Найти тему
Истории от души

Фёкла (2)

Надя с Игорем отправились в магазин за хлебом, а Фёкла продолжила хлопотать на кухне. Вроде бы успокоилась Фёкла немного после знакомства с будущим зятем, но сейчас нервы опять разыгрались.

Начало:

https://dzen.ru/media/id/628804ed0a5bc364af9a192f/fekla-1-66a13591a2bd4a2615be87ca

«Как не переживать? – думала Фёкла. – Единственная дочка замуж собралась выходить, наверняка сейчас за столом они о предстоящей свадьбе и объявят. Неспроста же Надя привезла Игоря знакомиться».

Фёкла окончательно разволновалась, засуетилась. В спешке она уронила горящую спичку и к своему ужасу обнаружила, что на халате, который она одолжила у соседки, образовалась прожжённая дырочка.

«Вот я растяпа! – злилась Фёкла на саму себя. – Это ж надо было – чужой халат испортила! Что теперь делать? Не возвращать же халат в таком виде, не по-людски это – взяла почти новый, а вернула с дыркой. Э-эх, придётся новый халат соседке покупать, а этот оставлю себе. Зашью дырку и буду ходить. А что? Мне не привыкать в заштопанных вещах ходить. Обидно, конечно, вышло…»

Надя с Игорем не спеша прошлись по трём улицам села, а затем зашли в магазин. Когда они вернулись с хлебом, Фёкла уже расставляла угощения на столе.

- Наденька, нехорошо получилось, - сказал Игорь, глядя на накрытый стол, - нужно было сначала помочь Фёкле Фёдоровне, а прогуляться по селу мы бы с тобой всегда успели.

- Ой, да что вы, деточки мои? – замахала руками Фёкла. – Я сама со всем справилась, к тому же Надя очень мне с салатиками помогла. А те продукты, которые вы привезли из Москвы – цены им нет, у нас такие яства отродясь не продаются.

- Правда, нехорошо получилось, - расстроилась Надя. – Загулялись мы с Игорем, счёт времени потеряли. Два месяца я не была в родном селе, соскучилась. Мам, что ещё нужно сделать? Чем тебе помочь?

- Дочка, тут осталось только хлебушка порезать, да картошку потолочь.

- Я сделаю, мам.

- Ой, спасибо, дочка, а я пока быстренько переоденусь.

Фёкла за несколько минут привела себя в порядок: надела своё самое лучшее платье и уложила волосы. Косметикой женщина не пользовалась, у неё её даже не было. Из села Фёкла почти никуда не выезжала, разве только в райцентр, чтобы продать на базаре излишки того, что вырастила на огороде. А в селе куда ей было при макияже ходить?

Когда сели за стол, Надя с грустью отметила, что мать заметно постарела: на лбу залегла глубокая морщина, прибавилось седых волос.

Игорь вёл себя вежливо и воспитанно, много улыбался, нос не задирал.

«Хороший парень, культурный, образованный, - мысленно одобряла Фёкла выбор дочки. – В нашем селе, конечно, таких нет. Повезло Надюше, так повезло…»

Фёкла ждала, что Игорь вот-вот заговорит о предстоящей свадьбе, но он всё время говорил на посторонние темы, о свадьбе речи не шло.

- Эх, жаль, что я не успела пирогов к вашему приезду напечь, - вздохнула Фёкла, когда на столе появился торт «Прага».

- Ничего, мам, успеем мы ещё и пирогов напечь, и чаю попить. Мы же с Игорем сегодня не уезжаем.

- Я с нетерпением жду, когда смогу отведать ваших пирогов, Фёкла Фёдоровна, - улыбнулся Игорь. – Надюша их так расхваливала, - Игорь посмотрел на Надю взглядом, полным нежности.

- Тесто на пироги я делаю по очень старому рецепту, его мне моя бабушка передала… А тортик очень вкусный вы привезли, я такого не пробовала никогда.

Игорь очень удивился, что Фёкла Фёдоровна никогда не ела торт «Прага», но виду не подал.

Обед был закончен, Фёкла принялась убирать со стола.

- Мы вам поможем с Надей, - сказал Игорь.

- Ой, да вы что? – всплеснула руками Фёкла. – Я сама управлюсь, а вы бы лучше отдохнули с дороги, всё-таки в такую даль ехали.

- Нет, мам, мы совершенно не устали, - улыбнулась Надя. – Поездка на машине доставила нам удовольствие, это совсем не то, что в автобусе трястись, где всю дорогу воняет бензином. Лично я даже не заметила, как за окном пронеслись эти двести километров.

- Сто семьдесят, - уточнил Игорь. Точность он любил.

Фёкла вспомнила о том, что соседский мальчишка, Пашка, очень просился покататься на машине, но спрашивать Игоря – не покатает ли он Пашу, Фёкла постеснялась.

«Ну его, этого Пашку, - решила она. – Бабка его права: ещё что-нибудь сломает в этой машине. Что тогда делать?»

