Преодолев Великую стену и одержав победы в нескольких ключевых сражениях с войсками Цзинь, монголы продвигались к столице. Кочевники устраивали настоящий хаос на своем пути. Поселения разорялись, местных жителей обращали в рабство, а плодородные поля становились кормовой базой для тысяч лошадей.
В сложившейся обстановке правитель государства Цзинь принимает трудное, но своевременное решение – сконцентрировать все войска на севере для противостояния монголам, обнажив южные границы. Учитывая кратный численный перевес объединенной цзиньской армии, такой план, как будто бы, действительно решал проблему с нашествием. Но, как показывает история, монгольские орды побеждали не числом, а мобильностью и умением.
Во главе войска Цзинь должен был встать авторитетный генерал – Ваньян Цзунхао, который имел опыт ведения войны с кочевниками. В 1198 году он возглавил вторжение в Восточную Монголию и подчинил несколько кочевых племен. Император возлагал на Ваньяна Цзунхао большие надежды, дав карт-бланш на командование армий.
Генерал не успел вступить в должность, по пути его сразила «неизвестная хворь», которая привела к скоропостижной гибели. Смерть Ваньяна Цзунхао породила немало слухов о природе «неизвестной хвори», многие считали, что талантливый генерал стал жертвой придворных интриг и был отравлен. Кто-то даже обвинял в этом императора, опасавшегося усиления собственного военачальника.
Смерть Ваньяна Цзунхао отразилась на состоянии боевого духа в войсках и вынудила императора в срочном порядке искать замену. Доподлинно неизвестно кто возглавил объединенную армию государства Цзинь, но судя по тому, как дальше развивались события, мне представляется, что человек не очень-то компетентный.
Узнав, что основные силы Цзинь собираются в районе заставы Цзюйюнгуань, Чингисхан направил авангард на разведку. Передовой отряд возглавил полководец Джебе, который уже успел себя зарекомендовать в кампании 1211 года.
Монголы быстро обнаружили цзиньскую армию и Джебе попытался выманить неприятеля с укрепленных позиций. Полководец использовал традиционную монгольскую тактику: «бей и убегай», которая зачастую жутко нервировала противника, который привык к открытым сражениям. В какой-то момент нервы сдали и у цзиньцев. Армия покинула заставу Цзюйюнгуань и пустилась в преследование.
Джебе удалось выманить неприятеля в Сюаньдэфускую долину, где завязалась битва привычном для монголов формате: раздолье для лошадей и никаких преград для свободного полета стрел. В такой обстановке мобильные отряды не сильно беспокоятся о численном превосходстве противника.
Войска Чингисхана быстро перекрыли коммуникации цзиньской армии со Срединной столицей, оставив бедных солдат без провианта, а затем принялись атаковать объединенную армию маленькими, но частыми набегами.
Доведя цзиньцев «до ручки», монголы принялись искать прорехи в обороне. Когда Чингисхан наметил основные направления для удара, он атаковал всеми силами и за несколько часов уничтожил превосходящие силы противника.
Если верить монгольским пересказам сражения в Сюаньдэфуской долине, то битва воспринимается как настоящее побоище, где цзиньские войска выступают исключительно в роли тренировочных манекенов для бравой кавалерии Чингисхана.
Разгром объединенного войска государства Цзинь стал переломным моментом в войне. Застава Цзюйюнгуань была взята, а путь к Срединной столице открыт. На южных границах Цзинь почти не осталось солдат, а север оказался беззащитен перед натиском монголов.
Чингисхан попытался развить успех и осенью 1211 года осадил Срединную столицу. Но что будет дальше? Успеет ли великий завоеватель захватить крупный укрепленный город до наступления холодов?
Об этом я расскажу в следующей статье.
Предыдущая статья:
История Чингисхана