапромышленности, трудящихся в Самаре в годы Великой Отечественной войны. И выбор темы для памятника не случаен: после эвакуации в Куйбышев всех крупных производств, город буквально жил производством техники на фронт: на Куйбышев приходилось до 80% самолётов-штурмовиков, поставляемых на передовую в годы войны!
Именно поэтому монумент Славы выполнен в виде фигуры человека, держащей над собой самолёт, символично изображённый тут в виде двух расправленных крыльев - эта композиция символизирует производство самолёта и пуск их в дело, на фронт!
К слову, рядом с монументом Славы находится памятник "Скорбящая мать" с Вечным Огнём - дабы посещающие данное место не забывали, чему посвящён весь этот монумент. А посвящён он героизму самарцев, часть из которых ушла на фронт, а другая часть осталась в городе и отдавала все свои силы на военное производство.
Ну а теперь забавный факт: стилистически памятник Славы напоминает памятник Гагарину в Москве, из-за чего многие люди, плохо знакомые с Самарой, путают эти два памятника. Многим кажется, что в Самаре тоже стоит памятник Гагарину, аналогичный московскому - мол, Самара же столица космического производства, а значит и Гагарин в ней тоже был бы уместен.
Однако достаточно один раз изучить монумент Славы детально, и вы точно не спутаете его с Гагариным!
На этом заканчивается мой маршрут по Самаре - предлагаю вам спуститься вниз на набережную, и погулять по ней, наслаждаясь закатным солнцем. Во всяком случае, так во время своей поездки поступили мы с женой - и не пожалели об этом!
Надеюсь, что у меня получилось рассказать вам о главных достопримечательностях Самары. Однако кое-что я всё-таки пропустил - и если у вас есть ещё силы, приглашаю вас в следующий раздел моей статьи!
Достопримечательности, не попавшие в маршрут одного дня, но заслуживающие вашего внимания
Ну а теперь я расскажу о тех достопримечательностях, которые не вошли в мой маршрут исключительно из-за географических особенностях (Самара - большой город, и в маршрут одного дня всё не уместишь).
О каждом из этих мест я расскажу максимально коротко, ибо статья и так получается очень уж большой!
1. "Ладья" и церковь Софии Премудрости Божией
Чуть в отдалении от исторического центра находится ещё один символ Самары, который часто изображают на магнитах и открытках - это памятник "Ладья", созданный в советское время к 400-летию города (в 1986 году).
Какого-то особого символизма этот памятник не имеет, однако упустить его из виду я не мог - уж очень этот памятник популярен у туристов!
Ну а неподалёку от него находится прекрасный Софийский храм, построенный совсем недавно - в 2019 году. Меня этот храм привлёк своей архитектурой, хотя и внутри он мне тоже очень понравился. Рекомендую всем верующим читателям моего канала (тем более что в этой статье ранее не фигурировала ни одна православная церковь - это отражает проблему Самары, о которой я подробно расскажу в своей критической статье об этом городе).
2. Ракета "Союз" и музей космонавтики
Помимо авиационной промышленности, Самара также прославилась и в качестве "комической столицы России": именно в Самаре выпускался и выпускается ракета-носитель Р7, благодаря которой СССР смог отправить в космос сначала первый искусственный спутник Земли, а потом ещё и первого человека!
В память об этом в Самаре установлен макет ракеты "Союз" в полную величину. А под этим макетом находится музей космонавтики. Скажу честно: я в него не ходил (не хватило времени), но многие люди его хвалят, так что если у вас, опять же, есть свободе время в Самаре, то посетите - место знаковое и интересное!
3. Фабрика-кухня, приспособленная под филиал Третьяковской галереи
А вот в фабрике-кухне завода Масленникова, реконструированного в наши дни под завод, я был - и могу с полной уверенностью рекомендовать его вам для посещения!
Прекрасное здание в стиле конструктивизм, спроектированное в форме серпа и молота, долгие годы было одним из главных архитектурных украшений Самары советской эпохи. Однако после распада СССР здание пришло в запустение, и последние годы оно вовсе стояло заброшенным, а в городе ходили слухи о его сносе.
Благо несколько лет назад началась реставрация легендарного здания, которая завершилась как раз в 2024 году - и фабрика-кухня открыла свои двери для посетителей!
Сейчас в ней размещается две экспозиции: первая посвящена истории конкретно этой фабрики-кухни, а также изучению этого типа зданий как явления. Нашлось там место и для рассмотрения советской кулинарии - в общем, выставка очень интересная!
Ну а на втором этаже здания разместился филиал Третьяковской галереи, в котором в данный момент (лето 2024 года) проходит выставка, посвящённая еде в живописи (довольно символично для фабрики-кухни).
4. Легендарный элеватор
Правда есть в Самаре легендарные места, которые до сих пор не подверглись реставрации и лишь ожидают своего часа. Самая известная такая постройка - это самарский элеватор, являющийся самым брутальным зданием в Самаре!
И вот тут случай, когда можно сказать - поспешите увидеть элеватор, пока он ещё существует, ибо здание находится в плохом состоянии, и за ним никто не следит. Более того, последние годы даже ходили разговоры о том, чтобы и вовсе снести элеватор, но самарцы сумели отстоять неформальный символ своего города!
А ведь элеватор интересен и важен с точки зрения истории: он стал первым в Советском Союзе элеватором вертикального типа. Более того, его ещё и построили в рекордно сжатые сроки - это гигантское сооружение было возведено всего за месяц!
Единственный минус элеватора - его отдалённость. Парадоксально - он находится почти на самой стрелке, в месте, где река Самара впадает в Волгу, однако место это считается промышленной окраиной. И в этом заключается вся абсурдность планировки Самары - в любом городе стрелку пытались выделить, сделать её главным смысловым акцентом города, но в Самаре её превратили в грузовой терминал.
Впрочем, это тема для отдельного разговора - критику Самары я осуществлю позднее, и в отдельной статье.
5. Самарский метрополитен
Последняя моя рекомендация - прокатитесь в метро. Да, в Самаре оно совершенно нефункционально для туристов: ни одна его станция не доходит до центра города - разве что "Алабинская" находится недалеко от исторического центра, и то идти до неё нужно минут 15 (и это от Ладьи, которая тоже прямо таки центром не считается).
Да и сами самарцы своим метро не особо пользуются - самарское метро является самым непопулярным в России: его годовой пассажиропоток составляет примерно 11 миллионов человек. В петербургском метро столько людей использует метро за неделю (2 миллиона в сутки).
Однако самарское метро интересно с точки зрения эстетики - есть тут действительно красивые станции, которыми можно полюбоваться. Я бы выделил "Гагаринскую" и "Безымянку" - первая выполнена в комической тематике, вторая же посвящена теме производства для фронта в годы войны.
Ну а на этом я завершаю свою статью о главных достопримечательностях Самары. Она в этот раз получилась гигантской - у а что поделать, не хотелось разбивать её на много частей, и при этом хотелось рассказать вам побольше интересной информации о городе.
Надеюсь, мой маршрут будет вам полезен, и если вы сами решите посетить Самару, и если ограничитесь виртуальной прогулкой.
Спасибо за внимание и до новых встреч!