Посуда со стола была убрана и перемыта. Игоря, конечно, удивляло, что в доме нет водопровода, что воду приходится носить из колодца и мыть посуду в тазу, но виду он опять не подавал, лишь только мысленно сочувствовал жителям села, что им приходится терпеть такие неудобства.

- Сходите, прогуляйтесь. Своди Игоря к речке, по лесочку пройдитесь, - предложила дочке Фёкла.

- Нет, мам, прогуляемся мы вечером, а сейчас я буду помогать тебе с пирогами.

- А чем же мы Игоря-то займём? – причитала Фёкла. – Нехорошо это…

- Игорь, может, ты всё-таки приляжешь, отдохнёшь? – спросила Надя.

- Совсем мне не хочется валяться, я свеж и бодр! – заявил Игорь.

- А сходите-ка тогда в сад, яблочек наберите на пироги! – попросила Фёкла.

- Это мы с удовольствием, мам, - обрадовалась Надя. – Игорь, ты когда-нибудь собирал яблоки?

- Нет, это будет моим первым опытом!

Фёкла стала заниматься с тестом, а Надя с Игорем ушли в сад. Вернулись они быстро, при этом весело смеялись.

- Что вас так развеселило, деточки? – вышла из кухни Фёкла.

- Я свой первый сбор яблок на всю жизнь запомню! – Игорь указал на шишку на лбу, продолжая смеяться.

- Мам, представляешь, Игорь начал дерево трясти и ему яблоко прямо на лоб свалилось!

- Ой, что же тут смешного? – ахнула Фёкла, увидев шишку. Она не на шутку перепугалась, что столичный гость пострадал. – Нужно что-то делать! Сейчас гляну, что у меня в морозилке имеется, нужно холодным чем-то приложить! – засуетилась Фёкла.

- Не стоит беспокоиться, Фёкла Фёдоровна, - заверил Игорь. – Ничего страшного не произошло, будем считать это производственной травмой!

- Да! А яблок мы набрали! – воскликнула Надя. – Ох, какие яблочки красивые, наливные!

- Нет, всё-таки холодным нужно приложить! – сказала Фёкла и выдала Игорю кусок замороженной рыбы.

- Мам, ну ты что? – засмеялась Надя. – От Игоря же рыбой вонять будет, за ним все местные кошки бегать станут, - Игорь засмеялся вместе с Надей, только Фёкла не видела в этом ничего смешного, она была очень напряжена.

От нечего делать Игорь даже пытался вызваться почистить яблоки, но Фёкла буквально вырвала у него нож из рук.

- Я сама! – воскликнула она. – Ещё не хватало тебе порезаться, ты наверняка, нож никогда в руках не держал.

- Если честно, то нет…

- Вот видишь! Мне твоей шишки на лбу хватило, я чуть в обморок не рухнула, когда её увидела.

- Фёкла Фёдоровна, не стоит так беспокоиться, правда… Со мной всё в порядке.

- Всё равно нож я тебе не доверю!

- Я просто помочь хотел, мне было бы интересно поучаствовать в процессе приготовления пирогов. Моя мать никогда пироги не печёт, а я их очень люблю, всегда в столовой покупаю…

- В столовой таких пирогов не пекут, вот домашние пироги – совсем другое дело! Ну, ты скоро и сам почувствуешь разницу! Только яблоки я буду чистить сама! – заключила Фёкла, а Игорь и Надя с улыбкой переглянулись.

Когда пироги были готовы, приступили к чаепитию.

- Фёкла Фёдоровна, я дождаться не мог, когда вы вытащите пироги из печи, - в предвкушении потирал руки Игорь. – Такой запах, что просто не терпится откусить кусочек!

- Таких пирогов, какие печёт моя мама больше никто на свете не печёт! – улыбнулась Надя.

- Охотно верю! – Игорь откусил кусочек. – Ой, горячо!

- Батюшки мои! Обжёгся? – опять перепугалась Фёкла. – Куда же ты его в рот-то потащил, он ведь только из печи!?

- Не терпелось отведать, Фёкла Фёдоровна. Тесто уже слегка остыло, а вот начинка о-очень горячая.

- Не торопись, Игорь, если понравятся тебе мои пироги, я завтра с утра ещё напеку, с собой возьмёшь, родителей своих угостишь.

- Пироги мне ваши очень понравились, Фёкла Фёдоровна, если вам нетрудно будет испечь, я бы не отказался взять их с собой.

- Конечно, нетрудно. Испеку я завтра утречком свеженьких, тем более, выходной у меня завтра. Много испеку – и тебе, и родителям твоим вдоволь хватит.

- Благодарю, Фёкла Фёдоровна. Раз уж речь зашла о моих родителях, то хотел бы сообщить вам, что моя мать желает с вами познакомиться в ближайшее время.

- А что же она с вами не приехала? – удивилась Фёкла. – Тут бы сразу и познакомились.

