Найти тему
Ю.

О буддизме

Здравствуйте, друзья!

Сегодня хочется написать о буддизме. В последнее время изучаю труды Далай-Ламы и нахожу в них много близкого.

Мне нравится его ориентация на внутренний мир и познание природы ума; неустанные призывы к воспитанию сострадания.

Я нахожу буддийские практики полезными; своего рода это наука об уме. В то же время, буддизм изучает такое понятие как "дхарма", которое можно применить как к конкретному человеку, живому существу или форме, так и к законам мироздания.

(Например, "дхарма", с санскрита, означает "то, что держит". В узком смысле — то, что держит любую форму в проявленном мире; в другом смысле, переносном — чувство долга: то, что придаёт тебе смысл и определяет предназначение, удерживая тебя в духе; в третьем, космическом планы — то, что держит Вселённую, вроде законов мироздания — подобно Богу в других религиях, который поддерживает мир).

Можно сказать, что изучая дхарму, буддисты изучают такой аспект Бога (или Вселенной) как "дхарма". 

Интересно подумать над тем, что буддизм считается не-теистической религией, однако обращает внимание на природу ума, на сострадание и любовь (а из других учений мы знаем, что Бог есть любовь), на чувство спокойствия и благодати, на законы взаимозависимого существования и причинно-следственной связи и так далее. Можно сказать, буддизм по-научному изучает разные аспекты мироздания... а уж найдёт человек Бога и себя в нём — это предполагается решить каждому самому.

В этом смысле буддизм не навязчив. Тем не менее, интересно, что "Будда" (имею ввиду Будду Шакьямуни) почитается за всеведующее сознание, достигшее знание о прошлом и будущем. (Со слов того же Далай-Ламы из книги "Мой путь"). Мне кажется, здесь невелики отличия между представлением о Боге в авраамических религиях или о Кришне в индуистском писании Бхагават-гиты — в общем, "всё одно .

Но пути разные.

Буддизм мне близок своей логичностью и рациональностью; во всяком случае, Далай-Лама много говорит про важность логики и сам весьма рационален. (По-крайней мере, так выглядит в моих глазах).

Я нахожу в этом поддержку.

Может статься, что, изучая буддийские практики, мы уподобляемся учёному, исследующему границы своего ума с опорой на нравственные принципы — и в конце сосуда нас ожидает нечто увидительно чудесное!

(Впрочем, есть ли у сосуда конец?)

Ищущий, да обрящет.

Немного игры слов и параллелей.

"Нирвана" в тибетском языке произносится как "щива" — что вполне может перекликаться с образом Шивы, который для шиваита может означать нирвану.

Культ Зелёной Тары с её состраданием по качествам сродни Богородицы с её покровом и милосердием.

(Интересен, опять таки, буддийский подход к службе — например, Зелёной Таре. Вначале идёт благодарность учителям, далее — призыв Тары "из лунного диска своего сердца"; затем мантры и молитвы, и в конце — просьба божеству вернуться в свою обитель — и обращение внимания на осознавание тесной связи божества со своим умом).

Воистину, буддизм очень интересен!

🙏🏻🌿

(Даже с точки зрения не практикующего, а только лишь соприкасающегося человека, каким являюсь я.)

Впрочем, все мы практикуем сострадание и любовь, и стремимся к счастью, не так ли? 🙏🏻

История Буддизма
0