От Джонни Винтера до Led Zeppelin — как один лишь звук слайд-гитары может вознести песню до небес.
В мире рок-музыки, где правят бал эпичные риффы и огненные соло, слайд-гитара выделяется как символ чистой, необузданной эмоции. Это не просто техника, это дикий, пронзительный крик души, прорезающий пелену стандартных аккордов и заезженных приемов. Игра на слайд-гитаре — это не скорость или точность, а демонстрация чистого, ничем не сдерживаемого чувства.
[ Слайд-гитара — это особая техника игры на гитаре, при которой музыкант использует специальный аксессуар - слайд - для прижатия струн вместо пальцев. Слайд скользит по струнам, изменяя их длину и, соответственно, высоту звука.
В результате получается характерное "плавающее", "поющее" звучание, которое часто ассоциируется с блюзом, роком и кантри.
Вот несколько ключевых особенностей слайд-гитары:
- Глиссандо: плавное скольжение от одной ноты к другой.
- Вибрато: колебания звука, создаваемые покачиванием слайда.
- Открытые строи: гитара настраивается в нестандартный строй, чтобы при игре слайдом образовывались аккорды.
Виды слайдов:
- Стеклянный (Bottleneck): самый популярный тип, дает теплое, мягкое звучание.
- Металлический: создает более яркое и агрессивное звучание.
- Керамический: обладает сбалансированным тембром, подходит для разных стилей.
Известные музыканты, использующие слайд-гитару:
- Джимми Пейдж (Led Zeppelin)
- Дуэйн Олмэн (The Allman Brothers Band)
- Бонни Райт
- Дерек Тракс
- Рай Кудер
Слайд-гитара – это уникальный и выразительный инструмент, который добавляет особое очарование разным музыкальным жанрам.]
Представляем вашему вниманию десять лучших соло на слайд-гитаре в истории классического рока:
10. Johnny Winter – Highway 61 Revisited (Second Winter, 1969)
Джонни Винтер взял в руки гитару в 11 лет и вскоре поразил всех своей зажигательной игрой. Вместо новомодных керамических или стеклянных слайдов Джонни использовал самодельный, вырезанный из металлической трубы, купленной в магазине сантехники. Его невероятный талант игры на слайд-гитаре раскрывается здесь в полной мере, превращая оригинал Боба Дилана в настоящий блюзовый ураган.
9. John Lennon – How Do You Sleep? (Imagine, 1971)
В этой песне, которая, как известно, адресована Полу Маккартни, Джон Леннон пригласил своего бывшего коллегу по The Beatles Джорджа Харрисона сыграть 35-секундное соло на слайд-гитаре, которое просто сносит крышу. Хоть многие и вспомнят My Sweet Lord Харрисона как более яркий пример использования им слайда, его игра в этой песне превосходит все ожидания. Это огненное свидетельство технического гения и творческого гения Харрисона, которое выходит за рамки лирической горечи Леннона, превращаясь в момент ошеломляющей красоты.
8. Crosby, Stills, Nash & Young – Teach Your Children (Déjà Vu, 1970)
Джерри Гарсия и Grateful Dead записывались в соседней студии, работая над альбомом Workingman's Dead, когда CSNY попросили Гарсию сыграть на педал-стил гитаре в песне "Teach Your Children", Гарсия согласился и записал две версии, первая из которых вошла в альбом. Его нежное, с оттенком блюграсса, соло завораживает, не затмевая при этом мягкое звучание песни. Удивительно, но Гарсия научился играть на этом инструменте всего за пару месяцев до записи трека.
7. Eagles – Victim Of Love (Hotel California, 1976)
Стремясь уйти от своих кантри-рок корней, группа записала этот мощный, ритмичный трек, в котором Дон Фелдер играет на соло-гитаре, а Джо Уолш демонстрирует мастерство владения слайд-гитарой, пронзая вокальные гармонии с дикой грацией. Его соло, короткое, но невероятно яркое, блестяще воплощает принцип «лучше меньше, да лучше». С первого же резкого глиссандо игра Уолша поражает своей интенсивностью, одновременно режущей и завораживающей.
6. George Thorogood & The Destroyers – Bad To The Bone (Bad To The Bone, 1982)
Игра Джорджа Торогуда на слайд-гитаре в этой песне — это настоящий гимн крутизне, рычащее, плюющееся воплощение бунтарского духа блюз-рока. Что делает эту композицию такой неотразимой, так это напористая и прямолинейная манера игры, источающая блюзовую и очень ритмичную энергетику, которая идеально сочетается с дерзким настроем трека. Он использует самодельный медный слайд, который придает его Gibson ES-125 фирменное «гнусавое» звучание.
5. Jackson Browne – Running On Empty (Running On Empty, 1977)
Дэвид Линдли играет на лэп-стил гитаре, создавая чистое, колокольчиковое звучание, которое усиливает задумчивое настроение песни. Он следует вокальным линиям, но его партия — это нечто большее, чем просто музыкальное сопровождение, это душа песни. Плавные, протяжные ноты Линдли и тонкое вибрато добавляют глубину эмоций, которая в кульминации его соло ощущается как яркие лучи солнца, пробивающиеся сквозь грозовые тучи.
4. Led Zeppelin – In My Time of Dying (Physical Graffiti, 1975)
Игра Джимми Пейджа на слайд-гитаре в этом треке — это настоящая стихия, демонстрирующая экспериментальное видение гитариста, использующего различные строи и материалы слайдов для создания разных тональностей. Его драйвовые риффы и техника игры bottleneck добавляют резкости и блюзового оттенка, а мастерское владение фидбэком и сустейном усиливает волнующее напряжение песни. Первобытный крик, затерянный где-то между жизнью и смертью.
3. Derek and the Dominos – Layla (Layla And Other Assorted Love Songs, 1972)
Сам Дуэйн Олмэн использовал открытый строй ми для своего легендарного вклада в этот праздник гитарной виртуозности. Олмэн и Эрик Клэптон слой за слоем накладывали риффы и соло, которые перерастают в величественную коду песни, где Олмэн выдает умопомрачительное соло, а Клэптон добавляет незаслуженно обделенную вниманием контрапунктную мелодию. Это пылкое свидетельство невероятной сыгранности двух самых значимых гитаристов того времени.
2. ZZ Top – Tush (1975, Fandango!)
Как последний бокал в прокуренном придорожном баре, слайд в Tush дикий, развязный и беззаботный. Гитара Билли Гиббонса стонет и вопит, словно вырвавшийся на свободу зверь. Его агрессивная техника игры построена на быстрых слайдах вверх и вниз по грифу, с грязным, перегруженным звучанием, которое прорезает микс, как нож масло. В то время как басист Дасти Хилл и барабанщик Фрэнк Бирд пробиваются сквозь 12-тактовый блюзовый шаблон, Гиббонс произносит лихорадочную, пропитанную потом проповедь из церкви Электрического безумия.
1. Lynyrd Skynyrd – Free Bird ( 1974)
Вопреки распространенному мнению, в Lynyrd Skynyrd нет импровизации. И хотя их треки взрываются протяженными соло, различные гитарные партии Skynyrd были написаны как отдельные мелодические дополнения к другим инструментам. В этой песне слайд Гэри Россингтона предлагает захватывающий контрапункт душевной аккордовой последовательности Аллена Коллинза, играя как эхо вокала Ронни Ван Занта. Запоминание вступительной мелодии Россингтона — это обряд посвящения для всех поклонников классического рока, и спустя пятьдесят лет после своего выхода она остается одним из самых любимых и знаковых соло в истории рока.