- Моя мать приглашает вас в Москву, в ресторан. Если вам будет удобно, то она будет ждать вас в следующее воскресенье.

- В Москву? В ресторан? – так и ахнула Фёкла. – Зачем же в ресторан? Почему нельзя дома встретиться?

- Ресторан – это прекрасное место для подобных знакомств, - сказал Игорь, не догадываясь, что Фёкла ни разу не была ни в ресторане, ни в Москве.

Москва представлялась Фёкле огромными каменными джунглями, где она непременно заблудится, а при мысли о ресторане у неё и вовсе перехватывало дыхание.

- Может, всё-таки можно дома встретиться, посидеть по-семейному? – Фёкла постоянно переводила взгляд с Игоря на Надю, и обратно. – Непривычная я к таким заведениям, человек я простой, сельский. Вдруг что-то не то сделаю, люди смеяться надо мной будут, а мне будет стыдно.

- Мам, не переживай, - вмешалась в разговор Надя. – Я научу тебя, как нужно вести себя в ресторане.

- А ты была там, Наденька, в ресторане-то этом?

- Да, мам, была. Мы с Игорем три раза в ресторан ходили! Ты не представляешь, как там здорово!

- Ну, не знаю… Мне всё же лучше дома было бы встретиться, спокойнее.

- Мам, пожалуйста, не подводи меня, - смотрела на мать умоляющим взглядом Надя. – У нас с Игорем свадьба намечается, но для начала тебе нужно познакомиться с его родителями.

- Игорь, а твой отец тоже придёт? – спросила Фёкла.

- Нет, вчера он уехал в командировку на две недели, поэтому вам предстоит знакомство с моей матерью, а с отцом вы познакомитесь позже, возможно, это произойдёт уже на свадьбе – у него очень напряжённый график работы.

- Понимаю, понимаю, - сказала Фёкла. – У всех работа. У меня на ферме тоже особо не вырвешься никуда, коровок-то доить каждый день нужно – утром и вечером.

- Мам, ну, какая ферма? – тихо сказала Надя.

- Молчу, молчу я, дочка, а то вдруг ещё что-то не так скажу… Вот видишь – а ты хочешь, чтобы я в ресторан пошла!

- Хорошо, не волнуйтесь, Фёкла Фёдоровна, - сказал Игорь, - я поговорю со своей матерью и постараюсь её убедить изменить место встречи.

- Ой, спасибо, Игорь. Ты уж постарайся… А свадьба-то у вас когда?

- Мы ещё не решили, мам, собираемся заявление подать недели через две, - ответила Надя.

- Спасибо, Фёкла Фёдоровна за пироги, - встал из-за стола Игорь. – Действительно, таких пирогов я не ел ни разу в жизни. Ах, как жаль, что моя мать ничего не печёт, такие пироги я готов есть хоть каждый день.

- Худенький ты, Игорь, - оглядела будущего зятя Фёкла, - откармливать тебя нужно. Ты приезжай как-нибудь с Надюшей, побудете у меня недельку-другую, на парном молочке да с пирогами ты у меня быстро поправишься!

- Спасибо за приглашение, Фёкла Фёдоровна, но вряд ли мне удастся вырваться к вам надолго, - вежливо ответил Игорь.

- Мам, Игорь неделю назад диплом получил! – с гордостью сказала Надя. – Теперь на работу будет устраиваться!

После чаепития Надя с Игорем устроились на диване в большой комнате. Надя достала старый, потёртый фотоальбом и стала показывать Игорю фотографии. Правда, фотографий было не так уж и много.

- Вот мои мама с папой женятся, - сказала Надя. – Ах, какие они здесь молодые и счастливые!

- Ты очень похожа на мать, - заметил Игорь. – На этой фотографии вы с ней просто одно лицо.

- На этой фотографии моей маме столько же лет, сколько и мне сейчас – двадцать.

Подошла Фёкла и остановилась в дверном проёме.

- Мама, проходи, садись со мной рядышком, - позвала её Надя. – Расскажи нам вашу историю с отцом.

- А что её рассказывать? – вздохнула Фёкла. – Ты же много раз её слышала.

- Я слышала, а Игорь не слышал.

- Расскажите, пожалуйста, Фёкла Фёдоровна, мне было бы очень интересно послушать, - сказал Игорь.

- Ох, и отрадно, и горько мне всё это вспоминать, - опять вздохнула Фёкла и присела рядом с дочкой на диван. – Я-то думала в те годы, что у нас с Гришей вся жизнь впереди, длинная, счастливая, а, вон, как оно вышло…

- Нет, мама, не стоит рассказывать, а то ты сейчас опять плакать будешь, - приобняла её Надя.

- А тут теперь хоть плачь, хоть не плачь, доченька, ничего уже не изменишь. Как говорится – слезами горю не поможешь… Слушайте, деточки мои, расскажу я вам нашу с Гришей историю…

Продолжение: