Несмотря на мистический ореол, окружавший личность Михаила Врубеля, в его повседневной внешности не было ничего необычного. По натуре он был довольно общительным человеком. Свой художественный талант он обнаружил в детстве, но в возрасте 24 лет решил посвятить себя исключительно искусству. Ко времени поступления в Академию художеств Врубель уже окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Работы Михаила Врубеля, созданные в конце XIX века, являются одним из самых таинственных явлений в русском искусстве. Будучи талантливым и трагическим художником, Врубель смог выразить свою сложную и загадочную внутреннюю жизнь через свои неординарные произведения.
Одним из самых обсуждаемых событий в карьере Врубеля стало его участие в создании росписей для Владимирского собора. После того как собор был построен в 1882 году, профессор Прахов был назначен ответственным за его внутреннее убранство. Прахов собрал команду художников, в том числе Михаила Врубеля. Художник потратил много времени на создание эскизов для настенных росписей, таких как «Воскресение», «Плач» и «Ангел с кадилом и свечой». Однако его эскизы не были одобрены исполнительной комиссией, которая заявила, что работы выполнены в необычной, новаторской манере и не соответствуют религиозным канонам.
Но биографы Врубеля утверждают, что художник также был отстранен от проекта из-за того, что был влюблен в жену Прахова Эмилию. Ревнивый профессор не хотел, чтобы художник выполнял какие-либо крупные работы в соборе, и заменил его другим известным художником, Виктором Васнецовым. Однако Врубель хотел продолжить свою работу и попросил Прахова позволить ему выполнять хотя бы простую работу. В результате в соборе можно найти лишь несколько украшений, выполненных Михаилом Врубелем.
Интересно, что имя Врубеля даже не было упомянуто на аннотационной доске, где перечислялись те, кто работал над проектом.
Некоторые биографы также упоминают ранние симптомы психического расстройства художника в числе других причин его отстранения от проекта Свято-Владимирского собора. Со временем эти симптомы переросли в серьезное заболевание. Михаил Врубель дистанцировался от Христа и постепенно посвятил свое искусство другой теме – дьяволу. Образ сатаны впоследствии стал доминирующей темой его многочисленных работ.
Врубель был очень искусен в использовании акварели и применил эту технику в ряде натюрмортов и портретов. Художник также очень интересовался литературой и драматургией, создав множество графических интерпретаций произведений Шекспира, Лермонтова и Пушкина. Очевидно, сложную натуру художника привлекали драматические образы Гамлета, Офелии, Моцарта и Демона.
Первые признаки болезни
В 1892 году Врубель столкнулся с серьёзным заболеванием – сифилисом. Однако это не помешало ему полностью погрузиться в работу в период с 1892 по 1895 год. А после того как он женился на молодой оперной певице, в его жизни начался период счастья. Однако продлился он недолго.
В 1898 году в состоянии Михаила Александровича стали заметны первые изменения. Он стал очень раздражительным, чего раньше за ним не наблюдалось. Особенно художника беспокоили мигрени, от которых он пытался избавиться, принимая сильные обезболивающие препараты в больших дозах.
По мнению искусствоведа Петра Суздалева, все работы художника, созданные до этого момента, являются примерами здорового творчества, однако в них уже заметны изменения в душевном состоянии автора.
Возможно, именно болезнь изначально побудила Врубеля вернуться к образу Демона, но в том же году произошло еще одно судьбоносное событие, а именно рождение его сына Саввы. Во время работы над «Демоном» прогрессирующая болезнь и необходимость содержать семью оказали на художника давление и вогнали его в депрессию.
Продолжая создавать произведения в рамках «демонической» серии, художник приступил к работе над картиной «Демон поверженный» (1901), не завершив при этом «Летающего демона» (1899). После этого в его сознании начали происходить изменения, которые полностью изменили темп его работы и довели художника до крайнего напряжения. Врубель стал мрачным и очень нервным. Он долго работал над созданием «Демона», многократно перерабатывая детали, а закончил картину уже в выставочном зале.
В течение следующих 10 лет Врубель проводит много времени в психиатрических больницах, но даже там он не перестает рисовать – портреты врачей, санитаров, пациентов, простые натюрморты и виды из окна. За шесть лет до своей смерти он рисует Ангела смерти – Азраила.
Диагностика и дальнейший творческий подход
В конце концов Врубеля показали психиатру В. М. Бехтереву, который поставил художнику диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич». Художника пришлось госпитализировать, и казалось маловероятным, что он сможет вернуться к искусству. К 1903 году состояние художника, казалось, улучшилось, но семью потрясла еще одна трагедия: заболел и скончался сын Михаила и Надежды Савва.
Дальнейшая жизнь Врубеля была полна горя, а его психическое состояние было крайне неустойчивым. Появлялись новые симптомы, разные врачи ставили разные диагнозы – от депрессии до третичного сифилиса. В моменты реабилитации он продолжал заниматься живописью, и, несмотря на физическую слабость и психическую неуравновешенность, Врубелю удалось создать еще несколько талантливых картин, таких как «Шестикрылый серафим» (1904) и «Жемчужина» (1904).
Он постепенно терял зрение и создал свою последнюю работу, портрет Валерия Брюсова, когда был почти слеп.
Михаил Врубель умер в 1910 году в психиатрической клинике, предположительно от туберкулеза. Его биографы утверждают, что Врубель намеренно простудился, оставаясь на улице в морозную погоду, и его смерть была фактически самоубийством.
Одна из самых нежных его картин – быстро выполненный, но бесстрастный портрет его маленького сына, серьезного ребенка, чьи большие глаза устремлены на отца, а заячья губа отчетливо видна. «Мой сын подобен цветку», – как бы говорит Врубель, и все же он уродлив. В основе красоты лежит увядание.