Найти в Дзене

Михаил Врубель: между безумием и гениальностью

Оглавление

Несмотря на мистический ореол, окружавший личность Михаила Врубеля, в его повседневной внешности не было ничего необычного. По натуре он был довольно общительным человеком. Свой художественный талант он обнаружил в детстве, но в возрасте 24 лет решил посвятить себя исключительно искусству. Ко времени поступления в Академию художеств Врубель уже окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Работы Михаила Врубеля, созданные в конце XIX века, являются одним из самых таинственных явлений в русском искусстве. Будучи талантливым и трагическим художником, Врубель смог выразить свою сложную и загадочную внутреннюю жизнь через свои неординарные произведения.

Одним из самых обсуждаемых событий в карьере Врубеля стало его участие в создании росписей для Владимирского собора. После того как собор был построен в 1882 году, профессор Прахов был назначен ответственным за его внутреннее убранство. Прахов собрал команду художников, в том числе Михаила Врубеля. Художник потратил много времени на создание эскизов для настенных росписей, таких как «Воскресение», «Плач» и «Ангел с кадилом и свечой». Однако его эскизы не были одобрены исполнительной комиссией, которая заявила, что работы выполнены в необычной, новаторской манере и не соответствуют религиозным канонам.

Но биографы Врубеля утверждают, что художник также был отстранен от проекта из-за того, что был влюблен в жену Прахова Эмилию. Ревнивый профессор не хотел, чтобы художник выполнял какие-либо крупные работы в соборе, и заменил его другим известным художником, Виктором Васнецовым. Однако Врубель хотел продолжить свою работу и попросил Прахова позволить ему выполнять хотя бы простую работу. В результате в соборе можно найти лишь несколько украшений, выполненных Михаилом Врубелем.

-2

Интересно, что имя Врубеля даже не было упомянуто на аннотационной доске, где перечислялись те, кто работал над проектом.

Некоторые биографы также упоминают ранние симптомы психического расстройства художника в числе других причин его отстранения от проекта Свято-Владимирского собора. Со временем эти симптомы переросли в серьезное заболевание. Михаил Врубель дистанцировался от Христа и постепенно посвятил свое искусство другой теме – дьяволу. Образ сатаны впоследствии стал доминирующей темой его многочисленных работ.

Врубель был очень искусен в использовании акварели и применил эту технику в ряде натюрмортов и портретов. Художник также очень интересовался литературой и драматургией, создав множество графических интерпретаций произведений Шекспира, Лермонтова и Пушкина. Очевидно, сложную натуру художника привлекали драматические образы Гамлета, Офелии, Моцарта и Демона.

Первые признаки болезни

В 1892 году Врубель столкнулся с серьёзным заболеванием – сифилисом. Однако это не помешало ему полностью погрузиться в работу в период с 1892 по 1895 год. А после того как он женился на молодой оперной певице, в его жизни начался период счастья. Однако продлился он недолго.

В 1898 году в состоянии Михаила Александровича стали заметны первые изменения. Он стал очень раздражительным, чего раньше за ним не наблюдалось. Особенно художника беспокоили мигрени, от которых он пытался избавиться, принимая сильные обезболивающие препараты в больших дозах.

По мнению искусствоведа Петра Суздалева, все работы художника, созданные до этого момента, являются примерами здорового творчества, однако в них уже заметны изменения в душевном состоянии автора.

Возможно, именно болезнь изначально побудила Врубеля вернуться к образу Демона, но в том же году произошло еще одно судьбоносное событие, а именно рождение его сына Саввы. Во время работы над «Демоном» прогрессирующая болезнь и необходимость содержать семью оказали на художника давление и вогнали его в депрессию.

Продолжая создавать произведения в рамках «демонической» серии, художник приступил к работе над картиной «Демон поверженный» (1901), не завершив при этом «Летающего демона» (1899). После этого в его сознании начали происходить изменения, которые полностью изменили темп его работы и довели художника до крайнего напряжения. Врубель стал мрачным и очень нервным. Он долго работал над созданием «Демона», многократно перерабатывая детали, а закончил картину уже в выставочном зале.

В течение следующих 10 лет Врубель проводит много времени в психиатрических больницах, но даже там он не перестает рисовать – портреты врачей, санитаров, пациентов, простые натюрморты и виды из окна. За шесть лет до своей смерти он рисует Ангела смерти – Азраила.

-3

Диагностика и дальнейший творческий подход

В конце концов Врубеля показали психиатру В. М. Бехтереву, который поставил художнику диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич». Художника пришлось госпитализировать, и казалось маловероятным, что он сможет вернуться к искусству. К 1903 году состояние художника, казалось, улучшилось, но семью потрясла еще одна трагедия: заболел и скончался сын Михаила и Надежды Савва.

Дальнейшая жизнь Врубеля была полна горя, а его психическое состояние было крайне неустойчивым. Появлялись новые симптомы, разные врачи ставили разные диагнозы – от депрессии до третичного сифилиса. В моменты реабилитации он продолжал заниматься живописью, и, несмотря на физическую слабость и психическую неуравновешенность, Врубелю удалось создать еще несколько талантливых картин, таких как «Шестикрылый серафим» (1904) и «Жемчужина» (1904).

Он постепенно терял зрение и создал свою последнюю работу, портрет Валерия Брюсова, когда был почти слеп.

Михаил Врубель умер в 1910 году в психиатрической клинике, предположительно от туберкулеза. Его биографы утверждают, что Врубель намеренно простудился, оставаясь на улице в морозную погоду, и его смерть была фактически самоубийством.

Одна из самых нежных его картин – быстро выполненный, но бесстрастный портрет его маленького сына, серьезного ребенка, чьи большие глаза устремлены на отца, а заячья губа отчетливо видна. «Мой сын подобен цветку», – как бы говорит Врубель, и все же он уродлив. В основе красоты лежит увядание.