Найти тему
Газета Metro Петербург

«Полярная болезнь» погрузила в атмосферу 1990-х

Оглавление
   Олег Стефанцов. Предоставлено Театром им. В. Ф. Комиссаржевской
Олег Стефанцов. Предоставлено Театром им. В. Ф. Комиссаржевской

О чём спектакльПостановка режиссёра Андрея Сидельникова по пьесе Марии Малухиной рассказывает о челночницах уже далёких 90-х. Спектакль напоминает о том времени, когда в стране закрывались заводы и задерживали зарплаты бюджетникам, люди продавали жильё, чтобы быстро получить необходимую сумму.

Татьяна, Валя и Любаша знакомятся в автобусе. Валя - свой человек на рынке, торгует детским трикотажем. Татьяна - учительница русского языка и литературы, везёт на продажу посуду. Юная Люба - студентка факультета иностранных языков в академическом отпуске, у неё с собой несколько сумок нижнего белья. У каждой героини своя история, своя боль и свой секрет. Постепенно они рассказывают свои грустные, а иногда и трагические истории.

Три женщины едут на заработки на Крайний Север - туда, где красивое нижнее бельё видели только по телевизору, качественные детские вещи и посуда - в дефиците. Они мечтают расплатиться с долгами, поехать на море.

Действие спектакля параллельно разворачивается в двух "измерениях". В тёплом автобусе, заставленном клетчатыми баулами, женщины рассказывают друг другу о своей жизни и мечтают о светлом будущем. А за окном идёт другая жизнь. Древние ненецкие духи кружатся в снежных вихрях, поют свои песни. Именно им предстоит решить, чем закончится опасное путешествие для трёх челночниц.

   Олег Стефанцов. Предоставлено Театром им. В. Ф. Комиссаржевской
Олег Стефанцов. Предоставлено Театром им. В. Ф. Комиссаржевской

В чём особенность

В пьесе Малухиной присутствие древних духов, хозяев местности, показано пунктиром. Режиссёр Сидельников сделал из них таких же значимых персонажей, как и героини.

Рядом с буднично-бытовым сюжетом разворачивается ещё одна история. Духи разговаривают, предупреждают об опасности, поют и подвывают. Под звуки шаманских бубнов в повествование вплетаются легенды и мифы Крайнего Севера.

Валентина, Татьяна и Люба как будто чувствуют их присутствие, но не понимают их истинного значения. И звуки бубнов перекрывают звучащие в автобусе хиты 90-х в исполнении "Ласкового мая", Леонида Агутина и Татьяны Булановой.

   Олег Стефанцов. Предоставлено Театром им. В. Ф. Комиссаржевской
Олег Стефанцов. Предоставлено Театром им. В. Ф. Комиссаржевской

Личные впечатления

Спектакль идёт 1 час 45 минут без антракта. И смотрится на одном дыхании. Три случайные попутчицы, ставшие подругами, отдалённо напоминают чеховских трёх сестёр. Только героини Антона Павловича стремились уехать за счастьем в Москву, а женщины из 90-х едут на Север.

В спектакле перемешано и трагическое, и смешное. Незатейливые мечты одной из героинь о турецких мужчинах и море вызывают улыбку. Кстати, все фантазии героинь постановки материализованы режиссёром на сцене - это ещё один отдельный сюжет в достаточно многослойном спектакле.

Один из самых смешных и ярких моментов спектакля - сольный номер Валентины (актриса Варя Светлова). По сюжету под любимую песню "Не плачь" в исполнении Татьяны Булановой она рассказывает о своей жизни. В автобусе, следующем по зимней заснеженной дороге, в ход идёт всё: вилка с сосиской вместо микрофона, салфетка вместо накидки монашки, соседи-алкаши в качестве группы поддержки.

От трагического монолога юной Любы (актриса Ангелина Столярова) хочется плакать. История интеллигентной учительницы Татьяны (её играет Инна Анциферова), вынужденной торговать бокалами, чтобы прокормить свою семью, вызывает горечь и сочувствие.

Несмотря на непростое время 90-х и грустные истории героинь, финал у этого спектакля открытый. Этих отчаянных, но не отчаявшихся женщин что-то ждёт впереди, и они верят, что уж там, в будущем, они всё-таки будут счастливы.

   Олег Стефанцов. Предоставлено Театром им. В. Ф. Комиссаржевской
Олег Стефанцов. Предоставлено Театром им. В. Ф. Комиссаржевской

Алена Бобрович