Баязид II является одним из самых забытых и непопулярных османских султанов. Нельзя сказать, что он был плохим воином или неумелым администратором, но единственное, из-за чего о нем порой вспоминают – это испанские евреи, которых он после изгнания приютил в своей стране.
В его правление не было крупных войн и иных важных исторических событий. Поэтому султан уступает в известности таким ярким личностям, которыми были его отец Мехмед Завоеватель, сын Селим Грозный и внук Сулейман Великолепный. Тем не менее, он стабилизировал империю и сумел увеличить ее могущество, что подготовило государство для территориального расширения при его потомках.
Баязид появился на свет в 1447-м году, за шесть лет до того, как его отцом был взят Константинополь. Это случилось во дворце города Диметока, расположенного рядом с Эдирне, тогдашней османской столицей. Его матерью стала наложница Гюльбахар-хатун, то ли албанка, то ли гречанка, вместе с которой он уже в возрасте семи лет был отправлен учиться искусству правления в анатолийский санджак Амасья.
Шехзаде провел там целых 27 лет и стал известен, как спокойный и расслабленный человек, большой любитель всяческих удовольствий. Наряду с потреблением вина, что не было редкостью для османских султанов, поговаривали, что царевич курил гашиш и даже неоднократно пробовал oпиyм.
Впрочем, в 1473-м году Баязид в качестве командующего правым флангом принял участие в сражении при Отлукбели против тюркской державы Ак-Коюнлу, доминирующей в Иране и на Кавказе. Войска под его началом проявили себя лучше, чем контингенты другого царевича.
После смерти отца этот шехзаде первым успел в Стамбул, после чего одолел в серии битв своего брата. Тот был вынужден бежать к египетским мамлюкам, а затем и в Европу. Новый султан заплатил госпитальерам и римскому папе, чтобы его не отпускали, и соперник более не представлял из себя проблемы.
Получив власть, Баязид вновь показал свой спокойный характер. За тридцать с лишним лет, что он сидел на троне, султан ходил в походы только пять раз – довольно мало, по сравнению с потомками и предшественниками. Тем не менее, войны не боялся и ликвидировал или свел на нет все угрозы, стоявшие перед его страной.
В союзе с Молдавским княжеством он разгромил венгров и поляков – следствием этой кампании было лишение его вассалов доступа к морю и получение сухопутного коридора в Крымское ханство. Венеция лишилась форпостов в Греции, а Эллада была завоевана вплоть до самого Пелопоннеса. После этого итальянские мореходы уже не представляли особой опасности, а Османская империя укрепилась в Восточном Средиземноморье.
При этом султане турки первый раз воевали с египтянами, чьи владения в Анатолии после завоевания ими Киликийского армянского государства распространились за горный хребет Тавр. Две великие державы исламского мира боролись друг с другом через своих вассалов, а их собственные армии редко встречались на поле боя. В целом, османы не добились поставленных целей, но и страна пирамид не получила стратегического перевеса.
Баязиду также пришлось иметь дело с восставшими тюркскими племенами, которые симпатизировали шиитскому государству Сефевидов, возникшему на его глазах. Султан принял меры по восстановлению баланса сил в регионе, но окончательно проблему решил только его сын Селим, разгромив иранцев и непосредственно присоединив Восточную Анатолию.
В конце своего многолетнего правления этому монарху пришлось столкнуться с «маленьким апокалипсисом» – так современники назвали константинопольское землетрясение 1509-го года. Так как подземные толчки продолжались более полутора месяцев, ему пришлось некоторое время жить в палатке в саду собственного дворца, а затем в деревянной избушке за пределами столицы. Однако, затем он призвал строителей со всех краев страны и в малый срок восстановил город и его окрестности.
У Баязида было много наследников, но только трое прожили достаточно долго, чтобы побороться за власть. К концу жизни отца все они уже были взрослыми мужиками под сорок лет. Его любимец Коркут не имел сыновей, поэтому у него были невысокие шансы на получение престола. Ахмед этого недостатка не имел, но принимал опрометчивые политические решения. Селим считался слишком угрюмым, однако, за кампании против грузинских князей он имел определенную популярность в армии. Ко всему прочему, он породнился с крымским ханом, а за тем стояла огромная сила.
Когда Баязид ослабел, Селим прибыл в столицу первым. Он отстранил отца от власти и отправил его в Диметоку – тот самый город, где он родился много лет назад. Но по пути свергнутый монарх ушел из жизни, и о причинах этого говорили разное.